Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первичные свойства

Виды представлений.

Лекция 4. Мышление и интеллект. Воображение. Творчество. Речь

Эмпирические законы памяти.

Сохранение и забывание.

· Различают оперативное, кратковременное, долговременное сохранение.

· Существует феномен вытеснения негативных желаний и эмоционально неприятного опыта.

· Существует зависимость эффективности сохранения от характера организации материала в процессе запоминания (заучивания).

· Существует зависимость эффективности сохранения от установки на долговременно отсроченное воспроизведение.

 

Воспроизведение. Виды воспроизведения :

· Узнавание

· Собственно воспроизведение: а) произвольное; б) непроизвольное.

· Припоминание.

Различают непосредственное и отсроченное воспроизведение.

Феномены воспроизведения:

· Реминисценции – отсроченное непроизвольное улучшение воспроизведения событий.

· Контаминации – перепутывание событий при их отсроченном воспроизведении.

· Конфабуляции – непроизвольное домысливание забытых сюжетов, событий и их фрагментов.

 

· «Фактор края».

· «Кривая забывания».

· «Закон Эббингауза».

· «Закон Йоста».

· «Эффект фон Ресторф».

 

Существует несколько основных типов связей, образующихся между имеющимся опытом и вновь приобретаемым:

· Ассоциации по пространственно-временной смежности.

· Ассоциации по сходству или подобию.

· Ассоциации по различию, противоположности, контрасту.

 

Представления (вторичные образы) – познавательный психический процесс, который заключается в воссоздании образов (актуализации, репрезентации образов) предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, на основе сохраняемого в памяти индивидуального жизненного опыта.

По качественным особенностям (модальности):

· Зрительные, слуховые, мышечно-двигательные, обонятельные, вкусовые...

По степени волевых усилий и наличия цели:

· Непреднамеренные и преднамеренные (непроизвольные и произвольные) представления.

По степени предметной-образной конкретности или обобщенности:

· Представления образные (единичные и общие), представления пространственные и временные, представления квазипространственные.

По содержанию представляемых образов:

· Репродуктивные представления из реального жизненного опыта по памяти.

· Фантастические представления воображения в художественной творческой деятельности.

· Продуктивные представления с опорой на мышление при решении определенных задач (см. тема «мышление»).

 

Свойства представлений:

Наличие изменений в воспроизведении модальности.

Наличие изменений в воспроизведении интенсивности.

Наличие изменений пространственных компонентов представлений.

Наличие изменений временных компонентов представлений.

Производные свойства:

· Изменения константности различных характеристик представляемого объекта (устойчивость – неустойчивость).

· Селективность, избирательность воспроизведения различных характеристик представляемого объекта.

· Обобщенность воспроизведения представляемого объекта.

Интегральные свойства:

· Яркость и четкость – степень приближения вторичного образа к результату исходного отображения метрических, модальностных и интенсивностных свойств объекта.

· Контролируемость – способность к оперированию представлениями, их произвольной актуализации и удержанию в умственном плане.

 

Мышление – познавательный психический процесс, обеспечивающий ориентировку в окружающем мире на основе установления межпредметных связей и отношений и организацию на этой основе различных форм поведения, действий, деятельности.

Основные функции процессов мышления.

· Мышление заключается в установлении разнообразных связей и отношений: а) между предметами, явлениями и их свойствами; б) между операциями и действиями, которые организует субъект.

· Мышление заключается в процессах постановки целей и планирования действий, обеспечивающих достижение целей.

· Мышление представляет собой процессы решения задач. При этом мышление характеризуется не столько предметным содержанием и результатами решения задач, сколько процессами и способами их решения.

· Мышление позволяет человечеству выявлять объективные законы и на их основе: а) объяснять и предсказывать различные явления; б) планировать и организовывать свое поведение; в) изменять природу, соответственно своим потребностям и мотивам.

Виды мышления и его состав:

По способу установления межпредметных отношений и связей выделяют:

· Ситуативное мышление, реализующееся по отношению к непосредственно присутствующим в ситуации объектам и явлениям:

Наглядно-действенное

Наглядно-образное

· Надситуативное мышление, протекающее в умственной форме и опосредствованное языком, знаками и символами:

Отвлеченно-образное

Понятийное

По степени новизны получаемого результата различают:

· Репродуктивное мышление.

· Продуктивное мышление (творческое).

По степени развернутости рассуждений и выводов (операций и действий) различают:

· Дискурсивное мышление.

· Интуитивное мышление.

В зависимости от наличия со стороны субъекта произвольной регуляции и контроля над процессами реализации мыслительных действий:

· Нерефлексивное (непроизвольное, некритическое) мышление.

· Рефлексивное (критическое), произвольно организованное мышление.

По способу получения результатов и обобщения различают: эмпирическое мышление и теоретическое мышление.

 

Воображение – познавательный психический процесс, состоящий в создании новых образных представлений на основе преобразования представлений ранее сформированных.

Виды воображения:

В зависимости от наличия цели и контроля над процессом протекания: преднамеренное и непреднамеренное.

По степени сознательного участия субъекта в процессе построения конкретного образа:

· Активное: воссоздающее и творческое.

· Пассивное: сновидения, грезы.

В зависимости от степени реалистичности продуктов: реалистическое и фантастическое.

Формы преобразования представлений в воображении:

· Агглютинация.

· Гиперболизация.

· Схематизация.

· Заострение (акцентуация).

 

Способы мышления:

· На основе использования алгоритмов.

· На основе эвристических приемов.

· На основе интуитивных приемов.

 

Основные этапы (стадии) решения мыслительных задач:

1. Возникновение проблемной ситуации.

2. Выявление противоречия, лежащего в основе проблемы, и формулирование задачи (определение области поиска возможного решения).

3. Поиск возможных путей решения на основе выдвижения гипотез (путем проб и ошибок, алгоритмически, путем систематического перебора, интуитивно).

4. Решение задачи на основе выдвижения удачной гипотезы.

5. Проверка правильности решения.

 

Процессы мышления и творчество (креативность).

Креативность – способность решать неформализованные задачи неформализованным способом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Скорость переключения внимания | Интуитивное мышление. Явление «озарения» (инсайт) и творчество
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.