Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Россия и страны ближнего зарубежья

После распада СССР российской внешней политике пришлось осваивать совершенно новое для нее направление — так называемое ближнее зарубежье. Развитие отношений России с бывшими союз­ными республиками шло с одной стороны в рамках_Сод£ужества Независимых Государств, и _с другой — по пути развития двусто- ронних отношений.

В отношениях со странами ближнего зарубежья Россия с са­мого начала столкнулась со многими проблемами, часть которых досталась ей в наследство от СССР~[судьба ^долгов Советского Со­юза, вывод войск из Прибадтики^роб лема контроля~^аГсовётским адерным~потёнциалом]7

Важным аспектом деятельности Содружества стало определе­ние судьбы ядерного оружия бывшего СССР. В июле 1992 г. девять государств~^НГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Молдавия и Туркмения) под-


твердили, что по ддерживают участие Р оссии в Договоре о нерас-гфостранении ядерного оружия в качестве его обладателя и заяви- ли, что^готовы^грисоединиться к Договору в ка^е^тае^бсударств, не обладающих ядерным оружием. Таким образом, Россия стала полноправнш^правопр еемником СС СР по вопросу владения ядер­ным оружием. При этом речь шла сГвсем ядерном~оружии бывшего C UCP, JgKJirojjj^ja_To, котор ое находшюсь~на территориях Украи­ ны, Белоруссии и Казахстана. В мае 1993 г. в Лиссабоне был под-nncaji^njOTOKOJ^^B^jcoTopoM руководители Кача.уг.тя.на^Украинк^и Б елорус сии гарантировали ликвидацию я дерного о ружия на своей территори и. Россия, США, Казахстан и Белоруссия ратифицирова­ли Договор, но Украина потребовала гарантий своей безопасности. В январе 1994 г. в Москве президенты США, России и Украины приняли трехстороннее заявление, в котором были даны соответ­ствующие гарантии.

К 1994 г. российские войска были полностью выведены из стран Балтии, но~в отношениях России с этими странами сохранялись другие, не менее острые проблемы. После распада СССР за пре­делами Poacjffl_jie_nq _своей воле проживали свыше млн рос- ^сиян^Многие из них оказались в тяжелом положении. Большин­ством правительств стран ближнего зарубежья проводилась поли^ тика npjiopjiT^THoro развития так называемых титульных наций. Все это вызывало межэтническую напряженность и осложняло по­ложение наших соотечёственниковТТ5ни: сталкивались с проявле-ТШямиТЗытового национализма, кадровой дискриминации, страда­ли от произвола административных, правоохранительных и судеб­ных властей на местах. Их права зачастую ущемлялись при реше­нии вопросов получения образования, медицинской помощи, трудо­устройства, вероисповедания, пенсионного обеспечения, предпри­нимательской деятельности, оформления различного рода доку­ментов. Особенно^с ложны м их положение было в Латвии, Эстонии, Казахстане и ряде среднеазиатских республик. Российское руковод-ствсГВ те7^дьГта1Гй1ю~вь1работало чёткого последовательного под­хода к проблеме соотечественников за рубежом, что в итоге привело к усилению иммиграции. Несмотря на сложную экономическую об­становку в России в период с_ 1991 г. по 1 998 г., по данным МИД РФ, из стран СНГ и Балтии в Россию возвратились сшзлсПГшш соотечественников.

Глаш!ьТшГ~прбблемами, осложнявшими российско-украинские отноше!^я7ХТашГпрЪблейы"Крь1ма7 Черноморского флота и ряд


политических факторов (ядерное оружие, отнош ение к НАТО). Из-
за разногласий по Севастополю и Черн оморском у флоту договор о

дружбе и сотрудничестве России_с Украиной был по дпис ан и рати-фицирован лишь в 1998 г.

Препятствовали стабильному развитию Содружества и ослож­няли взаимодействие России с государствами СНГ конфликты на этничесюэй_ почве, вспыхн увшие в Молдове (1 992 г.), Грузии (1992)^ Поиск инструментов их урегулирования привел к подписанию в марте 1^92_г^Соглашения о группах военных наблюдателей и кол­лективных силах по поддержан ию м ира в СНГ. К 1993 -1994 гг. фаза вооруженного противостояния в больш инстве горячих точек постсоветского пространства завершилась.

Для~части стран Содружества — его южного фланга, в середине 90-х годов реальным источником нестабильности и угроз стал ре­жим талибов в Афганистане. В Таджикистане исламская оппози­ция открыто апеллировала к помощи новых руководителей Афга­нистана^ Через южные границы на территорию стран СНГ кон­трабандным путем ввозились крупные партии наркотиковТТЗ соче­таний с возрастанием внутренней нестабильности в Центральной Азии все это стимулировало государства СНГ на шаги по созда­нию эффективной системы безопасности. Выдвижение погранич­ных сил на таджикско-афганскую границу и сотрудничество России по охране внешних границ СНГ с Казахстаном, Киргизией, Таджи­кистаном, Узбекистаном позволило сохранить контроль РФ над си­туацией на дальних подступах к собственным границам.

15 мая 1992 г. Арменией. Белоруссией, Казахстаном. Кргиз - станом, РФ^_Таджикистаном, y36eKHj:Tj^o^^

о коллективной безопасности (ДКБ). Позднее к нему при соеди ни-лись Азербайджан и Грузия. В 1999 г. благодаря усилиям рос-сшйкШ~71ИПломатии договор был продлен на очередной срок,~но~ при этом из него вышли три из девяти участников — Азербайджан, Грузия и Узбекистан. Разногласия между участниками договора и нехватка финансовых средств привели к тому, что общее военно-стратегическое пространство на основе ДКБ так и не было сфор­мировано. Но договор облегчил заключение двусторонних соглаше­ний России с участниками ДКБ и позволил урегулировать статус российских военных объектов на территории бывших союзных рес­публик. Кроме того, положительную роль ДКБ сыграл в качестве юридической базы для создания Объединенной систем ы nBOjCHT, соглашение о которой было подписано 10 февраля 1995 г.


В течение 1992-1994 гг. состав СНГ менялся. В_октябре 1992 г. из СодружестваГ'вышел Азербайджан, но вновь вернулся в него в 1994, после~прихода к власти Г. Алиева. В 19§4г:в_Содружество во шла Грузия.

В^^тр4юйл1Ш1олиде_9(>х_гг. наметились тенденции более тесной экономической интеграции России с рядом государств СНГ. 29 мар­та 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан подписали Договор об углублении экономической интеграции и четырехсто-роннем^таможенном союз^ГОшбшГотношёния сложились у России с ТэелоруссиейПГрактическими шагами на пути интеграции двух стран стал подписанный в апреле^ 19Я2_г^йЗгошр_^э_Сшоз^РЪссии Hjaejiopyj^affl и принятая в декабре 1998 г. Декла рация о создании Союзного государства.

В своем_ развитии СН Г не оправдало ожиданий, в сущности слишком завышенных, и н е преврати л ось в полноценную интегра­ци онную ст руктуру. Многие важные инициативы стран~СНГ так и остались нереализованными. Разные экономические возможности, социально-политические системы, национальные интересы, недове­рие и подозрительность к Москве служили серьезным препятстви­ем на пути дальнейшего развития Содружества.

Россия должна была привыкать к новой роли бывших респуб­лик Советского Союза и к тому, что теперь ее взаимоотношения с соседями перестали быть только российской монополией, что они связаны с политикой и интересами многих других государств. Нередко Россия колебалась, переходя от невмешательства к по­пыткам восстановить влияние. В отношениях России с некоторыми странами было накоплено слишком много негативного и трудно­го опыта, который отрицательно влиял на развитие взаимоотноше­ний. Россия как правопреемница и Советского Союза, и Российской империи, невольно была вынуждена нести ответственность за про­шлые деформации, ошибки и даже преступления. Помимо стран дальнего зарубежья (Польши) это касалось в первую очередь стран Балтии.

Несмотря на очевидные болезни роста, Содружество сыграло стабилиз ируюшукГроль в становлен ии_нов ь1х незави си мых гос у-дарств. Создание СНГ помогло предотвратить стихийный распад страны и развитие сит3^а!р1Г1ю~^Ш гославс1ю м^_сп^ндвйю^! Про-цессГсувёренизацйи быв'ших советских республик-участниц Содру­жества, 1гр^Д1ел^упорядоченно "й^ШГЖав1| Л^лубоких геополитиче -ских потрясений. Врамках X^jjyjKe^TjBa^jgMOub-iM^-rJiHTb соци-


альные и экономические последствия распада единого государства, мирной постепен но р ешить вопросы, связа нные с р азделом иму-щества и долгов б ывшего СССР,"формированием границ и нацио­нальных армий, транспортными и финансовыми проблемами, уста-но влением визовых и там оженных режим ов и дрГ

***

«Эпоха Ельцина» — время сложное и противоречивое. Вселяв­шее оптимизм, добрые надежды в своем начале, оно закончилось в итоге разочарованием для многих. «Кремлевские игры», влияние олигархов, финансовые пирамиды, коррупция и растущая преступ­ность остались в нашей памяти характерными чертами 90-х годов. Сегодня у исследователей нет, да и не может быть однозначной оценки Б.Н.Ельцина как государственного деятеля. Историки и политики либеральной ориентации главной заслугой первого прези­дента считают то, что он не допустил коммунистического реванша, обеспечил необратимость демократических перемен, хотя многие из этих перемен, инициированных властью сверху, в силу ряда как субъективных, так и объективных обстоятельств приняли форму вялотекущих реформ и не были завершены в рамках почти деся­тилетней «эпохи Ельцина». Противники Б.Н.Ельцина, люди, при­держивающиеся прежних социалистических ценностей, полагают, что он не только развалил Советский Союз, но своими реформами вверг экономику в кризис, а народ в бедность.

С нашей точки зрения, к очевидным заслугам Б.Ельцина как политика и человека необходимо добавить своевременный, а для многих неожиданный уход с политической сцены, а также опти­мальный в тех условиях выбор в качестве преемника такого по­литика, который, с одной стороны, обеспечил преемственность, а с другой, как показывает практика почти четырех лет президент­ства В. В. Путина, стал действительно гарантом стабильности в об­ществе и политиком, не только энергично взявшимся за реформы, по тем или иным причинам не состоявшимся при Ельцине, но и положившим начало исправлению многочисленных ошибок, допу­щенных при его предшественнике как законодательной, так и ис­полнительной властью.


ГЛАВА II. РОССИЯ

В ГОДЫ ПРЕЗИДЕНТСТВА В.В.ПУТИНА

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дальнее зарубежье. Россия и Восток | Новый президент
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1096; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.