КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роберт Даль 5 страница
IV. Большое влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты в целом оказывают системы ее отбора или, как это часто квалифицируется в политологической литературе, рекрутирования. Наиболее известны и распространены из них две – гильдийная и антрепренерская системы. В чистом виде они встречаются довольно редко, обе имеют свои плюсы и минусы. Для системы гильдий характерны следующие специфические черты: а) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты; б) медленный, постепенный путь наверх; в) наличие многочисленных формальных требований для занятия должности - партийность, возраст, стаж работы, образование, рекомендация руководства и т.п.; г) небольшой, относительно закрытый круг селектората, в который входят лишь члены вышестоящего органа или один первый руководитель; д) подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции; Антрепренерская система рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий. Ее отличают: - открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; - небольшое число формальных требований, институциональных фильтров; - широкий круг селектората, который может включать практически всех избирателей страны; - высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих должностей; - изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, умение найти поддержку широкой аудитории. V. Политическая элита в России. До 1917 г. политическая элита страны формировалась по сословно-бюрократическому принципу, допускавшему возможность существования контрэлиты, в годы советской власти – по бессословно-номенклатурному, исключавшему даже гипотетическую возможность появления какой-нибудь оппозиции. Суть номенклатурной системы состояла в назначении лиц на сколько-нибудь социально значимые руководящие должности лишь по рекомендации соответствующих партийных органов КПСС, в подборе элиты сверху. Начиная с 1990 г., перед стремящимися к властным высотам России людьми открылся весь набор средств, имевшихся для этого как в странах Запада, так и Востока. В политическую элиту стало возможно войти как через “номенклатурную дверь” исполнительной власти, так и через парламент, опираясь на поддержку партий. Номенклатурное прошлое стало одной из характерных черт посткоммунистической российской элиты. Ее низкие деловые и нравственные качества во многом объясняют перманентность и глубину кризиса российского общества в последнее десятилетие, массовое распространение коррупции и безответственности. Нынешняя российская политическая элита не стала принципиально новым политико-культурным явлением, в руководстве остались в основном кадры, которые начали свой политический путь в советское время и выдвинулись на сколько-нибудь значимые посты в годы перестройки, что позволило ядру номенклатурной элиты сохранить свои позиции и в новом российском обществе. Вместе с тем в 90-е годы начала формироваться так называемая “новая элита”, которую представляли молодые, энергичные лидеры, активно занимавшиеся бизнесом. Они сегодня выражают интересы не только быстро обогащающихся групп финансового, торгового капитала, но и криминальных структур. Некоторые из них пошли в политику, другие остались в бизнесе, активно пользуясь в своей деятельности поддержкой политико-административных структур и органов. Важной тенденцией политических процессов в России является выдвижение в республиках, регионах влиятельного слоя этнократии (интеллектуальных, политических, культурных лидеров, носителей местного или национального сознания), ставшего важной, ведущей частью региональной политической элиты. Следует также отметить, что с изменением политической системы источники элитообразовательного процесса (власть, собственность, деньги, сила) сконцентрировались в руках исполнительных органов – президента, его администрации, правительства. Это позволило им контролировать и направлять процессы формирования элиты. В настоящее время политическая элита России все больше превращается в замкнутое образование: стихийное рекрутирование по существу завершено, подбор на руководящие должности все больше напоминает черты номенклатурного подхода. Между тем из опыта развития современных демократических государств явствует, что успешное социально-экономическое и политическое реформирование возможны лишь при использовании системы рекрутирования элит, основанной на конкурентных началах и высоких требованиях к деловым и нравственным качествам политических и административных руководителей. Весьма слабая политическая активность граждан, низкая результативность деятельности современной российской элиты, незавершенность формирования современного, то есть соответствующего “вызовам истории” руководящего слоя и в то же время его первостепенная значимость для преобразования страны – все это делает проблему политической элиты особенно актуальной для настоящего и будущего российского общества.
ЛЕКЦИЯ ДЕВЯТАЯ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Истинная сущность всех социальных процессов состоит в том, чтобы возвести на трон самого способного человека Томас Карлейль
I. Лидерство как социальное и политическое явление универсально. Политическими лидерами являются наиболее влиятельные лица, способные мобилизовать общество или его значительную часть для достижения социально значимых целей. Лидер в переводе с английского языка (leader) означает “ведущий”, “указывающий путь”. Смысл этого слова отражает предназначение человека-лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции. Для лидера характерна способность воздействия на других людей, умение организовывать их совместную деятельность для достижения общественно значимых целей. Политический лидер, персонализируя систему власти и управления, олицетворяет собой эту власть в глазах всего общества или групп граждан: политическое лидерство как явление – это способ взаимодействия лидера и масс, в процессе которого лидер оказывает значительное влияние на эту массу. Оно, по существу, представляет собой особый род власти, состоящей в способности одного лица или нескольких лиц, находящихся на вершине властной пирамиды, заставлять других делать то позитивное или негативное, что они, вероятнее всего, не делали бы вообще; политическое лидерство – это вид политической деятельности, представляющей собой процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (сторонники) добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации общественных интересов; политическое лидерство – это постоянное, приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, политическую организацию или большую социальную группу; политическое лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность; политическое лидерство – это символ общности и образец политического поведения группы (групп), способность реализовать ее (их) интересы с помощью власти. Исходя из такого понимания феномена лидерства, политический лидер может быть определен как человек, который осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением, способен изменять ход событий и направленность политических процессов в стране. Политические лидеры выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества. Каждый лидер своеобразен как феномен политики, но при всем их разнообразии у всех у них можно обнаружить важные общие свойства: - пассионарность, как определил Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) известную избыточность биохимической энергии у некоторых людей. Десятки тысяч людей, активно занимающиеся политикой в любой стране, вряд ли берут на себя ответственность за судьбы народа только ради власти, славы или богатства, так как надежды заполучить их часто не сбываются. У всех у них, по всей видимости, стремление изменить окружающий мир превышает инстинкт самосохранения. Однако направленность энергии многих пассионариев нередко оказываются не ко времени и не к месту, они погибают как высокосортные семена, попавшие в неподготовленную почву. Но те из них, чьи предложения находят отклик в обществе, так как соответствуют его актуальным потребностям, становятся политическими лидерами; - инициативность или принятие на себя ответственности за инициативу политических действий, направление и мобилизацию политической силы. При этом нельзя утверждать, что всем лидерам свойственно глубокое понимание закономерностей развития общества. История показала, что многие лидеры были не самыми умными и самыми образованными из своих современников, некоторые вообще оказывались авантюристами; - обладание определенной политической интуицией. Она позволяет лидерам ухватывать в конкретных ситуациях то, что не могут увидеть или высчитать другие. Интуиция оказывается гораздо важнее научных знаний, теоретической подготовки. Выдающиеся политические лидеры не были учеными, политологами, даже если их и именовали “корифеями всех наук”; - способность убеждать, скорее – увлекать и вести за собой людей. Это, по всей видимости, проявление определенной харизмы. Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот сложный социальный феномен берут свое начало еще в глубокой древности. Античные историки Геродот (484-420 до н.э.), Плутарх (ок. 45- ок. 127 гг.), Полибий (ок. 220- ок.120 до н.э.) уделяли главное внимание вождям, полководцам, героям, монархам, законодателям, которые для них служили живым воплощением власти и истории. В XIX в. французский социолог Эмиль Дюркгейм и ряд других ученых выдвинули идею о том, что со временем роль личностей во власти и обществе будет уменьшаться, уступая место общественным структурам и институтам. Прогноз, однако, не оправдался. Оказалось, что и в сложно организованном государстве граждане легче и охотнее доверяют находящимся у власти людям, чем анонимным структурам благодаря тому, что подобное лидерство обладает рядом специфических особенностей: - как правило, между общенациональным лидером и обществом не существует прямого взаимодействия, оно опосредуется партиями, политическими группами и движениями, средствами массовой информации; - оно носит многогранный характер, так как лидер всегда ориентирован на согласование различных социальных интересов, вынужденно стремится к оправданию массовых ожиданий благоприятных результатов от его деятельности; - политическое лидерство корпоративно; - оно в той или иной степени институционализировано, то есть деятельность лидера ограничена существующими социальными отношениями, нормами, процессами принятия решений; - феномен политического лидерства основан на способностях руководителя, среди которых американский социолог Э. Богардус отмечает силу характера, волю, обаяние (магнетизм) личности, решительность, гипнотические способности, тонкую интуицию, чувство юмора, такта, способность привлекать к себе внимание. II. Проанализировав