КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первичные свойства
Виды представлений. Лекция 4. Мышление и интеллект. Воображение. Творчество. Речь Эмпирические законы памяти. Сохранение и забывание. · Различают оперативное, кратковременное, долговременное сохранение. · Существует феномен вытеснения негативных желаний и эмоционально неприятного опыта. · Существует зависимость эффективности сохранения от характера организации материала в процессе запоминания (заучивания). · Существует зависимость эффективности сохранения от установки на долговременно отсроченное воспроизведение.
Воспроизведение. Виды воспроизведения : · Узнавание · Собственно воспроизведение: а) произвольное; б) непроизвольное. · Припоминание. Различают непосредственное и отсроченное воспроизведение. Феномены воспроизведения: · Реминисценции – отсроченное непроизвольное улучшение воспроизведения событий. · Контаминации – перепутывание событий при их отсроченном воспроизведении. · Конфабуляции – непроизвольное домысливание забытых сюжетов, событий и их фрагментов.
· «Фактор края». · «Кривая забывания». · «Закон Эббингауза». · «Закон Йоста». · «Эффект фон Ресторф».
Существует несколько основных типов связей, образующихся между имеющимся опытом и вновь приобретаемым: · Ассоциации по пространственно-временной смежности. · Ассоциации по сходству или подобию. · Ассоциации по различию, противоположности, контрасту.
Представления (вторичные образы) – познавательный психический процесс, который заключается в воссоздании образов (актуализации, репрезентации образов) предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, на основе сохраняемого в памяти индивидуального жизненного опыта. По качественным особенностям (модальности): · Зрительные, слуховые, мышечно-двигательные, обонятельные, вкусовые... По степени волевых усилий и наличия цели: · Непреднамеренные и преднамеренные (непроизвольные и произвольные) представления. По степени предметной-образной конкретности или обобщенности: · Представления образные (единичные и общие), представления пространственные и временные, представления квазипространственные. По содержанию представляемых образов: · Репродуктивные представления из реального жизненного опыта по памяти. · Фантастические представления воображения в художественной творческой деятельности. · Продуктивные представления с опорой на мышление при решении определенных задач (см. тема «мышление»).
Свойства представлений: Наличие изменений в воспроизведении модальности. Наличие изменений в воспроизведении интенсивности. Наличие изменений пространственных компонентов представлений. Наличие изменений временных компонентов представлений. Производные свойства: · Изменения константности различных характеристик представляемого объекта (устойчивость – неустойчивость). · Селективность, избирательность воспроизведения различных характеристик представляемого объекта. · Обобщенность воспроизведения представляемого объекта. Интегральные свойства: · Яркость и четкость – степень приближения вторичного образа к результату исходного отображения метрических, модальностных и интенсивностных свойств объекта. · Контролируемость – способность к оперированию представлениями, их произвольной актуализации и удержанию в умственном плане.
Мышление – познавательный психический процесс, обеспечивающий ориентировку в окружающем мире на основе установления межпредметных связей и отношений и организацию на этой основе различных форм поведения, действий, деятельности. Основные функции процессов мышления. · Мышление заключается в установлении разнообразных связей и отношений: а) между предметами, явлениями и их свойствами; б) между операциями и действиями, которые организует субъект. · Мышление заключается в процессах постановки целей и планирования действий, обеспечивающих достижение целей. · Мышление представляет собой процессы решения задач. При этом мышление характеризуется не столько предметным содержанием и результатами решения задач, сколько процессами и способами их решения. · Мышление позволяет человечеству выявлять объективные законы и на их основе: а) объяснять и предсказывать различные явления; б) планировать и организовывать свое поведение; в) изменять природу, соответственно своим потребностям и мотивам. Виды мышления и его состав: По способу установления межпредметных отношений и связей выделяют: · Ситуативное мышление, реализующееся по отношению к непосредственно присутствующим в ситуации объектам и явлениям: Наглядно-действенное Наглядно-образное · Надситуативное мышление, протекающее в умственной форме и опосредствованное языком, знаками и символами: Отвлеченно-образное Понятийное По степени новизны получаемого результата различают: · Репродуктивное мышление. · Продуктивное мышление (творческое). По степени развернутости рассуждений и выводов (операций и действий) различают: · Дискурсивное мышление. · Интуитивное мышление. В зависимости от наличия со стороны субъекта произвольной регуляции и контроля над процессами реализации мыслительных действий: · Нерефлексивное (непроизвольное, некритическое) мышление. · Рефлексивное (критическое), произвольно организованное мышление. По способу получения результатов и обобщения различают: эмпирическое мышление и теоретическое мышление.
Воображение – познавательный психический процесс, состоящий в создании новых образных представлений на основе преобразования представлений ранее сформированных. Виды воображения: В зависимости от наличия цели и контроля над процессом протекания: преднамеренное и непреднамеренное. По степени сознательного участия субъекта в процессе построения конкретного образа: · Активное: воссоздающее и творческое. · Пассивное: сновидения, грезы. В зависимости от степени реалистичности продуктов: реалистическое и фантастическое. Формы преобразования представлений в воображении: · Агглютинация. · Гиперболизация. · Схематизация. · Заострение (акцентуация).
Способы мышления: · На основе использования алгоритмов. · На основе эвристических приемов. · На основе интуитивных приемов.
Основные этапы (стадии) решения мыслительных задач: 1. Возникновение проблемной ситуации. 2. Выявление противоречия, лежащего в основе проблемы, и формулирование задачи (определение области поиска возможного решения). 3. Поиск возможных путей решения на основе выдвижения гипотез (путем проб и ошибок, алгоритмически, путем систематического перебора, интуитивно). 4. Решение задачи на основе выдвижения удачной гипотезы. 5. Проверка правильности решения.
Процессы мышления и творчество (креативность). Креативность – способность решать неформализованные задачи неформализованным способом.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |