Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второе размышление. О природе человеческого ума: о том, что ум легче познать, нежели тело

Первое размышление. О том, что может быть подвергнуто сомнению.

Рене Декарт. Размышления о первой философии

Вот уже несколько лет, как я приметил, сколь многие ложные мнения я принимал с раннего детства за истинные. Сам разум побуждает нас столь же тщательно воздерживаться от признания вполне достоверных и безусловных истин, сколь и от явно ложных. Благоразумие требует никогда не доверяться полностью тому, что хоть однажды ввело нас в заблуждение. Хотя чувства иногда и обманывают нас в отношении чего-то незначительного и далеко отстоящего, всё же существует гораздо больше других вещей, не вызывающих никакого сомнения, несмотря на то что вещи эти воспринимаются нами с помощью тех же чувств. Однако надо принять во внимание, что я человек, имеющий обыкновение по ночам спать и переживать во сне. Сон никогда не может быть отличён от бодрствования с помощью верных признаков. Но наши сонные видения суть как бы рисованные картинки, которые наше воображение может создать лишь по образу и подобию реально существующих вещей. Ибо сплю ли я или бодрствую, два плюс три дают пять, а квадрат не может иметь более четырёх сторон. Издавна прочно укоренилось мнение, что Бог существует, что он всемогущ и что он создал меня таким, каков я есть. Но откуда я знаю, не устроил ли он всё так, что вообще не существует ни земли, ни неба. Однако его благости в высшей степени противоречило бы, если бы он создал меня вечно заблуждающейся тварью. Я вынужден признать, что из всех вещей, некогда почитавшихся мною истинными, нет ни одной, относительно которой было бы недопустимо сомневаться. Итак, я сделаю допущение, что не всеблагой Бог, но какой-то злокозненный гений, склонный к обману, приложил всю свою изобретательность к тому, чтобы ввести меня в заблуждение. Я буду рассматривать себя как существо, лишённое рук, глаз, плоти и крови, каких-либо чувств. Я прочно укореню в себе это предположение, и тем самым, даже если и не в моей власти окажется познать что-то истинное, от меня будет зависеть отказ от признания лжи. Так и я невольно соскальзываю к старым своим представлениям и страшусь пробудиться.

Я допускаю, что всё видимое мною ложно; я предполагаю никогда не существовавшим всё, что являет мне обманчивая память. Однако откуда мне известно, будто, помимо перечисленных, не существует других вещей, относительно которых не может быть ни малейшего сомнения? Не являюсь ли, по крайней мере, и я чем-то сущим? Но ведь только что я отверг в себе всякие чувства и всякое тело. Я должен в конце концов выдвинуть следующую посылку: всякий раз, как я произношу слова Я есмь, я существую или воспринимаю это изречение умом, оно по необходимости будет истинным. Но пока я ещё недостаточно хорошо понимаю чтó я есмь – я. Прежде всего мне думалось, что у меня есть лицо, руки, кисти. Свои же действия я относил на счёт души. Под телом я разумею всё то, что может быть ограничено некими очертаниями и местом и так заполняет пространство, что исключает присутствие в этом пространстве любого другого тела. Природе тела никоим образом не свойственно обладать собственной силой движения. Мышление существует: ведь одно лишь оно не может быть мной отторгнуто. Я есмь, я существую – это очевидно. Я - лишь мыслящая вещь, иначе говоря, я – ум. Познание этого моего я, взятого в столь строгом смысле, не зависит от вещей, относительно существования которых мне пока ничего не известно, а значит, оно не зависит также ни от какой игры моего воображения. Ни одна из вещей, кои я могу представить себе с помощью воображения, не имеет отношения к имеющемуся у меня знанию о себе самом. Разум следует тщательно отвлекать от всех этих вещей, с тем чтобы он возможно более ясно познал свою собственную природу. Именно моё сомнение, понимание и желание столь очевидны, что более чёткого объяснения не может представиться. Это, собственно, то, что именуется моим ощущением; причём взятое именно и этом смысле ощущение есть не что иное, как мышление.

Возьмем, к примеру, вот этот воск. Пока я это произношу, его приближают к огню: меняется его цвет, очертания расплываются, он становится жидким. Но он и теперь остаётся тем воском, что и прежде. Так что же именно в нём столь отчётливо мыслилось? Но не остаётся ничего, кроме некоей протяжённости, гибкости и изменчивости. Остаётся признать, что я и не представлял себе, что есть данный воск, но лишь воспринимал его мысленно. Восприятие воска не является ни зрением, ни осязанием, ни представлением, но лишь чистым умозрением. И все же ум мой склонен к ошибкам. Но я не допускаю в себе ничего иного, кроме ума. Поэтому невозможно, чтобы сам я, мыслящий, не представлял собой нечто. Тела воспринимаются не с помощью чувств или способности воображения, но одним только интеллектом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Аристотель. Метафизика. Книга первая | Третье размышление. О Боге – что он существует
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.