Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины конфликтов

Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику их протекания.

Причины конфликтов это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

Основные объективные факторы: естественное столкновение интересов людей в процессе из жизнедеятельности, слабая разработанность и использование в России нормативных процедур разрешения социальных противоречий, недостаток и несправедливое распределение значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ, сам образ жизни россиян, связанный с материальной неустроенностью и радикальными, масштабными, быстрыми переменами, традиционный для нас стереотип конфликтного разрешения социальных противоречий.

Организационно- управленческие причины: Структурно-организационные (несоответствие структуры организации решаемым задачам), функционально-организационные (не оптимальность функциональных связей организации с внешней средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками), личностно-функциональные (несоответствие работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности) и ситуативно-управленческие (ошибки, допускаемые руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач, невыполнение работниками поставленных задач).

Социально-психологические причины: потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации, разбалансированное ролевое взаимодействие людей, выбор разных способов оценки результативной деятельности людей, разный подход в оценке одних и тех же сложных событий, соревнование и конкуренция.

Личностные причины конфликтов Субъективная оценка поведения партнера как не недопустимого, низкая конфликтоустойчивость, плохое развитие эмпатии, неадекватный уровень притязаний, акцентуация характера.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ

Вторая группа объективных причин конфликтов носит органи­зационно-управленческий характер. Этим причинам элемент субъ­ективизма присущ в несколько большей степени по сравнению с объективными причинами. Организационно-управленческие при­чины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп (рис. 3). (См. приложение)

Структурно-организационные причины конфликтов заключа­ются в несоответствии структуры организации требованиям дея­тельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает, структура создается под задачи. Однако до­биться идеального соответствия структуры организации решае­мым задачам практически невозможно.

Чем больше структура организации не соответствует требова­ниям деятельности, которой она занимается, тем менее эффек­тивно функционирование организации, тем больше межличност­ных и межгрупповых конфликтов возникает в ее коллективах.

Несоответствие структуры организации решаемым задачам возникает по двум причинам.

ü допускаются ошибки при проектировании структуры орга­низации. Трудно точно прогнозировать все задачи, которые будет решать создаваемая организация. Трудно создать структуру, которая до деталей отражала бы требования бу­дущей деятельности;

ü задачи и деятельность организации непрерывно изменяются. Поскольку структура организации не может изменяться ка­ждую неделю, возникает ее несоответствие деятельности. Чем менее гибко руководство организации приспосабливает ее структуру к изменившимся требованиям деятельности, тем больше в организации возникает конфликтов. Например, создание департамента налоговой службы города не­обходимо начинать с определения полного перечня возлагаемых на него задач. Затем эти задачи систематизируются. Структура депар­тамента должна максимально соответствовать системе задач по сбо­ру налогов, отражать административное деление города и состав на­логоплательщиков. В процессе работы по сбору налогов структура службы должна непрерывно совершенствоваться в интересах дея­тельности. Это обеспечит минимизацию конфликтов в налоговой службе по структурно-организационным причинам.

Функционально-организационные причины конфликтов вызваны не оптимальностью функциональных связей организации с внешней средой; между структурными элементами организации; между отдельными работниками. Внешне функциональные связи организации должны максимально соответствовать решае­мым задачам и обеспечивать их выполнение. Любая организация является элементом системы более высокого порядка. Эффек­тивная работа организации невозможна без отлаженных функ­циональных связей с внешней средой. Нарушение этих связей приводит к конфликтам. Функциональные связи между струк­турными подразделениями организации должны соответствовать требованиям деятельности и объективным законам функциони­рования самой организации. Этим же требованиям должны со­ответствовать функциональные взаимосвязи между отдельными работниками коллектива.

Например, поставка некачественного сырья объективно соз­дает предконфликтную ситуацию между поставщиком и заказ­чиком. Неопределенность функциональных взаимосвязей между администрацией президента и правительством приводит к по­стоянному возникновению противоречий между этими структу­рами по поводу распределения прав и ответственности.

Личностно-функциональные причины конфликтов связаны с не­полным соответствием работника по профессиональным, нравст­венным и другим качествам требованиям занимаемой должности. Любая работа требует определенных профессиональных знаний и опыта, иногда весьма значительных. Существенные требования к личностным качествам работника предъявляют деятельность и необходимость взаимодействия с окружающими. Если человек не соответствует этим требованиям, то возможны конфликты между ним и руководителями, подчиненными, сослуживцами. Они будут вызваны тем, что ошибки, допускаемые этим работником, затра­гивают интересы всех, кто с ним взаимодействует.

Например, ректор назначает исходя из личных интересов проректором по хозяйственной части своего двоюродного брата, не имеющего никакого опыта работы в этой сфере. Такое назна­чение объективно чревато конфликтами между этим проректо­ром и всеми, с кем ему придется взаимодействовать.

Ситуативно-управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в про­цессе решения управленческих и других задач. Принятие ошибоч­ного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между авторами решения и его исполнителями. Невы­полнение работниками задач, поставленных руководством, также вызывает опасность конфликта по этому поводу.

Например, принятие решения о вводе войск в Чечню унесло де­сятки тысяч жизней, породило десятки тысяч конфликтов, которые будут разрешаться десятки лет. Качество управленческих решений должно оцениваться не только по их предметной компетентности, но и по тому конфликтному потенциалу, который они содержат. Чем более масштабен характер решений, тем более тщательную конфликотологическую экспертизу они должны проходить.

В результате исследования производственных конфликтов уста­новлено, что по вине руководителей, из-за их ошибочных, конфликтогенных решений возникает 52% конфликтных ситуаций, по причине несовместимости — 33%, из-за неправильного подбора кадров — 15%. Полученные данные по­казывают, что организационно-управленческие факторы могут вы­ступать причиной 67% конфликтов в трудовых коллективах.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Теоретические основы конфликтологии | Объективные составляющие конфликта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.