Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура личности по Л.М.Фридману - Ковалеву А.Г

Структура личности по К.Платонову.

Структура личности по Г. Айзенку.

Лекция 5. Психология личности

Человек — это прежде всего биологическое существо, при­надлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens.

Индивид — существо, принадлежащее к человеческому роду. Это понятие часто используется как синоним понятия «человек».

Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Когда гово­рят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личнос­ти. Обычно словом "индивидуальность" определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окру­жающих.

Личность — социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль. В данной формулировке подчеркивается, что личностью человек может стать только в социальной среде.

1. Соматическая сфера

2. Интеллектуально-познавательная сфера

3. Эмоциональная сфера

4. Волевая сфера

Данная структура носит уровневый характер, т.е. есть низшая подструктура (биологически обусловленные свойства). Остальные 3 компонента – располагаются выше.

1. Биологически обусловленная подструктура личности: темперамент, тип нервной системы, пол, возраст, конституция тела). Это низший уровень личности, в который входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

2. Индивидуальные особенности психических процессов: В него входят индивидуальные особенности памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

3. Социальный опыт: приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется в процессе обучения, имеет социальный характер.

4. Направленность личности – высший уровень личности: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения, мировоззрение, особенноси характера, самооценка. Это социально обусловленная часть личности, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию той общности, в которую включен человек.

1. Отношение личности к окружающему миру: потребности, мотивы, направленность личности.

2. Возможности личности: знания, умения, навыки, способности.

3. Поведение: темперамент, характер, стиль поведения.

4. Самосознание: осознание собственного Я, самооценка.

5. Психические процессы и состояния.

 

Потребностно-мотивационная сфера личности

 

Потребность – переживание организмом нужды в форме внутренних органических и эмоциональных состояний, выражающее зависимость организма (субъекта, личности) от внешних условий существования и побуждающее к двигательной и психической активности.

Типы потребностей. Классификация потребностей.

· Первичные, врожденные, витальные потребности и вторичные приобретенные потребности в определенных формах жизнедеятельности и предметах (у человека – социально приобретенные потребности).

· Материально-предметные потребности и функциональные (потребности в определенных формах активности, действиях, деятельности, а также потребности идеальные, духовные).

Мотивы – сложные психофизиологические образования, которые побуждают (потребности) и направляют (предметы материальные или представляемые) активность, поведение, действия, деятельность человека.

· Потребность предполагает предметы своего возможного удовлетворения; потребность преобразуется в мотив после обнаружения предмета, обеспечивающего ее удовлетворение.

· Мотив – это предметно отнесенная, «опредмеченная потребность» (А.Н. Леонтьев).

· Одна потребность может лежать в основе разных мотивов; один мотив может обеспечивать удовлетворение разных потребностей.

· Основные функции мотивов: побудительная, направляющая, функция смыслобразования (осмысленность и избирательность действий человека по отношению к различным предметным условиям и направлениям жизнедеятельности).

Типы мотивов. Классификация мотивов.

· Предметные и функциональные мотивы.

· Актуальные и потенциальные мотивы (мотивы, которые по разным причинам, субъект не может реализовать).

· Конкретные и обобщенные мотивы.

· Осознаваемые и неосознаваемые мотивы.

 

Мотивационные образования у человека.

· Неосознаваемые обобщенные мотивационные образования:

Установки.

Влечения.

· Осознаваемые обобщенные мотивационные образования у человека:

Интересы.

Убеждения.

Идеалы и ценности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Интуитивное мышление. Явление «озарения» (инсайт) и творчество | Направленность личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.