КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1. Предмет и методы психологии. Основные этапы развития психологии. Развитие психики в филогенезе
Контенты лекций по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ»
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Психология – наука о порождении, развитии и функционировании психики в жизнедеятельности организмов. Психика – это система функций, которые формируются и развиваются на протяжении онтогенеза в процессах активного взаимодействия живого организма с предметным миром, в процессах реализации операций, действий, деятельностей. Психические явления условно разделяют на социально-психологические и индивидуально-психологические: А) Социально-психологические явления и процессы включают: социальное восприятие, социальные отношения, коммуникацию и взаимопонимание между людьми в процессах общения и деятельности, социальные взаимодействия и социальные воздействия, и другие. Б) Индивидуально-психологические явления включают: · Психические процессы. Выделяют познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы. · Психические свойства. Выделяют темперамент характер, способности. · Психические образования. Выделяют личность, сознание и самосознание, мотивы. · Психические состояния. Выделяют настроение, стресс, монотония, утомление, фрустрация и т. д.
Методы изучения психических явлений. Феноменологические методы исследования в психологии. · Метод интроспекции · Методы беседы и методы опроса. · Неорганизованное (житейское) наблюдение. Эмпирические методы исследования в психологии. · Методы регистрации и измерения психических явлений. · Научно организованное наблюдение. · Эксперимент (естественный и лабораторный; констатирующий и формирующий). Теоретические методы исследования в психологии. · Методы построения объяснений, основанные на использовании имеющихся теорий, на выдвижении гипотез и на правилах дедуктивных умозаключений. · Методы моделирования, основанные на построении обобщенных аналогий (моделей), в которых фиксируются предполагаемые существенные структурно-функциональные особенности познаваемых явлений. При этом результаты, получаемые путем изменения модели, могут переноситься на моделируемую реальность. · Анализ имеющихся средств и способов объяснения (теорий) и моделирования психических явлений. · Классификация психических явлений на основе выдвижения теоретических, объяснительных оснований. Отрасли современной психологии. Фундаментальные области психологических исследований. Общая психология; зоопсихология и сравнительная психология; психология личности и дифференциальная психология, возрастная психология и психология развития; педагогическая психология; инженерная психология (эргономика); психология спорта; психология искусства; клиническая психология и патопсихология; психофизиология и нейропсихология и др. Прикладные отрасли в современной психологии: психодиагностика, психологическое консультирование, организация условий для психического развития и совершенствования, психотерапия.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |