Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Основная функция научного стиля

Читайте также:
  1. II Основная часть.
  2. II Основная часть.
  3. II Основная часть.
  4. II Основная часть.
  5. II Основная часть.
  6. II Основная часть.
  7. II Основная часть.
  8. II Основная часть.
  9. II Основная часть.
  10. II. Многозначность слова, ее стилистическая функция.
  11. II. Основная часть.

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ, ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Лекция № 4

 

План

I. Основная функция научного стиля.

II. Разновидности научного стиля.

III. Основная функция официально делового стиля.

IV. Разновидности официально делового стиля.

V. Основная функция публицистического стиля.

 

Научный стиль – это стиль, используемый в научных статьях, рефератах, диссертационных исследованиях, монографиях, учебных пособиях и др. Характеристиками научного стиля являются стремление к точности и неоднозначности называния предметов и явлений научной сферы (до 25% всех слов научного текста составляют термины), строгая логическая последовательность изложения, которая поддерживается словесно выраженными причинно-следственными и родо-видовыми отношениями в тексте (например, с помощью союзов если ….. то; в том случае, если; в связи с тем, что и др.).

Эффективный набор языковых средств для построения добротных в плане культуры речи научных текстов подчиняется таким требованиям, как логичность изложения, точное обозначение понятий и реалий. Научный текст немыслим без терминологии, поскольку именно она обеспечивает точность обозначения. Последовательное развитие научной мысли (логика мысли) не позволяет, с одной стороны, использовать, как и в официально-деловом стиле, неявно выраженный смысл, а с другой – требует того, чтобы новое предложение постоянно вбирало в себя смысл предшествующих. Это можно осуществить, просто повторив предшествующее предложение в форме придаточного, ср.: В предложении слова объединяются в словосочетание. То, что в предложении слова объединяются в словосочетание, определяет особые синтаксические свойства слов. Такой способ крайне неэкономен. Поэтому чаще используют другие способы: свертывание предшествующего предложения в отглагольное существительное, замена его местоимением и т.п., ср.: Такое объединение определяет особые синтаксические свойства слова. Подобные способы не чужды и другим функциональным разновидностям языка, в языке научных текстов они особенно активны, например: «В этой главе теория обобщенных функций применяется к построению фундаментальных решений и к решению задачи Коши для волнового уравнения и для уравнения теплопроводности. При этом задача Коши рассматривается в обобщенной постановке, что позволяет включить начальные условия в мгновенно действующие источники (типа простого и двойного слоя на поверхности t = 0). Таким путем задача Коши сводится к задаче о нахождении такого (обобщенного) решения данного уравнения (с неизменной частью), которое обращается в нуль при t ≤ 0. Последняя задача решается стандартным методом – методом суммирования возмущений, порождаемых каждой точкой источника, так что решение ее представляется в виде свертки фундаментального решения с правой частью». В результате этого научные тексты оказываются информативно насыщенными в гораздо большей степени, чем, например, разговорные или публицистические. В тексты многих научных специальностей (математика, физика, химия, логика и др.) органически входят формулы. Поэтому научные тексты трудны для восприятия. К ним нельзя предъявлять требования вседоступности. Следует, однако, заметить, что объективные трудности восприятия научных текстов не имеют ничего общего с субъективной трудностью восприятия некоторых научных текстов. Существует ложное убеждение, что наука в принципе должна быть непонятна для непосвященных. И поэтому некоторые ученые, особенно начинающие, стараются во что бы то ни стало написать «позаковырестей», например, так: «…На месте генетического знания выступает знание реальное, или ближайший смысл из числа неоязыковленных смыслов пространной таксономии в речи коммуникативной абстракции». (Таксономия – иерархически выстроенная система целей и результатов от простой к сложной системе). Хотя вряд ли такие «неоязыковленные» суждения могут продвинуть науку вперед… На наш взгляд, основное требование к культуре владения научным стилем можно сформулировать в виде такой сентенции (сентенция – это изречение нравоучительного характера, мораль): выражайся настолько сложно, насколько сложен объект исследования, и не более того.



Следует отметить ещё одно немаловажное обстоятельство. Есть существенные различия между письменной и устной формами научного стиля. Например, вполне оправданна глубокая информационная насыщенность письменных научных текстов, поскольку письменный текст, если он не сразу понят, может быть вновь прочитан. Устный научный текст, например лекция, такого повторного восприятия, естественно, не допускает. Поэтому лектор подает информацию как бы порциями, часто возвращаясь к уже сказанному, вновь активизируя его в сознании слушающих. В результате семантико-синтаксическая структура устного научного текста оказывается весьма своеобразной. Главной чертой их будет дискретность (т.е. прерывистость).

Итак, основная цель научного стиля – довести до сведения адресата научную информацию, рассказать о новом научном результате, полученном в ходе исследования. Исходя из этих задач, научный стиль также обладает своими характерными особенностями:

1) текст может строится не только как передача информации, а в форме приглашения для совместного рассуждения – для этого используются глаголы 1-го лица множественного числа: рассмотрим, обратим внимание;

2) в тексте используется большое количество специальных терминов;

3) в научных текстах имеется много метатекстовых оборотов (от греч. meta – «после», «за» и лат. textum – «связь»), когда сообщается о том, как организован текст: в следующем параграфе мы рассмотрим …., как отмечалось выше ит.д.;

4) в научных текстах часто используются риторические вопросы (вопросы, не требующие ответа, а концентрирующие внимание: Что из этого следует? При этом автор сам дает ответ на свой вопрос, рассказывая о своём исследовании, его ходе и результатах;

5) в научных текстах используются побудительные предложения (Сделаем выводы …., Сравним … и т.д.); обязательны ссылки на литературу, как правило, они обозначаются сокращениями типа: см. и ср.

 

II. Разновидности научного стиля.

В научном стиле выделяются четыре подстиля:

1) собственно научный

2) учебно-научный

3) технический

4) научно-популярный

К собственно научному подстилю относятся тексты, которые пишут ученые для своих коллег, чтобы сообщить в них новую научную информацию и доказать ее истинность (монографии, статьи, выступления на конференциях). В этом подстиле вводятся новые термины, ставятся и решаются научные проблемы. Собственно научный подстиль отличается максимальной строгостью научного изложения.

Учебно-научный подстиль – это учебники и учебные пособия, лекции, объяснения на уроках, рефераты и др. В этих жанрах научной речи происходит закрепление и передача знаний тем, кто стремится получить образование, пополнить запас знаний. Изложение в текстах ведется по принципу «от незнания – к знанию, от меньшего знания – к большему»: термины вводятся с опорой на уже известные; большое внимание уделяется объяснительной части; совершенно новые, ещё не устоявшиеся в науке термины и понятия отсутствуют. Характер изложения материала в учебно-научной литературе зависит от категории читателей (для студентов вузов, школьников).

Технический подстиль обслуживает разнообразные технические описания (аппаратов, приборов, устройств), он оформлен в виде инструкций.

Научно-популярный подстиль предназначен для тех читателей, кто интересуется вопросами науки. Иногда научно-популярные статьи или книги относятся к публицистическому стилю, однако основная цель таких произведений –– передать научные знания –– является общей для всех подстилей научного стиля. В научно-популярных текстах термины, как правило, не присутствуют или присутствуют в минимальных количествах, научные понятия опираются на бытовое сознание читателей, на их практический опыт, поэтому в таких текстах встречаются эмоционально-экспрессивные элементы, сравнения, метафоры, аналогии и др.

 

Модели синтаксических конструкций, используемые в научном стиле:

Введение: Очевидно, что… ; Был использован новый подход ….; Хорошо известно, что ….; Имеет огромное значение.

Описание исследования: При создании этой ….; Был выбран ….;С помощью данного метода …; В ходе исследования ….

Изложение результатов исследования: Результаты исследования, полученные на 1-м этапе, давали возможность использовать их для … Результаты будут опубликованы позднее в ….

Характеристики результатов: блестящие, удовлетворительные, хорошие, сомнительные и т.д.

Обсуждение результатов: Существует мнение, что …; Полученные результаты позволяют нам согласиться с ранее существующими выводами … (устоявшимся мнением) ….; Можно поспорить с …

 

Пример текста научного стиля:

«Наиболее убедительным экспериментальным доказательством полуконсервативного способа редупликации является, вероятно, Мезелсона – Сталя. Бактерии E. coli выращивались на среде, содержащей N15H3 в качестве единственного источника азота. В этом случае в молекулах ДНК все атомы азота оснований были тяжелыми (N15) атомами; в результате молекулы ДНК были тяжелее и имели большую плотность, чем нормальные молекулы ДНК, выращенные с N14 H3.

Этот метод достаточно чувствителен для того, чтобы различить молекулы с близкими значениями плотностей; ДНК из E. Coli имеет плотность1,709 для N14 ДНК и 1, 725 для N15 ДНК. Поскольку средний вес нуклеотидного остатка равен приблизительно 300 и нуклеотид содержит в среднем приблизительно четыре атома азота, то при переходе от N14 ДНК к N15 ДНК молекулярный вес увеличивается немногим более чем на 1%».

В. Ингэм. Биосинтез макромолекул.

М.: Мир, 1999. С. 32-35

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| I. Основная функция научного стиля

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1018; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.158.238.108
Генерация страницы за: 0.006 сек.