Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Внутриличностный конфликт и его особенности

Лесть.

Уклонение от обсуждения проблемы.

Ссылки на свой авторитет или отрицание авторитета другого.

Унижение партнера, оскорбления в его адрес.

Запугивание и угрозы.

ПРИМЕРЫ ДЕСТРУКТИВНЫХ ПРИЕМОВ В ОБСУЖДЕНИИ

 

Общая формула: «потому что я сильнее тебя», «потому что если ты не..., то я...». Примеры: «У меня есть возможности оказать на вас влияние», «Если вы не решите мой вопрос, мне придется обратиться к вашему руководству».

 

Общая формула: «потому что ты (делаешь это всегда неправильно; никогда не можешь ясно объяснить, что ты хочешь; никогда не доводишь дело до конца; просто дурак; ничего в этом не понимаешь)».

Примеры: «Вы даже не в состоянии понять проблему», «Мне неоднократно приходилось убеждаться в том, что вы делаете ошибки в самых простых ситуациях».

 

Общая формула: «потому что я... (здесь решаю; лучше вас в этом разбираюсь)», «потому что вы... (совсем не так компетентны, правы, как думаете)». Примеры: «Поверьте, мне уже неоднократно приходилось принимать подобные реше­ния», «Не думаю, чтобы вы в этом разбирались лучше других».

 

Примеры: «По-моему, вы драматизируете ситуацию», «Я вообще не вижу здесь никакой проблемы».

 

Примеры: «Вы настолько лучше меня в этом разбираетесь, что вам нетрудно будет найти правильное решение проблемы», «Неужели ты не пойдешь мне навстречу, ведь ты же все можешь и тебе это ничего не стоит».

 

Внутриличносный конфликт - это конфликт внутри психологического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположено направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).

Особенности внутриличностного конфликта:

1. Необычность с точки зрения структуры конфликта. Здесь нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей или групп.

2. Специфичность форм протекания и проявления. Такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний. Он сопровождается специфическими состояниями: страхом, депрессией, стрессом.

3. Латентность. Внутриличностный конфликт не всегда легко обнаружить. Часто человек сам не осознает, что находится в состоянии конфликта.

Выделяют следующие основные структуры внутреннего мира личности:

Мотивы, выражающиеся в стремлениях личности различного уровня (потребности, интересы, желания). Они могут быть выражены одним понятием «Я хочу!»

Ценности, выражающиеся в общественных нормах и в качестве эталонов должного. «Я должен!».

Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. «Я могу!» или «Я не могу!».

1. Мотивационный конфликт. Я хочу- Я хочу. Столкновение различных мотивов. З. Фрейд.

2. Нравственный конфликт. Моральный или нормативный. Я хочу – Я должен. Между желание и долгом, между моральными принципами и личностными привязанностями.

3. Конфликт нереализованного желания или комплекс неполноценности. Я хочу – Я могу. Конфликт между желаниями и действительностью. Неудовлетворенность своей внешностью, физическими данными, способностями.

4. Ролевой конфликт. Я должен – Я должен. Переживания связанные с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой конфликт), а так же в связи с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). Это конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслом жизни.

5. Адаптационный конфликт. Я могу - Я должен. Нарушение равновесия между субъектом и окружающей средой. Конфликт между требованиями действительности и возможностями человека – профессиональными, физическими, психологическими. Временная негодность, неспособность выполнять какие-либо действия.

6. Конфликт неадекватной самооценки. Я могу – Я могу. Конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности, между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, а так же между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех и понизить притязания, чтобы избежать неудачи.

7. Невротический конфликт –результат длительно сохраняющегося «простого» внутриличностного конфликта.

Конструктивность внутриличностного конфликта:

Þ Внутриличностный конфликт усложняют психическую жизнь, способствуют ее переходу на новые уровни функционирования.

Þ Внутриличностный конфликт – это основа морального развития человека, дает возможность подниматься к высоким моральным ценностям.

Þ Индивид сознает себя личностью на основе внутриличностных противоречий и конфликтов.

Þ Позитивно разрешаемые конфликты закаляют характер, формируют решительность, устойчивость поведения, независимость от случайных обстоятельств.

Þ Может способствовать формированию адекватной самооценки, помогает самопознанию и самореализации личности.

Деструктивность внутриличностного конфликта.

Þ Угроза эффективной деятельности.

Þ Тормоз для развития личности. Неуверенность, неустойчивость поведения.

Þ Утрата уверенности в своих силах, формирование устойчивого комплекса неполноценности.

Þ Деструкция существующих межличностных отношений в семье и на работе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конструктивный Спор по кратохвилу. Результат спора | Тема 7. Конфликты в различных сферах человеческой деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.