Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Моделирования

Общетеоретические подходы к процессу

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МОДЕЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА: ИННОВАЦИОННЫЙ АВСПЕКТ

Управление социальными процессами в современном мире становится все более необходимым и актуальным процессом как с точки зрения экономики и политики, так и в плане устройства личной жизни человека, поскольку в период перехода к рыночной экономике меняются отношения в межсистемной организации, а также происходит внутреннее переструктурирование самих систем.

Кроме того, человек как самоуправляемая и саморазвивающаяся система утрачивает те функции, которые она выполняла в прежней социальной системной организации, но и не выработала новых, отвечающих сложившейся социальной ситуации. Постепенно приходит осознание того, что изменение одной из характеристик системы, вызывает не только потребность вносить изменения в другие части, но и предугадывать последствия такого шага в виде рефлексии на него других систем.

В связи с этим в последние годы получила развитие методология системного анализа, которая призвана помочь организаторам образования и исследователям разобраться в происходящих изменениях и осмыслить их результаты. В рамках данной методологии наиболее, на наш взгляд, перспективным направлением является моделирование систем. Несмотря на различие в терминах, обозначающих это понятие (вероятностное или имитационное), оно позволяет без экспериментирования «вообразить, постичь суть явления» (Вебстер).

Р.Шеннон дает свое понятие процессу имитационного моделирования: …«процесс конструирования модели реальной системы и постановки экспериментов на этой модели с целью либо понять поведение системы, либо оценить (в рамках ограничений, накладываемых некоторым критерием или совокупностью критериев) различные стратегии, обеспечивающие функционирование данной системы» [1978, с. 12]. Под реальной моделью Шеннон понимает как воображаемые или существующие на бумаге системы, так и действующие на практике конструкции.

В качестве частного случая имитационного моделирования можно рассматривать стохастические модели или модели, построенные с использованием метода Монте-Карло. Использование имитационного моделирования в качестве экспериментальной и прикладной методологии позволяет:

· построить (вообразить, описать, сконструировать в виде схемы и т.д.) конструкцию модели, отличной от имеющихся аналогов;

· описать способы ее функционирования в отличие от аналогов;

· дать логическое объяснение или предположить тот или иной способ функционирования;

· теоретически предсказать (спрогнозировать) результат деятельности системы.

Несмотря на разнообразие определения понятия «модель», все они объединены единством основного оценочного суждения о ней как о некоторой форме нашего представления реально существующей системы, объекта или общей идеи отличной от формы их существования. В этом смысле модель служит конкретным средством, помогающим нам в объяснении, понимании или совершенствовании системы. [Р.Шеннон, 1978, с.15].

Использование моделей в педагогических науках в большинстве случаев предстает в качестве инструмента для предсказания и сравнения, который позволяет логическим путем спрогнозировать небольшое количество вариантов развития событий или конструктов с определенной долей уверенности указать предпочитаемый. Хотя такие модели превалируют в практике и научных исследованиях, но они не являются единственными в постановке целей моделирования. Как показал наш опыт по использованию метода моделирования, построение моделей оказывается эффективным средством обучения специалистов, профессионального общения и осмысления действительности. Его использование повышает эффективность суждений и принятия решений.

В последние годы большая часть исследователей и практиков управленцев утверждают, что наиболее эффективной формой решения задач является разработка и реализация моделей [В.З.Давыдов, Мерлин и др.].

Однако в системе образования создание моделей сопряжено с трудностями разнопланового характера. Так, создание моделей ребенка с теми или иными нарушениями развития должно включать в себя количественные и качественные характеристики множественных систем человека в силу его видородовой принадлежности, с одной стороны, и социальной сущности - с другой. В то же время человек как система является принадлежностью другой системы или систем, которые функционируют по своим законам и закономерностям, имеют разные, порой противоречивые, цели, альтернативные пути собственного развития, обусловленные экономическими, политическими и социальными факторами.

При работе с моделями важно помнить также и о том, какую функцию выполняет та или иная модель: объекта, системы или понятия. Общая функциональная нагрузка, выполняемая моделью, заключается в том, чтобы опосредовать окружающую действительность и происходящие в ней процессы в виде общих представлений о них в сознании человека. В связи с этим необходимо выделять различные случаи применения моделей.

Так, если мы хотим дать определение понятию «ребенок с нарушением интеллекта», то для этого достаточно перечислить три основных признака умственной отсталости: наличие органического поражения мозга у ребенка, нарушение познавательной деятельности у него, которое во всех случаях носит необратимый характер. Такая модель может служить средством усвоения понятийного аппарата олигофренопедагогики и (или) средством контроля знаний студента.

В тех же случаях, когда используются развернутые характеристики детей с нарушением интеллекта различного генеза, то такие модели становятся средством обучения студентов или специалистов.

По мнению Р.Шеннона (1978) «модель может служить для достижения одной из двух основных целей: либо описательной, если модель служит для объяснения и (или) лучшего понимания объекта, либо предписывающей, когда модель позволяет предсказать и (или) воспроизвести характеристики объекта, определяющие его поведение», (с.18). По его мнению, предписывающая модель почти всегда является и описательной, но не наоборот. Это означает, что предписывающая модель почти всегда является описательной по отношению к моделируемому объекту, но описательная модель не всегда полезна для целей планирования и проектирования.

В качестве описательных моделей в системе специального образования могут служить различные концепции (концептуальные модели). Например, модель развития специального учреждения на определенный период времени, в которой дается структурно-функциональный анализ состояния учреждения в настоящий момент и перечисляются те элементы системы, которые подлежат изменениям, замене или создаются вновь. Понятно, что такая концептуальная модель не может быть реализована без дополнительного проекта или плана реконструкции.

Необходимо помнить о том, что в социальных науках системное моделирование связано с определением структуры моделей, заданных человеком, которые зависят от средств и методов, используемых в моделировании, и различий в конечных целях, поставленных при этом.

Несколько иной подход существует в описании систем человека. Так, в теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина (1985) человек как индивидуальность предстает в качестве сложной системы. Объяснение индивидуальности в связи с ее сложностью невозможно с помощью одной модели и, как это представлено у автора, такие модели могут выступать как в качестве средства, так и в качестве объяснения одновременно.

При разработке сложных систем, как правило, используются комбинации различных моделей. Любая система или ее часть может быть представлена различными моделями, которые существенно отличаются друг от друга по сложности конструкции. В связи с расширением аналитических данных и глубины проникновения в проблему, разработчики стремятся к выражению ее сути все более сложными моделями.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Области на конец 1996 г. (в абсолютных | Образовательная модель и место ребенка в ней: теоретический аспект
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.