Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Анафора. Эпифора. Антитеза. Инверсия. Эллипсис

ФИГУРЫ РЕЧИ.

Лекция №9

План

I. Анафора. Эпифора. Антитеза. Инверсия. Эллипсис.

II. Язык рекламы. Аллюзия. Десемантизация. Софизм.

 

 

Фигуры речи – любые обороты речи, отступающие от некоторой нормы разговорной «естественности».

Анафора, единоначатие – повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз. «В течение восьми дней представители всего общества с напряжением следят за ходом процесса. В течение восьми дней подсудимым даны были всевозможные средства к оправданию …» (А. Урусов).

Эпифора – повтор слов или группы слов в конце нескольких стихов, строф, фраз.

Хотелось так утренней розе,

Разбуженной утренней розе,

Проснувшейся утренней розе

Стать розой твоею ночной.

Л. Рубальская

 

Антитеза – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий. Назначение контраста – выразить противоположное понятие (часто – антонимы), соединив их в определенном контексте: Был полковник – стал покойник; Великий человек на малые дела.

Используя прием контраста, авторы часто тем самым выражают свое отношение героя к тому, о чем сообщается в тексте: «Знания подменяются – всезнайством, воля – волюнтаризмом, сила слов – пустословием» (М.Е. Салтыков-Щедрин). «Но с каждым днём всё больше убеждалась Таня, что случилось не горе, а счастье» (И.А. Бунин).

Градация – смысловое и языковое «нанизывание» понятий (слов, принадлежащих к одной части речи) для б о льшего изобразительного эффекта. Градация является осуществлением лексической синонимии. Часто слова, образующие в предложении такое усиление понятия, являются однокоренными:

Изысканнейший рисовальщик.

Провидец существа людей.

Он – чарователь, чаровальщик,

Чарун, он – чарник, чародей.

(И. Северянин о Ф. Сологубе)

Такая градация, где каждое последующее слово усиливает предыдущее, называется восходящей. Противоположное ей явление – это градация нисходящая:

Какой ужасный, грозный вид!

Мне кажется, лишь слово скажет,

Законы, трон – всё пасть готово …

Не бойтесь, он на дождь сердит.

И. Дмитриев.

Инверсия – нарушение «естественного» порядка слов в предложении.

Художники слова используют инверсию для того, чтобы обратить внимание на главное, ключевое слово фразы. Например, у А.С. Пушкина так выделено слово «обман»:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман.

 

Эллипсис – стилистическая фигура речи, пропуск какого-либо подразумевающегося слова. Придает тексту бытовую небрежность, динамичность, лаконизм, эмоциональную выразительность. «Дарья Степановна обращалась с родным языком царски свободно, на мелочи не разменивалась. Собеседник (не дурак же он!) сам должен был понимать, о чем речь. В эту априорную осведомленность каждого о ходе ее мыслей она верила свято, обижалась, когда ее не понимали, считала за насмешку. Николай Николаевич, человек привычный, уже приспособился и обычно ее понимал, лишь изредка и недолго становился в тупик перед фразой вроде: «Эта, века синяя, портки, кругом ковров, рулит», что означало просто знакомую женщину в брюках, с накрашенными глазами, самостоятельно водящую машину с коврами на сиденьях …» (И. Грекова).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
II. Аллегория, гипербола, литота, олицетворение, перифраз, ирония, оксюморон | II. Язык рекламы. Аллюзия. Десемантизация. Софизм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 16983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.