Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование новой государственности

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Политическое развитие России в первые годы после распада СССР было связано с конституционным оформлением российской государственности. Прежде всего стали создаваться президентские структуры — Совет Безопасности и Президентский Совет, введена должность Государственного секретаря. На местах вводился ин­ститут представителей президента, которые осуществляли власт­ные полномочия в обход местных Советов. Непосредственно пре­зидентом формировалось и Правительство России, все назначения проводились по прямому указанию Б. Н. Ельцина, управление осу­ществлялось на основании президентских указов. Эти меры оправ­дывались политической целесообразностью — необходимостью в ре-


волюционном темпе сломать старый партийно-государственный ап­парат.

Проведенные изменения пришли в противоречие с положения­ми Конституции РСФСР 1978 г. Она не предусматривала разде­ления исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. В соответствии с Конституцией вся власть в центре и на местах принадлежит Советам народных депутатов, высшим органом вла­сти является Съезд народных депутатов, а в промежутках между съездами — Верховный Совет РСФСР. Правительство по Консти­туции было подотчетно Верховному Совету.

Таким образом, создалось своеобразное двоевластие. Первона­чально, пока президент пользовался поддержкой большинства де­путатов, это противоречие ощущалось слабо. Но с началом реформ непопулярные жесткие экономические меры вызвали рост социаль­ного напряжения, повышение политической активности в различ­ных слоях российского общества и рост оппозиционных настрое­ний. В январе-феврале 1992 г. в Москве и других городах Рос­сии прошли митинги сторонников возврата к старом порядкам. 23 февраля многочисленный митинг был организован в Москве «Со­юзом офицеров» и «Трудовой Москвой». В этот же день имели место столкновения демонстрантов с ОМОНом. С обеих сторон были пострадавшие. Резко обострились противоречия между за­конодательной и исполнительной властью. Разногласия возникли и в самом российском руководстве. Сначала с критикой полити­ки радикальных экономических реформ выступил Председатель Верховного Совета Российской Федерации Р. И. Хасбулатов; затем к нему присоединился вице-президент А.В.Руцкой. В апреле на VI съезде народных депутатов РФ произошла консолидация про­тивников курса реформ и началось массированное наступление на правительство. Центром оппозиции стал Верховный Совет Россий­ской Федерации. Противоречие Советов и президента зашло в ту­пик. Изменить же конституцию мог только Съезд народных депу­татов или всенародный референдум. Конфронтация между испол­нительной и законодательной федеральными властями нарастала на протяжении всего 1992 г. Каждая из ветвей выстраивала свою систему взаимоотношений с региональными властями. С одной сто­роны, президент Б. Н. Ельцин искал постоянного взаимодействия с президентами республик и губернаторами областей — руководите­лями исполнительной власти. С другой стороны, Р. И. Хасбулатов в качестве главы федеральной законодательной власти стремился,


основываясь на принципах советской системы власти, выстроить свою вертикаль. Каждая из сторон создавала свои организацион­ные структуры: Ельцин — Совет глав республик, Хасбулатов — Все­российское совещание советов всех уровней.

В декабре 1993 г. на VII съезде народных депутатов Российской Федерации был достигнут компромисс: Б. Н. Ельцин по требованию оппозиции отправил в отставку Е. Т. Гайдара и согласился на на­значение новым председателем правительства В. С. Черномырдина, а съезд пошел навстречу президенту, согласившись на проведение 11 апреля 1993 г. референдума, который должен был разрешить спор между ветвями власти, и заморозив вступление в силу попра­вок к конституции, ограничивающие президентские полномочия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Итоги социально-экономических преобразований 1990-х гг | Конституционный кризис 1993 г
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.