различные подходы к характеристике лидерства, американский ученый Р. Стогдилл выявил, что практически во всех случаях оно рассматривалось либо как фокус групповых процессов, либо как искусство вызывать согласие, либо с точки зрения ролевой дифференциации в позициях власти. Явный персональный характер политического лидерства побуждал многих ученых при характеристике лидеров ставить во главу угла те или иные их личные свойства и качества. Томас Карлейль в XIX в. сумел сформулировать первые теоретико-концептуальные построения по проблемам деятельности лидеров и лидерства как социального феномена. Именно Карлейля считают основоположником весьма популярной в науке “теории черт”. Современные теория черт в определении лидерства возникли под влиянием исследований английского психолога Ф. Гальтона, пытавшегося еще на заре ХХ века объяснить лидерство на основе наследственности. Основной идеей такого подхода было убеждение, что если лидер обладает качествами, отличающими его от последователей, то эти качества можно выделить. Очень многие исследователи относили к ним нравственную зрелость, целостность характера, социальную смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, силу воли, отсутствие излишних переживаний. В 1940 г. американец К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как ”лидерские”. Среди них были названы инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, дружелюбие и т.д. Но ни одна из этих черт не занимала прочного места в перечне: 65% названных черт были упомянуты лишь один раз, 20% – дважды, 4-5% – трижды и лишь около 5% - четырежды. Авторитетным и распространенным способом описания политического лидерства являются ситуационные концепции, в соответствии с которыми появление лидера всегда есть результат места, времени и обстоятельств. Ситуационная теория лидерства подчеркивает относительность черт, которые должны быть присущими лидеру и предполагает, что качественно разные ситуации и обстоятельства могут потребовать качественно разных лидеров. Отдельные ученые (например, М. Шлессинджер-младший) абсолютизируют такую зависимость, рассматривают лидера как “игрушку”, выполняющую определенные задачи от имени класса, нации, прогресса, всеобщей воли и т.п. Дж. Шнейдер утверждает в этой связи, что число военных лидеров в Англии всегда было пропорционально числу конфликтов, в которые была вовлечена страна. Для того, чтобы снять с ситуационной теории подозрения в том, что она представляет лидеров марионетками, Э. Хартли предположил: - если человек становится лидером в одной ситуации, то не исключено, что он им станет и в другой; - в результате стереотипного восприятия лидеры в одной ситуации рассматриваются группой как “лидеры вообще”; - став лидером в определенной ситуации, человек приобретает авторитет, который способствует его избрание лидером и в следующий раз; - лидером чаще выбирают человека, имеющего мотивацию к достижению этой позиции. Теория черт и ситуационные концепции как два крайних подхода в проблеме лидерства родили в науке третье, более или менее компромиссное личностно-ситуативное объяснение природы лидерства. В 1952 г. Г. Герт и С. Милз выделили четыре фактора, которые необходимо было учитывать при рассмотрении феномена лидерства: а) черты и мотивы лидера как человека; б) образ лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей, побуждающие их следовать за ним; в) характеристики роли лидера; г) институциональный контекст, то есть те официальные и правовые параметры, в которых работает лидер и его последователи, решая те или иные проблемы. С появлением личностно-ситуативной концепции лидерство стало рассматриваться как отношения между людьми, а не как характеристика отдельного индивидуума. Сторонники личностно-ситуационного подхода пытаются найти компромисс в признании одинаковой важности роли внутренних и внешних факторов, детерминирующих деятельность лидера. Наиболее характерной концепцией такого типа является “теория конституэнтов”, утверждающая, что лидер – не кто иной, как выразитель ожиданий внешней по отношению к нему группы последователей. Соответствие лидера своему статусу в таком случае определяется не столько его личными качествами, сколько его способностями удовлетворить интересы тех, кто содействовал его возвышению. Одной из наиболее показательных современных трактовок политического лидерства является “рыночная теория”. С точки зрения этой теории лидер выступает как своеобразный торговец особого рода благами (безопасностью, правосудием, благополучием и т.п.), а его целью является получение дохода от разницы между мобилизуемыми и реально затраченными на решение определенных задач ресурсами. К влиятельным современным доктринам, объясняющим природу и назначение лидерства, относится и реляционная теория. В ней доводы и аргументы строятся на основе комплексного, системного учета факторов, относящихся к внешней среде, индивидуальным и личностным качествам властвующего лица, а также особенностям ситуации и иным обстоятельствам, определяющим поведение лидера. В рамках данной теории создаются многочисленные методики эффективного отбора и подготовки лидеров. III. Функции лидера – это главные направления его деятельности. Количество их зависит от таких факторов, как тип политической культуры общества, политический режим, зрелость гражданского общества, уровень жизни большинства населения и т.д. Среди основных функций лидера выделяются: - интегративная; - ориентационная; - инструменталистская; - мобилизационная; - социального арбитража и патронажа; - легитимации политического порядка. Многообразие выполняемых политическим лидером функций, условий их реализации, а также иных внешних и внутренних факторов деятельности находит свое отражение в разных типологиях лидерства. Так, политических лидеров различают по: - уровню их контроля над властью (правящие и оппозиционные); - масштабу деятельности (общенациональные и региональные); - стилю поведения (авторитарные и демократические); - характеру руководства (формальные и неформальные); - отношению к социальным изменениям и реформам (консерваторы, реформаторы, догматики, фундаменталисты); - ролевым отношениям к целям политического движения (идеологи, идеалисты, прагматики); - отношению к противникам (соглашатели, фанатики). Классическая типологизация политических лидеров принадлежит Максу Веберу, который выделял следующие их типы: традиционный, рационально-легальный и харизматический. Американский политолог К. Ходжкинстон выделил среди лидеров лидеров-карьеристов, лидеров-политиков, лидеров-техников, лидеров-поэтов. На основе эмоционального отношения к лидеру его последователей С. Джибб выделил три типа: лидер-патриарх, лидер-тиран, лидер-“идеал”. Весьма популярна в науке и классификация, предложенная американской исследовательницей М. Херманн: лидер-знаменосец, обладающий высоким общественным престижем, предлагающий планы и программы радикальных преобразований; лидер-торговец, воплощающий стиль поведения, который позволяет ему вести торг по обмену услуг на поддержку; лидер-служитель, успешно действующий в рутинных условиях во имя интересов населения; лидер-пожарный, демонстрирующий умение действовать в условиях кризисов, каких-то неожиданных осложнений во внутренней жизни страны или в ее международном положении; лидер-марионетка, зависимый от воли и интересов своего ближайшего окружения. V. Значительный интерес представляет изучение стилей лидерства как совокупности приемов и методов деятельности политического лидера, характера взаимодействия с членами поддерживающих его групп и последователями. Традиционно выделяются три стиля лидерства: авторитарный – для него характерен упор на жесткие меры и методы руководства – безапелляционные распоряжения, безальтернативные директивы, неприкрытые угрозы; демократический – для успешного достижения целей поощряется активность и инициативность, в арсенале методов доминируют поощрения, вознаграждения, похвала, поддержка; не вмешивающийся или отстраненный стиль лидерства основан на положении стороннего наблюдателя, которое обычно занимает лидер, не проявляющий стремления к какой-нибудь деятельности, но внимательно следящий за происходящим. VI. К новым тенденциям в развитии лидерства, одного из самых древних и универсальных институтов человечества и существующего везде, где есть власть и организация, можно отнести: - рассмотрение политическими лидерами внутренней политики в возглавляемых ими странах как составной части глобального процесса; - возрастание роли и влияния неформальных лидеров; - усиление концентрации активности лидеров на решении экономических и социальных проблем; - уменьшение вероятности появления политических лидеров-героев и лидеров-антигероев; - сокращение границ власти политического лидерства за счет совершенствования системы разделения властей и расширения границ гражданского общества.
ЛЕКЦИЯ ДЕСЯТАЯ
ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Все государства, все державы, обладавшие или обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно. Николо Макиавелли
Государство является центральным интегрирующим общество политическим институтом. Оно концентрирует в себе и реализует властные полномочия, обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные процессы. Государство – это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития. Долгое время оно отождествлялось с обществом, его социальной организацией. И только в XVI в., благодаря трудам Н. Макиавелли, в которых впервые использовался термин stati (от латинского status - положение) для обозначения особой, отличной от общества структуры власти, появился и термин “государство”. Политологи при этом исходят из того, что развитие государства и в историческом плане, и для ряда обществ современности проходит несколько стадий. “Чем более развито государство, тем более оно отделено от общества, обретающего в Новое время качество “гражданского” в противовес “обществу политическому”, то есть собственно государству, - утверждает российский ученый В.Б. Пастухов. – Государство опосредует движение основного противоречия человеческой деятельности – между ее общественным характером и индивидуальной формой осуществления… Развиваясь, государство, как и любой другой социальный феномен, проходит стадию становления, а затем последовательно выступает как явление “в себе”, “для себя”, “для других”. Трем последним стадиям соответствуют три основные фазы развития государственности: государство-класс, государство-бюрократия, государство-нация”. Вместе с тем лишь классические трактовки государства столь многочисленны, что возникает серьезное сомнение в возможности выразить все его основные признаки, а также исторические формы в одном определении. Конфуций видел в государстве “большую семью”, а Платон – “справедливый человеческий космос”. Государство называли простой совокупностью граждан (Аристотель), союзом свободных людей для соблюдения права и общей пользы (Гроций), верховной властью, сосредоточенной в одном человеке (или собрании) и сводящей все воления граждан в единую волю (Гоббс), машиной для подавления одного класса другим (Маркс), земнобожественным существом (Гегель) и т.