КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интуитивное мышление. Явление «озарения» (инсайт) и творчество
Фазы творческого процесса: · Подготовительная фаза (Фаза произвольного, логического поиска): овладение материалом и концентрация познавательной активности на задаче, период сознательного обдумывания. · Инкубационная фаза (Фаза интуитивного решения): неосознанная работа мышления (независимая от текущих видов деятельности субъекта). · Творческая интуиция (Фаза вербализации интуитивного решения): неожиданное нахождение принципа решения в еще недостаточно ясной форме. · Оформление способа решения задачи (Фаза формализации вербализованного решения): сознательная работа над оформлением приемов решения. Креативная личность отличается от других людей целым рядом особенностей: — когнитивных (высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям; чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в определенной системе, комплексно; память на редкие события; развитые воображение и фантазия; развитое дивергентное мышление как стратегия обобщения множества решений одной задачи и др.); — эмоциональных (высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности, наличие стенических эмоций); — мотивационных (потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости); — коммуникативных (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность).
Свойства и качества мышления: · Самостоятельность. · Глубина. · Широта. · Гибкость. · Критичность. · Быстрота. Интеллект это одна из составляющих биологического функционирования организма, позволяющая адаптироваться к условиям окружающего мира; это уровень функциональной организации, обеспечивающий гибкое и устойчивое структурное равновесие и приспособление поведения к изменяющейся окружающей среде: В зависимости от качественных особенностей развития интеллектуальных схем, могут быть выделены периоды и стадии интеллектуального развития. Период сенсомоторного интеллекта: на основе координации самых ранних перцептивных и двигательных форм поведения появляются сенсомоторные схемы. Позволяют выполнять прямые и обратные внешние действия с предметами и частично выходить за пределы «перцептивного поля». А) Стадия центрации ребенка на своем собственном теле (до 7-9 месяцев) Б) Стадия объективации схем практического интеллекта во внешнем пространстве (8-24 месяца). Период репрезентативного интеллекта, в ходе которого формируются конкретные операции, соотносимые с предметами. А) Стадия дооперационального интеллекта (2 - 8 лет). Б) Стадия конкретных операций (8-12 лет). Период пропозициональных или формальных операций (после 12 лет).
Состав базовых операций, обеспечивающих процессы мышления: · Анализ. · Синтез. · Сравнение. · Абстрагирование. · Обобщение. · Классификация. · Конкретизация.
Логические формы мышления – продукты и средства мышления: · Понятие. · Суждение. · Умозаключение. Трансдуктивные (абдуктивные) умозаключения: на основе частных суждений (посылок) делается частный вывод (логически ошибочные формы мышления). Дедуктивные умозаключения: из общих суждений (посылок) делается частный вывод. Индуктивное умозаключение: из частных суждений (посылок) делается общий вывод. Умозаключения по аналогии: на основании сходства известных признаков у разных предметов и явлений делается вывод о сходстве у таких явлений неизвестных признаков.
Структура мышления · Мыслительные операции – не осознаются; служат автоматизированными способами установления межпредметных связей, отношений и лежат в основе выполнения разнообразных мыслительных действий. · Мыслительные действия – обеспечивают процессы осознанного и целенаправленного установления межпредметных связей и отношений. · Мыслительная деятельность – подчинена познавательному мотиву, который направляет активность субъекта на решение определенного диапазона проблем и задач. Мыслительный процесс как система операций и действий в составе человеческой деятельности характеризуется: а) наличием мотива; б) целями, которые формулируются и достигаются в определенных предметных условиях в процессах реализации действий; в) наличием средств; г) способами достижения целей – операциями; д) результатами. Человеческая речь — совершенно особый и необыкновенно богатый канал выразительности, канал передачи, хранения и преобразования информации; средство воздействия, побуждения; средство организации и согласованности деятельности. Речь переводит психические феномены в доступный наблюдению процесс. И наоборот, в случае понимания звучащей речи такой процесс превращается в мысль, психологический продукт. Специалисты, работающие в рассматриваемой области, по-разному отвечают на эти вопросы. Одни из них вовсе не делают различия между речью и языком. Другие противопоставляют их, утверждая, что в паре понятий «речь—язык» к компетенции психологии относится только речь как феномен индивидуальной природы, язык же — явление не психологическое, а социальное, и потому изучается лингвистикой. РАЗДЕЛ 3. Психология личности и деятельности
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |