Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И его гуманистический характер

Понятие, структура процесса обучения

Процесс обучения – педагогически обоснованное, последовательное, непрерывное изменение состояний субъектов в специально организованной среде для достижения целей обучения. Обучение – процесс непосредственной передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и обучаемого. Включает в себя две части преподавание и учение.

Разделом науки педагогики, изучающим законы, закономерности и принципы обучения, определяющие содержание, технологии и формы и методы организации учебного процесса, является дидактика. Дидактика выделяет три основные функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную. Первая функция направлена на формирование ЗУН и опыта репродуктивной познавательной деятельности. Вторая – на разносторонне развитие индивидуальных способностей обучающихся, третья – формирование нравственных и эстетических представлений, системы мировоззрения, норм и правил поведения.

В дидактической модели процесс обучения рассматривается как система, компонентами которой являются различные стороны целостного явления. В их число входят:

· дидактический компонент, обобщающий связи и отношения между собственно дидактическими элементами учебного процесса;

· гносеологический компонент, определяющий его в аспекте познания обучающимися объективной действительности, фактов и законов, самих себя;

· психологический компонент, относящийся преимущественно к внутренней (психической) познавательной деятельности в процессе обучения;

· кибернетический компонент, отражающий все многообразие связей, проявляющихся в ходе управления усвоением учебной информации;

· социологический компонент, охватывающий отношения между участниками учебного процесса;

· организационный компонент, раскрывающий отношения, возникающие при организации учебного и преподавательского труда, их материально-технического оснащения, стимулирования преподавательской и учебно-познавательной деятельности учащихся.

Системообразующими элементами процесса обучения выступают: цель обучения, деятельность преподавания, деятельность учения и результат. Переменными составляющими учебного процесса являются средства управления учебным процессом, которые включают: содержание учебного материала, методы, средства и организационные формы обучения.

 
 

 

 


Схема 2. Модель структуры учебного процесса

Цели обучения зависят от требований общества к уровню образованности личности. Они зависят от внешних и внутренних факторов процесса обучения: социально-экономической ситуации, политической обстановки, совместной деятельности педагога и обучаемого, воспитывающий характер, применение адекватных целям технологий обучения, культурных, материальных условий и др.

Содержание учебного предмета система знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены обучающимися в конкретной области наук, а также опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру.

Методы обучения – способ совместной деятельности преподавателя и обучаемого, направленный на решение дидактических задач. Выделяют словесные, наглядные, практические методы.

Средства обучения – материальный или идеальный объект, который используется преподавателями и обучаемыми для усвоения новых знаний, приобретения умений и навыков. Средства обучения подразделяются на материальные (учебники и пособия, модели и макеты, учебно-лабораторное оборудование, учебные помещения, мебель и др.) и идеальные (усвоенные ранее знания и умения, речь и письмо, чертежи и диаграммы, схемы и условные обозначения). К материальным средствам обучения можно отнести технические средства обучения – устройства, помогающие преподавателю обеспечивать обучаемых учебной информацией, управлять процессом запоминания, применения и понимания знаний, контролировать процесс и результат обучения.

Организационные формы обучения – ограниченные во времени конструкции процесса обучения, обозначающие вид учебного занятия. Он могут быть индивидуальные и коллективные, теоретические и практические, комбинированные и трудовые.

В условиях гуманизации системы образования в структуре учебно-воспитательного процесса усиливается значимость и роль личности педагога и обучаемого. Осуществляется переход на субъект-субъектные отношения. Готовность педагога к реализации гуманистической, личностной направленности обучения требует адекватных ему личностных свойств – эмпатийность, увлеченность, толерантность, отношение к обучающемуся как к уникальной личности и др. Главный фактор личностного развития связан с востребованностью личностного начала индивида социумом, логикой деятельности, самопроектированием.

Выделены три положения гуманистически направленного процесса обучения:

- все приемы должны способствовать вхождению предлагаемого опыта в контекст жизненной сферы обучаемого;

- способом освоения личностного опыта выступает диалог;

- игровая форма воссоздания реальности.

Современной парадигмой образования XXI века является обеспечение устойчивого развития общества и личности, а основными чертами становятся опережающий характер, гуманизация, непрерывность, развивающее, социально-ответственное, личностно-ориентированное образование, приводящее к достижению обучающимися уровня понимания, саморазвития и самореализации на базе широкого, фундаментального, открытого многовариантного обучения, в котором приоритет отдается творчеству и инновациям.

Поворот образования к личности обусловлен общим кризисом технократического общества. Гуманистическая парадигма противостоит централизму и единообразию в образовании, экстенсивному росту объема знаний и при сокращении осмысления и рефлексии, приданию учебно-воспитательному процессу внешних гуманитарных форм без изменения существа деятельности субъекта обучения. Кризис приводит к осознанию отправной ценности образования, которой является абсолютная ценность личности, не зависимо от функциональной значимости, соответствия какой-либо политической или идеологической модели [26].

Развиваемая концепция служит научной основой определенного вида образования, специально направленного на формирование у индивида опыта личностной самоорганизации, выражающегося в его готовности к исполнению специфических личностных функций по отношению к социуму и собственной жизнедеятельности.

Гуманистический характер образования проявился в компетентностном подходе при подготовке выпускников, в основе которого лежит практическая направленность процесса обучения с учетом требований работодателя. Ему свойственны прагматичность, междисциплинарность, развитие креативности и самостоятельности у обучаемых, технологичность с использованием методов активного обучения, модульность.

Целенаправленная деятельность человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и формированию новых навыков и умений, а также личностных свойств и качеств, необходимых для выполнения определенного вида профессиональной и всякой другой деятельностипонимается как самообразование. В современной педагогической науке оно рассматривается в двух аспектах:

1. Какцеленаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;

2. Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.

В любом из этих подходов в основе самообразования находится непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Оно также рассматривается как одно из важных средств самовоспитания.

К числу основных видов самообразования отнесены общее, специальное (профессиональное) и др. самообразование. Его основной формой выступает изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и др. литературы. Источниками новых знаний также выступают прослушивание лекций, докладов и аудиозаписей, использование электронных ресурсов, консультации специалистов, просмотр спектаклей и кинофильмов, посещение музеев и выставок, различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др. При этом самообразование всегда имеет целью получение необходимой квалификации или повышение образовательного, в том числе и профессионального, уровня.

Философско-педагогическую идею, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека, представляет собойконцепция непрерывное образование. В то же время это также аспект образовательной практики, представляющий ее как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы государства и один из важнейших принципов образовательной политики Российской Федерации.

В теории и практике непрерывного образования особо акцентируется образование взрослых за пределами базового образования приобретение и повышение профессиональной квалификации, переподготовка в процессе смены профессий, образование в ходе адаптации к меняющимся социальным условиям, досуговое образование и т. д.

Непрерывное образование также выступает как путь и средство творческого роста личности, конструктивного преодоления ситуаций социального и профессионального жизненного кризиса. Вот почему для психолого-педагогической практики важнейшей областью его проблематики является процесс самоактуализации человеком своих ценностей и творческого потенциала в образовательном процессе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Воспитание в семье | Принципы обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.