КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Третье размышление. О Боге – что он существует
Я достоверно знаю, что я – вещь мыслящая. Но как быть уверенным в [существовании] какой-либо вещи? В моём уме возникают идеи таких вещей, или мысли о них. всякий раз, как эта предварительная мысль о высочайшем могуществе Бога приходила мне в голову, я не мог не признать, что, если только ему заблагорассудится, он с лёгкостью устроит так, чтобы я заблуждался даже в отношении тех вещей, кои, как мне думается, я самым ясным образом зрю своим умственным взором. Идеи, если рассматривать их сами по себе, вне отношения к чему-либо иному, не могут быть ложными; ибо представляю ли я себе козу или химеру, от этого не становится менее истинным тот факт, что я представляю себе одну из них, а не другую. Из этих идей одни кажутся мне врождёнными, другие – благоприобретёнными, третьи – образованными мною самим. Хотя идеи эти не зависят от моей воли, тем не менее ещё не установлено, что они по необходимости исходят от предметов, находящихся вне меня. Даже если бы идеи эти и исходили от вещей, отличных от меня, из этого вовсе не следует, будто упомянутые вещи должны быть с ними сходны. Я мыслю некоего вышнего Бога – вечного, бесконечного, всеведущего, всемогущего, творца всех сущих вещей. Ничто не может возникнуть из ничего и тем более то, что обладает высшим совершенством или содержит в себе больше реальности, не может возникнуть из того, в чём этой реальности содержится меньше. Если же мы допустим, что в идее имеется нечто, не содержавшееся в её причине, значит, идея получила это нечто из ничего. Что до идей телесных вещей, то в них не обнаруживается ничего такого, чего нельзя было бы извлечь из меня самого. Под словом «Бог» я понимаю некую бесконечную субстанцию, независимую, в высшей степени разумную, всемогущую, сотворившую как меня самого, так и всё прочее, что существует, – если оно существует. Моё восприятие Бога более первично, нежели восприятие самого себя. Идея Бога предельно ясна и отчётлива и содержит в себе больше объективной реальности, чем какая-либо другая идея. Я считаю его столь бесконечным, что к его совершенству ничего уже нельзя добавить. Я – вещь мыслящая и ношу в себе некую идею Бога. Именно единообразие и простота, или нераздельность, всех свойств Бога и составляет одно из тех совершенств, кои я у него предполагаю. Из одного того, что я существую и во мне заложена некая идея совершеннейшего бытия, то есть Бога, – что существование Бога тем самым очевиднейшим образом доказано. Бог, создавая меня, вложил в меня эту идею. Я признаю немыслимым моё существование с заложенной во мне идеей Бога, если Бог не существует поистине. Бог – обладатель всех тех совершенств, он не может быть обманщиком: ведь всякая ложь и обман связаны с каким-то изъяном.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |