Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проект учебного занятия в логике системно-деятельностного подхода

Учитель: Чистякова Елена Викторовна, МБОУ ВМР «Ермаковская средняя общеобразовательная школа».

Предмет и УМК: Окружающий мир, «Школа России».

Место урока в теме: Раздел: Чему учит экономика (12 часов).

Урок № 12 Экономика и экология. Воздействие экономики на окружающую среду.

Обобщение знаний по разделу «Экономика».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Цель и ожидаемый результат:

Установить более тесные связи между экономикой и экологией, сформировать осознание ответственности человека за состояние окружающей среды.

Задачи урока (деятельность учителя):

1. Актуализация знаний учащихся о взаимозависимости в системе «человек – природа – общество».

2. Обеспечить выявление учащимися экологических проблем, связанных с экономикой, в том числе

в Вологодском регионе.

3. Помочь учащимися составить экологический прогноз (последствия) влияния экономики на окружающую

среду и организовать поиск решения экологических проблем.

4. Совершенствовать у учащихся умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы,

опираясь на собственные наблюдения и информационные источники.

5. Организовать самооценку учащихся по данной теме.

Оборудование к уроку: Учебник и тетрадь А.А Плешаков «Окружающий мир» 3 класс, атлас Вологодской области, учебное пособие «Экология Вологодской области»; письма животных, плакат- модель «Экологического дома», кроссворды, тест, плакаты детей на тему «Экология».

Содержание и технология урока:

Этапы урока; задачи в деятельности обучающихся Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Актуализация целей изученной темы. 1. Организационный момент.   За окном весна, оживает природа ото сна. А это побуждает людей к активному образу жизни, к творчеству. Я думаю, и вас тоже. -Скажите, а какими бы вы хотели “видеть” себя на уроке?     Сегодня у нас очередной урок окружающего мира. Начну я его словами великого педагога Василия Андреевича Сухомлинского. Вы внимательно послушайте и скажите, какие мысли у вас возникают после прослушивания. “Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни”.   -Итак, какие же мысли у вас возникли?     -Какой раздел окружающего мира мы изучаем вот уже несколько уроков подряд?   -Для чего нужна экономика?   -Какие две стороны экономики вы узнали? Человечество знает достаточно много о планетах солнечной системы: о холодном Марсе, о мёртвой Луне, о кипящей Венере. И только наша планета-Земля является исключительной прекрасной для нас среди планет Солнечной системы. Но последнее время мы всё чаще говорим и замечаем, что наша планета серьёзно заболела, и случилось это, как мы уже выяснили по вине людей. И теперь болезнь природы угрожает жизни самого человека и окружающей среде. -Какая наука занимается охраной природы? -Попробуйте определить цель нашего урока.   -А так как мы заканчиваем раздел «Экономика», что необходимо сделать на сегодняшнем уроке? Ответы учащихся: -умный, любознательный, внимательный, старательный, верю в себя, смелый, бодрый, дисциплинированный, устойчивый, сообразительный, активный, трудолюбивый, творческий...     Ответы учащихся: -Человек без природы не может существовать, … -Экономика.     -Определяет правила ведения хозяйства. -Положительная и отрицательная.   -Экология. -Как экономика влияет на экологию и как человек должен вести себя по отношению к окружающей среде. -Обобщить знания по этой теме. личностные (самоопределение)   коммуникативные (умение слушать, анализировать информацию)   личностные (социальная ориентация)   коммуникативные (построение высказываний)   регулятивные (целеполагание)
2. Выбор формы обобщения и систематизации освоенных знаний и умений. - Каким путём сегодня на уроке вам будет интереснее пойти: самим найти ответ на вопрос, найти в учебнике, энциклопедии или услышать готовый ответ от учителя? Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать?     - Предлагаю вам поработать в группах. Попробовать себя в роли юных экологов. Согласны? (чаще всего учащиеся соглашаются с данной формой работы)* - Попробовать разобраться самим.     -Можно спросить у учителя; можно подумать самому, а можно найти ответ в учебнике, в энциклопедии, в книгах.     - Согласны. регулятивные (выбор способа действия)   познавательные (умение работать с информацией)   регулятивные (выбор способа деятельности0
3. Выявление общего способа достижения задач темы и его обсуждение. Построим «Дом экологов Вологодской области». Как мы его будем «заселять»? Составим план работы (задачи для учащихся).     1. Игровая ситуация. К нам пришли письма с жалобами.   «Помогите! Мы запутались в облаке дыма. Воробьишки»   «Помогите! Наша река грязная. Рыбы»   «Помогите! Наш лес завален мусором. Лиса»   -О каких экологических проблемах напоминают нам эти жалобы? (3 столбика = 3 группы детей)   Как вы думаете, эти проблемы существуют в нашем регионе?   2. Рассмотрите внимательно карты в атласе «Воздействие на окружающую среду». ВО.   Подготовьтесь рассказать, какие отрасли экономики отрицательно влияют на окружающую среду. Используйте диаграмму (см. атлас). Приложение 1.     3. Попробуйте составить экологический прогноз (последствия) влияния экономики на природу. Напишите на красныхлисточках.     4. Как же этого избежать? В экологических справочниках описаны некоторые пути решения различных экологических проблем. Так, например, с 7 класса вводится специальный курс «Экология Вологодской области». Попробуйте и вы разобраться в них. Придумайте и своё решение. Запишите на зелёных листочках. Можно предложить учащимся, которым трудно разобраться самостоятельно, выписку из атласа в виде карточки-помощницы. Приложение 2   Вы понимаете, конечно, что в мире существуют и другие экологические проблемы. А сейчас мы отправимся в лес. ФИЗМИНУТКА: «да» - хлопаете, «нет» - топаете. Игра " Если я приду в лесок..."   1.Если я приду в лесок, и сорву ромашку? (нет) 2.Если съем я пирожок, выброшу бумажку?(нет) 3.Если хлебушка кусок, на пеньке оставлю?(да) 4.Если ветку подвяжу, колышек подставлю?(да) 5.Если разведу костёр, а тушить не буду?(нет) 6.Если сильно насорю, убирать забуду?(нет) 7.Если мусор уберу, банку закопаю?(да) 8.Я люблю свою природу, я ей помогаю!(да)   Какие ещё правила поведения в лесу необходимо соблюдать для сохранения окружающей среды? (стихи «Лесные правила») по возможности времени на уроке*     - Выясним, какие существуют экологические проблемы в ВО. - Каким образом влияет экономика на окружающую среду ВО. -Составим экологический прогноз для ВО. - Поищем пути решения экологических проблем в ВО. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА (выбросы в атмосферу) ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДОЁМОВ (сбросы в водоёмы) «МУСОРНЫЕ СВАЛКИ» (размещение твёрдых отходов)     -Думаем, что существуют.   Ответы учащихся по материалам атласа (сельское хозяйство, транспорт, чёрная металлургия и пр. в %). Оформление диаграммы в «доме» соответственно проблеме (в столбики).   Учащиеся продолжают заполнять столбики «дома», приклеивая листочки с экологическим прогнозом.   Учащиеся продолжают заполнять столбики «дома», приклеивая листочки с путями решения конкретной экологической проблемы.   Учащиеся вспоминают правила поведения в природе путём выполнения упражнений физминутки соответственно заданию.     Стихи читают заранее подготовленные учащиеся. Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь. Испугаются зверушки, Убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать! Из рогатки не стрелять, Ты пришел не убивать! Бабочки пускай летают, Ну, кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу – всего лишь гость, Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги! регулятивные (составление плана работы) познавательные (постановка проблем)     регулятивные (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самосто-ятельности)     коммуникативные (навыки сотрудничества)   личностные (смысло-образование)   личностные (морально-этическая ориентация) познавательные (моделирование0   познавательные (работа с новой информацией)     коммуникативные (навыки сотрудничества)   познавательные (работа с новой информацией, способ решения проблемы)     познавательные (преобразование информации0     познавательные (группировка, установление связей)   коммуникативные (монологическая речь)
4. Определение критериев оценки достижений по данной теме и прогностическая оценка. 5. Вспомним, какую мы поставили цель урока. Удалось нам её выполнить? Что ещё необходимо сделать?   Какую выберете форму?   Тест (самостоятельная работа). Приложение 3. Взаимопроверка по ключу к тексту. Правильность ответов проверяется фронтально по цепочке. Ответы учащихся.   -Нам ещё необходимо обобщить знания по разделу «Экономика». -В форме теста. познавательные (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.) регулятивные (управление своей деятельностью) коммуникативные (навыки сотрудничества)
5. Выбор домашнего задания. · уч. с. 86 задание 2, задание 3 (для всех)
 
 


· т. «Проверь себя» с. 22

· Кроссворд «Экономика». Приложение 4.

регулятивные (выбор действия в соответствии с самооценкой)
6. Рефлексия. Какая была цель урока? Что мы для этого делали? Какие задачи выполняли? Довольны ли вы результатом? Что у вас получилось хорошо? Что вам пока не удается? Что можно сделать для достижения лучшего результата? Оцените свою работу в группах по следующим критериям (используется традиционно)* {справились самостоятельно, смогли объяснить {справились самостоятельно {справились с помощью учителя { не справились -Где нам пригодится это умение? -О чём заставил задуматься наш урок?   Запись на доске: Ответы учащихся.   Учащиеся собирают «букет». Делается вывод об эффективности работы в группах. Ответы учащихся. -Экономика и экология тесно связаны между собой. Для того, чтобы сохранить окружающую среду необходимо бережно относиться ко всему, что нас окружает, заботиться о планете Земля, выполнять правила поведения в природе. регулятивные (контроль и коррекция)     регулятивные (подведение итогов)   познавательные (анализ и интер-притация информации)  

 

Приложение 1:

 

Вклад отраслей в загрязнение атмосферы   Доля отраслей промышленности в сбросе сточных вод Вклад отраслей в нарушение земель  

Приложение 2:

Карточка-помощница

 

Пути решения экологических проблем: ü создание «зелёных зон» (посадка деревьев) ü контроль за состоянием окружающей природной среды ü ставить очистительные фильтры ü сдавать металлы в металлолом ü учитывать место постройки завода, фабрики ü больше ходить пешком ü сортировать мусор для его утилизации (уничтожения) ü сдавать бумагу в макулатуру ü использовать органические удобрения (например, навоз) ü экономично использовать природные ресурсы ü повторно использовать упаковку (коробки, пакеты, бутылки и пр.)  

Приложение 3:

Тест «Экономика» 3 класс. Имя Ф.________________________________

Для чего нужна экономика? Экономика и экология
1.Как называется всё, что нужно людям в жизни? · потребности · экономика · природа · товары 2.В чём состоит главная задача экономики? · удовлетворять разнообразные потребности людей · производить как можно больше товаров · оказывать разнообразные услуги · соблюдать правила ведения хозяйства 3.Предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности, называются: · покупки · товары · услуги 4.Что относится к товарам? · ремонт · стрижка · продукты · отопление 5.Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворять потребности других людей, называется: · подарки · товары · услуги 6.Что относится к услугам? · телефон · лекарства · телевизор · химчистка 7.Как называется наука, изучающая связи между живыми организмами и окружающей средой? · биология · экономика · экология 8.Что может произойти в результате аварии нефтеналивного танкера? · изменится погода · море станет чище · произойдёт экологическая катастрофа 9.Какой вид транспорта загрязняет воздух выхлопными газами? · автомобиль · велосипед · троллейбус 10.Какая отрасль экономики может вызвать загрязнение почвы ядохимикатами? · торговля · сельское хозяйство · транспорт · строительство 11.Какая продукция может особенно сильно загрязнять окружающую среду? · продукция лёгкой промышленности · продукция химической промышленности · продукция пищевой промышленности   Ключ к тесту: «5» - 9-11 б., «4» - 7-8 б., «3» - 5-6 б.. «2» - меньше 5 б.   Контроль: ___ баллов = отметка «__».

 

Приложение 4:

Кроссворд «ЭКОНОМИКА» (Д/з) Имя Ф. ___________________ 1. У песочных ям, 6. Стоит бычище У горы крутой Проклёваны бочища. Стоит великан С железной рукой. 7. Этот конь не ест овса, Вместо ног – два колеса. 2. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Сядь верхом и мчись на нём, Больше греться не хочу. Только лучше правь рулём. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» 8. В снежном поле по дороге Мчится конь мой одноногий 3. Я – вместе брюки и пиджак. И на много-много лет А называют меня как? Оставляет синий цвет.   4. Их валяли да валяли, 9. Спозаранку за окошком Чтобы мы их надевали. Стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам 5. Нам его дала корова, Ходят красные дома. Надо пить, чтоб быть здоровым.  

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приверженности клиентов можно добиться, если руководствоваться следующими правилами | Предмет, завдання і значеннякурсу «Соціологія праці та управління
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.