д. Развитие научного содержания категории государства прослеживается с XIV в., а само ее становление в нынешнем понимании – как совокупности институтов, обеспечивающих функционирование системы управления обществом – произошло лишь в XVIII в. Некоторое представление об имеющихся подходах к осмыслению сущности государства дает их типологизация в британской “Энциклопедии управления и политики” (1992): - правовой подход сводит государство к системе права, основывающейся на суверенитете публичной власти (Ганс Кельзен [1881-1973]); - историческое направление исследует государство как эволюцию его органов и форм от эпохи к эпохе, рассматривает его разновременные качества сквозь призму смены статусов-состояний; - социально-антропологический подход предлагает осмысливать государство как тип социальной организации в контексте всего общества (Маркс, Дюркгейм, Леон Дюги, Макс Вебер); - философский метод познания государство отражает особые представления об этом институте, осознаваемом в качестве некоего справедливого порядка объединения граждан; - политологический подход распадается на большое количество частных концепций: а) плюралисты (Роберт Даль, Дэвид Трумэн) главным для государства считают поиск равновесия между конкурирующими группами, организацию их взаимодействия, для чего нужно полноценное разделение властей, строгий учет ролей различных общественных движений; б) корпорационисты (Филипп Шмиттер) рассматривают государство как единое целое, где, несмотря на наличие разграниченных интересов между крупными общественными группами и объединениями (корпорациями), сильное и централизованное государство удерживает решающие рычаги власти; в) у неомарксистов точки зрения разнятся: для Ральфа Милибанда оно продолжает выражать интересы экономически господствующего класса и лишь в чрезвычайных обстоятельствах (например, во время войны) может действовать независимо от классовых интересов; у Никоса Пуланзаса (1936-1979) государство более не является инструментом господства над обществом. С его точки зрения, гораздо важнее то, что оно защищает долговечность капиталистического производства даже тогда, когда входит в конфликт с некоторыми сегментами класса капиталистов; мнение Клауса Оффе сводится к тому, что современное государство исключено из процесса накопления и лишь выполняет нужные функции с использованием перераспределения средств II. Признаки, структура и функции государства складывались, начиная с IV тысячелетия до Р.Х., по мере развития родоплеменных отношений и обособления отдельных групп лиц, которые постепенно концентрировали в своих руках управленческие функции, закрепляя их в виде устойчивых властных организаций. В зависимости от особенностей эволюции различных цивилизаций, эти универсальные процессы образования государства обладали известной спецификой. Например, на Западе особенности развития материальной и духовной жизни связали образование этого политического института с формированием сословного представительства граждан, возникновением института частного права, постепенным ограничением власти правителей законом и правом, что накладывало определенные ограничения на вмешательство государства в экономическую деятельность людей и естественные права человека. На Востоке же формирование государственных структур происходило на фоне практического всесилия верхов над обществом и жесткости форм социальной консолидации последнего в виде господства кланов, каст, общин. Такие исторические условия, препятствуя развитию частной собственности и критического самосознания обществ данного типа, существенно ограничили возможности правовых регуляторов и потенциал гражданской активности населения в формировании государства. В целом же государство сформировалось как институт организации совместной жизни. Именно в этих целях оно формирует и поддерживает нормы и правила социального общежития, контролирует их выполнение властью и подданными, ограничивает влияние групповых и корпоративных структур. Основными признаками современного государства являются: - наличие публичной власти, выделенной из общества, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и живущих на ней людей; - обязательность членства в государстве. Гражданство человек получает с момента рождения; - система налогов, податей, займов, необходимых для материального обеспечения государственной политики, для содержания государственного аппарата; - территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию); - суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях); - право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и делает ее легальной); - монополия на легальное применение силы, принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми является жизнь и свобода); - претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. III. Проявление специфических свойств и функций государства в действительности всегда зависит от формы организации власти и характера взаимосвязей высших государственных органов с населением. Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму государственного устройства, форму правления и форму государственного режима. С точки зрения административного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные: - в унитарном государстве все административные единицы представляют собой части единого целого, а государственные органы – части единой политической системе, функционирующей на основе единой конституции и в рамках однородного правого поля. Оно характеризуется следующими признаками: а) предполагает существование единых высших исполнительных, представительных и судебных органов; б) на его территории действуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство; в) составные части такого государства суверенитетом не обладают; г) все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене; д) имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти; федеративное государство является свободным объединением отдельных государств (регионов, областей, земель), каждое из которых обладает определенной автономией и имеет особые отношения с центром. В настоящее время около 2 миллиардов человек проживает в 23 федерациях, составленных примерно из 500 своих субъектов, каждый из которых может сравниться со 191-м политически суверенным государством. Федерации отличаются следующими признаками:
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |