КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы развития психологии
Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (IV-V вв. до н. э. — 60-е гг. XIX в.) Тотемизм, фетишизм, анимизм, сакральность, мифическо-религиозные представления. Учение о душе (V в. до н. э. - начало XVII в. н. э.). Гилозоизм, панпсихизм, материализм, идеализм. Аристотель, Платон, Демокрит, Гиппократ. Гуморальная теория темперамента. С V по XIV в. учение о личности в работах Боэция (480-524), Фомы Аквинского, Дунса Скота (1265-1308), Фрэнсиса Бэкона (1561-1626). Новизна подхода Бэкона состояла в отказе от умозрительного решения вопросов о природе души и переходе к эмпирическому изучению её способностей. Философская теория познания, учения об опыте и о сознании (середина XVII в. - середина XIX в.). Рене Декарт (1596-1650) ввел понятие «сознание», метод интроспекции, представление о рефлексе, в котором был реализован принцип механистического детерминизма, дуализма. Появление термина «психология» принято связывать либо с теологическими трудами деятеля Реформации Филиппа Меланхтона (1497-1560), либо с обозначением особого раздела литературы, введенного в XVI в. философами Р. Гоклениусом и О. Кассманом. В конце XVIII — начале XIX вв. психологическое знание начинает выходить за пределы философии — в языкознание (например, в работе И. Гердера «О происхождении языка»), в этнографию (Т. Вайтц начал изучение душевной жизни первобытных народов, М. Лацарус и Г. Штейнталь заложили основы психологии народов), в биологию и медицину. Г. Спенсер сформулировал принцип адаптации организмов к среде, Ч. Дарвин изучал инстинктивное поведение и эмоции, показал эволюционное происхождение некоторых форм поведения человека. И.М. Сеченов (1829-1905) на основе представления о рефлексе сформулировал одну из первых программ превращения психологии в научную дисциплину. Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. XIX в. — настоящее время) Этап формирования первых парадигм (60-е гг. XIX в. — 10-е гг. XX в.). Оформление психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с появлением первых научных программ, созданных В. Вундтом и И.М. Сеченовым. Важно заметить, что прогрессивная программа Сеченова оказала сильнейшее влияние на развитие психологических парадигм в России (Н. Н. Ланге, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский), но при этом не стала самостоятельной парадигмой. В 1879 г. Вундт основал научную лабораторию в Лейпциге (Институт экспериментальной психологии), в которой проводились исследования и обучение специалистов-экспериментаторов (подготовлено более 150 психологов из 6 стран мира), а в 1881 г. — научный журнал «Философские исследования» (Philosophische Studien), вопреки названию целиком посвященный психологическим проблемам. 3. Фрейд (1856-1939) – Психоанализ был направлен на изучение личности и строился в соответствии с такими принципами, как принцип детерминизма, принцип развития, принцип активности, источник которой, согласно учению Фрейда, лежит внутри субъекта. Психоанализ использовал как метод анализ свободных ассоциаций, оговорок, специфики забывания, толкование пересказов сновидений, и т. п. Радикальный переворот в представлениях о предмете и методе психологии был совершен Дж. Б. Уотсоном (1878-1958). Предмет психологии, с точки зрения бихевиоризма, — поведение, понимаемое как совокупность наблюдаемых мышечных, железистых реакций на внешние стимулы (S). Задача психологии состоит в том, чтобы выявить закономерности связей между стимулами и реакциями (S —> R), а цель — предсказание поведения субъекта и управление им. Методом исследований в бихевиоризме считается поведенческий эксперимент. Кризис психологии (10-30-е гг. XX в.). В 1910-1930-е гг. в психологии сформировалось большое количество конкурирующих несовместимых и даже несопоставимых парадигм, которые реализовали потенциально логически возможные версии понимания предмета и метода психологии. Это была уникальная ситуация в истории науки. Ни в одной дисциплине не происходило столкновение такого множества столь различных парадигм. Вот только неполный список собственно психологических парадигм, сформировавшихся во время открытого кризиса: бихевиоризм; когнитивный бихевиоризм Э. Толмена; психоанализ: учения Фрейда, Юнга, Адлера; гештальтпсихология; динамическая психология; К. Левина; описательная психология В. Дильтея и Э. Шпрангера; генетическая психология Ж. Пиаже; культурно-историческая теория Л. С. Выготского; различные версии теории деятельности: М. Я. Басова, С. Л. Рубинштейна; реактология в версия: К. Н. Корнилова и В. М. Бехтерева; психология установки Д. Н. Узнадзе. Современное состояние психологии. Строгие требования практики исследования, а также внутри- и межпарадигмальная критика ведут к трансформации заимствованных принципов и понятий. Конкуренция и взаимосвязи парадигм в психологии ведут к ее интенсивному развитию. Можно выделить несколько основных направлений развития психологической науки. 1. Происходит развитие существующих парадигм. 2. Появляются новые парадигмы. 3. Формируются различные версии объяснительных принципов, представлений о предмете и методе психологии. 4. Складываются новые объяснительные принципы. Например, принцип субъектности, принцип реконструкции. 5. Наиболее развитые парадигмы осуществляют экспансию на различные отрасли психологии. 6. Развиваются связи психологии с другими дисциплинами.
Развитие психики человека в филогенезе. Существуют этапы эволюционного развития нервной системы, которая выступает необходимым условием для развития психических функций у живых организмов: · Диффузная, сетевидная, кольцевая, ганглионарная типы нервной системы. · Дифференциация головного ганглия и формирование ЦНС. · Усложнение переднего мозга и постепенное развитие коры головного мозга от земноводных к высшим млекопитающим. А.Н. Леонтьев. Теория эволюционного формирования и эволюционных стадий развития психики. В зависимости от строения деятельности, характера психического отражения (психической ориентировки) и способности к научению выделяются три основные стадии в филогенетическом развитии психики у животных организмов: · Стадия элементарной сенсорной психики · Стадия перцептивной психики · Стадия интеллекта (мышления) · Высший уровень развития психической ориентировки – сознание человека. Стадии эволюционного развития психики получили теоретическую и эмпирическую конкретизацию в работах К.Э. Фабри.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |