КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объективные составляющие конфликта
СТРУКТУРА КОНФЛИКТА Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако само понятие «структура» трактуется по-разному. Так, при анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой понимается совокупность элементов, составляющих объект. Например, в социальной структуре общества обычно выделяют различные классы и другие социальные слои. Иногда структура рассматривается как устройство, порядок расположения элементов. Применительно к конфликту такие подходы неприемлемы, так как наряду с тем, что он является системой, конфликт представляет собой и процесс. Поэтому структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс. Основные компоненты структуры конфликта могут быть представлены так, как на рис. 4. (см. приложение) Кроме понятия «конфликт» часто используется и «конфликтная ситуация» — частное понятие по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный «фотографический снимок» конфликта на определенный момент времени. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации. Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение. Рассмотрим их более подробно. Начнем с объективного содержания конфликтной ситуации. 1. Участники конфликта. В любом социальном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, основными действующими лицами являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица (например, в семейном конфликте), как официальные лица (конфликт по вертикали) или как юридические лица (представители учреждений или организаций). Кроме того, они могут образовывать различные группировки и социальные группы вплоть до таких образований, как государства. Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого, выделяют: основных участников конфликта; группы поддержки; других участников. Основные участники конфликта. Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент», что в переводе с латинского означает возражающий, противник в споре. Противоборствующие стороны — ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы. В межгрупповом или межгосударственном конфликте уход или появление нового участника не влияет на конфликт. В таком конфликте незаменимость относится не к личности, а к группе или государству. Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта. В литературе можно встретить такой термин, как «зачинщик». По-видимому, данное понятие менее удачное, так как априори несет определенную негативную смысловую нагрузку. Если одна из сторон инициирует конфликт, то это еще не значит, что она не права. Например, если новатор, не сумев бесконфликтно добиться внедрения инновации, идет на противоборство, то оценка его действий будет положительной. Однако в длительных, затяжных межгрупповых конфликтах сложно определить инициатора. Многие из таких конфликтов имеют свою историю, насчитывающую десятилетия, поэтому сложно бывает выявить тот шаг, который привел к борьбе.
Часто выделяют такую характеристику оппонента, как его ранг. Ранг оппонента — это уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте, «сила», выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры и связей, его физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умения, его социальный опыт конфликтного взаимодействия. Это широта его социальных связей, масштабы общественной и групповой поддержки. Ранги оппонентов отличаются также наличием и величиной их деструктивных «потенциалов». В межличностных конфликтах — это физическая сила, оружие, в войнах — это вооруженные силы, характер вооружения и т.п.
Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т.д. Они либо активными действиями, либо только своим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исхода. Даже если учесть, что отдельные инциденты в ходе конфликта могут происходить без свидетелей, исход конфликта во многом определяется их существованием. Группы поддержки могут быть представлены друзьями, субъектами, связанными с оппонентами какими-то обязательствами, коллегами по работе. В группу поддержки могут входить руководители или подчиненные оппонентов. В межгрупповых и межгосударственных конфликтах — это государства, различные межгосударственные объединения, общественные организации, средства массовой информации.
Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы. Подстрекатель — это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать. Его задача — спровоцировать, развязать конфликт и его развитие, предусматривающее. Организатор — лицо или группа, планирующее конфликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников, и др. Иногда в число участников конфликта включают медиаторов (посредников, судей и т.д.). На наш взгляд, это не вполне правомерно. Третья сторона в конфликте (медиатор) решает задачу прекращения конфликта. Участники же в той или иной мере участвуют в конфликте, содействуют его развитию, поддерживают и развивают борьбу. Медиатор действует ненасильственными методами и не входит в число участников конфликта.
2. Предмет конфликта. Как уже отмечено выше, ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьба может затухать и обостряться. В такой же мере затухает и обостряется противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится. В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна, не лежит на поверхности. Участники конфликта оперируют таким понятием, как предмет конфликта. В нем отражается обыденное восприятие основного противоречия конфликта. Таким образом, предмет конфликта — это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.
3. Объект конфликта. Еще одним непременным атрибутом конфликта является его объект. Сразу выделить его в каждом случае не всегда удается. Легче определяются проблема или предмет конфликта. Объект лежит глубже, он как бы покрыт скорлупой и является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной ситуации. Поэтому иногда его рассматривают как причину, повод к конфликту. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию, которой стремятся оба оппонента. Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересечении личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним. Поэтому некоторые авторы считают, что объект конфликта должен быть неделим. «Неделимость объекта является одним из необходимых (хотя и недостаточных) условий существования конфликтных ситуаций». Однако объект конфликта может быть как делимым, так и неделимым. Условием для конфликта является притязание хотя бы одной из сторон на неделимость объекта, желание считать его неделимым, полностью владеть им. Такое понимание открывает более широкий спектр вариантов разрешения конфликта, т. е. для конструктивного разрешения конфликта необходимо изменять не только его объективные составляющие, но и субъективные. Обязательно ли наличие объекта в конфликте? Существует мнение, что конфликт может и не иметь объекта. Наряду с «объектными» выделяют «безобъектные» конфликты, которые не базируются на взаимных стремлениях к контролю над чем-то. В качестве примера приводится следующий конфликт. Ситуация с двумя соседями в стандартном блочном доме с прекрасной слышимостью: один сидит за рабочим столом и пишет научную монографию, а другой играет на скрипке. Первый, которому скрипка мешает сосредоточиться, стучит в стену. Начинается конфликт. Авторы указывают, что причина конфликта здесь не в том, что оба стремятся единолично контролировать какую-либо ценность, а просто в помехах, снижающих эффективность деятельности одного из оппонентов. Однако анализ данной ситуации показывает, что и в этом конфликте есть объект. Этой ценностью, к обладанию которой стремятся оба оппонента, является тишина. Первый оппонент (скрипач) считает, что обладание ею позволяет ему делать с ней то, что ему хочется, в том числе и нарушать. Второй оппонент (ученый) считает, что это его право, чтобы тишина соблюдалась, оставалась нетронутой. Из-за того, что их устремления сосредоточены на одном объекте, и возникает конфликт. Важно уметь выделить объект конфликта, чтобы конструктивно его разрешить. Потеря объекта конфликта, ошибочное выделение ложного объекта существенно затрудняют процесс! решения проблемы.
4.-Микро- и макросреда. При анализе конфликта необходимо выделять такой элемент, как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, т. е. микро- и макросреду, в которой возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию. На необходимость учета социальных условий, в которых протекает конфликт, указывал известный отечественный психолог В. Мясищев. В целом в отечественной науке социальная среда как комплекс условий понимается достаточно широко. В нее включаются не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых являйся данный индивид. Учет этого окружения на уровне микросреды и макросреды позволяет понять содержательную сторону целей, мотивов сторон, а также их зависимость от этой среды.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНФЛИКТА Важными психологическими составляющими конфликтной ситуации являются устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т. е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии, с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.
Мотивы сторон. При объяснении активности и направленности действий оппонентов в конфликте речь идет о мотивах, целях, интересах, ценностях, потребностях отдельных лиц, социальных групп, государств или их сообществ. Мотивы в конфликте — это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить истинные мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев скрывают их, предъявляя в позициях и декларируемых целях мотивировку участия в конфликте, которая отличается от первичных мотивов (рис. 6). (см. приложение) Базисным побудителем активности оппонента в конфликте являются его потребности. Они представляют собой состояния субъекта, создаваемые испытываемой оппонентом нуждой в объектах (ресурсы, власть, духовные ценности), необходимых для его существования и развития, выступающих источником его активности. Потребности в безопасности, признании, идентичности, социальной принадлежности и т.п. присущи как отдельному индивиду, так и социальным группам, целым обществам и государствам. По мнению Д. Бертона, только те организационные усилия, которые полностью удовлетворяют основные человеческие потребности, могут принести подлинное завершение конфликта. Анализ причин поведения сторон в конфликтах показывает, что они сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы. Интересы оппонента представляют собой осознанные потребности, которые обеспечивают его направленность на объект конфликта, и способствуют реализации его конфликтного поведения. Близки к интересам оппонентов и ценности, которые они могут отстаивать в конфликте. Это могут быть общечеловеческие ценности (например, истинность суждения, идеи, справедливость решения), ценности, выраженные в каком-то конкретном произведении культуры, а также личностные ценности (чувство собственного достоинства, честь, самооценка) и т.п. Мотивы индивида, группы не возникают сами по себе и часто определяются ситуацией, условиями, в которых он находится. Зачастую протекающие в обществе социально-дезорганизующие процессы деформируют в общественное сознание, которое реализуется, и преломляется через потребности, интересы и, следовательно, через цели, поступки и действия конкретных людей и групп. Мотивы противодействующих сторон конкретизируются в их целях. Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека. Целью субъекта в конфликте является его представление о конечном результате конфликта, его предвосхищаемый полезный (с точки зрения личности или общественной, групповой значимости) результат. В конфликте можно выделить стратегические и тактические цели оппонентов. Основная цель оппонента — овладение объектом конфликта, ей подчинены тактические цели. Однако в зависимости от развития конфликта эта основная цель может быть заменена на другую (нанесение максимального ущерба — материального, морального, психологического — оппоненту), которая в начале конфликта выступала как цель-средство. Последним элементом, самой видимой частью устремлений человека, социальной группы в конфликте, который обычно анализируется и берется в расчет, является позиция. Это система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Другими словами, это совокупность фактических прав, обязанностей и возможностей оппонента, реализующихся в конкретной конфликтной ситуации посредством общения, поведения и деятельности. Позиция характеризуется, с одной стороны, динамичностью и гибкостью, с другой — относительной устойчивостью. Функции конфликта 1. Позитивная (конструктивная). 2.Негативная (деструктивная). Цель разрешения конфликта не только в том, что бы найти способ сделать его продуктивным. В общем, плане возможность конфликта выполнять конструктивную функцию, связывают с тем, что конфликт предотвращает застой, омертвление индивидуальной и групповой жизнедеятельности, стимулирует их движение. Конфликт выделяет, объективизирует источник разногласий, тем самым позволяет устранить его. Сложности определения конструктивности и деструктивности конфликта: · Отсутствуют четкие критерии различающих конструктивные и деструктивные конфликты. · Трудно дать обобщенную оценку положительной и отрицательной ролей конфликта. Подавляющее большинство конкретных конфликтов имеет одновременно и конструктивно и деструктивную функцию. · Конструктивность и деструктивность зависят от особенности процесса разрешения конфликта и его результатов. · Степень конструктивности и деструктивности может меняться на различных стадиях его развития. · Для одних участников конфликт конструктивен, а для других может быть деструктивен. В зависимости от решаемых целей. Влияние конфликта на основных участников процесса. Среди конструктивных функций конфликта по отношению к основным участникам можно выделить следующие: · Конфликт устраняет полностью или частично противоречие, возникающее в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления и т.д. Он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы, факты недостаточной деловитости и порядочности. · Конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем, способствует более глубокому познанию другого. · Конфликт позволяет ослабить психическую напряженность, снимается эмоциональная напряженность, снижение интенсивности отрицательных эмоций. · Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений, расширяются сферы и способы взаимодействия с окружающими. · Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности. · При отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих. · В конфликте может произойти становление, самоутверждение, социализация. Деструктивные последствия: · Выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников · Конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием. · Конфликт всегда сопровождается стрессом, возрастает вероятность различного рода заболеваний. · Конфликт нарушает сложившиеся связи, что может привести вообще к прекращению взаимоотношений. · Конфликт формирует образ врага, что выражается к предвзятости по отношению к оппоненту. · Конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов, меньше обращают внимание на качество выполняемой работы. · Конфликт закрепляет в социальном опыте человека и группы насильственные способы решения проблем. · Конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности, может сформирования вера в торжество несправедливости, насилия и зла. Влияние конфликта на социальное окружение. Конструктивные функции. · Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы. Он поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником нововведений и развития. · Конфликт высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы. С помощью конфликта руководитель или группа регулирует деятельность отдельных людей. · Конфликт зондирует общественное мнение, коллективное настроение, социальные установки, обнажая противоречия. · Конфликт может способствовать созданию новых более благоприятных условий, в которых легче адаптируются члены коллектива. · Конфликт может выполнять функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей. · В научных коллективах конфликты создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая способствует столкновению различных стратегий исследовательского поведения. Деструктивная функция. · Конфликт неизбежно нарушает системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе. · Конфликт может отрицательно повлиять на взаимоотношения в коллективе, на социально - психологический климат. · Конфликты ослабляют ценностно-ориентационное единство группы, ведет к снижению сплоченности. · Ухудшается качество совместной деятельности группы.
К динамическим характеристикам относят стадии развития конфликта и процессы, возникающие на различных стадиях. Конфликт – это социальный процесс, протекающий во времени, поэтому он имеет определенные этапы и периоды развития, динамика конфликта это ход его развития, изменения, происходящие под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов. Конфликт проходит через следующие этапы развития: 1. Возникновение объективно конфликтной ситуации (или предконфликтной). 2. Осознание ситуации как конфликтной. 3. Конфликтное взаимодействие (конфликт). 4. Разрешение конфликта. Латентный период (предконфликт) включает этапы: возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки сторон разрешить объективно проблемную ситуацию неконфликтными способами, возникновение предконфликтной ситуации. Возникновение объективной проблемной ситуации. Возникают противоречия между сторонами (цели, мотивы, действия, устремления). Многие проблемные ситуации могут существовать длительное время, не проявляя себя. Осознание объективной проблемной ситуации. Понимание необходимости предпринять какие-либо действия для разрешения противоречия. Осознание и восприятие ситуации субъективно за счет природы психики человека, социальные различия, различия ценностей социальных установок, идеалы и интересы. Попытки сторон разрешить объективно проблемную ситуацию неконфликтными способами. Стороны аргументируют свои позиции и взгляды. Возникновение предконфликтной ситуации. Конфликтность ситуации рассматривается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия. Ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта. Конфликтный период (конфликтное взаимодействие): инцидент, эскалация конфликта, сбалансированное противодействие, завершение конфликта. Инцидент представляет собой первое столкновение сторон, пробу сил, попытку с помощью силы решить проблему в свою сторону. Если перевес сил на одной стороне, то конфликт может уже и закончиться. Эскалация конфликта - резкая интенсификация борьбы оппонентов. Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми средствами не дает результата, но действия по достижению соглашения еще не предпринимаются. Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт. Послеконфликтный период: частичная нормализация отношений оппонентов и полная нормализация отношений. Частичная нормализация отношений оппонентов происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте. Этап характеризуется переживаниями, осмыслением своей позиции, происходит коррекция самооценок, уровней притязаний. Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Различные периоды могут иметь разную длительность или отсутствовать совсем. Эскалация конфликта. Прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, последующее разрушительное воздействие оппонентов друг на друга по интенсивности, чем предыдущее. Признаки эскалации конфликта: a) вовлечение новых участников, расширение границ конфликта. b) увеличение затрат конфликтующих сторон, c) интенсификация отрицательных отношений между сторонами, d) возрастание объема и числа отрицательных высказываний и действий. e) рост числа прецедентов. f) Рост эмоционального напряжения g) Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам h) Вытеснение адекватного восприятия противника образом врага. i) Применение насилия j) Потеря первоначального предмета конфликта. Существуют отличия в длительности конфликтов в зависимости от того, какие стороны в нем участвуют. В экстремальных условиях конфликты развиваются в ускоренном темпе. Итоги конфликта, завися от его длительности. В длительных конфликтах уменьшается деловая и увеличивается эмоционально-личностная основа.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |