КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогические технологии в образовании. Показатели технологического подхода в воспитании
Содержание образования, документы, определяющие содержание образования, их характеристика. Методы, формы и средства обучения. Различные подходы к классификации методов обучения. Критерии эффективности урока с использованием личностно-ориентированной технологии Можно выделить основные критерии эффективности урока с использованием личностно-ориентированной технологии. К ним относятся: · Наличие вариативной составляющей учебного плана урока в зависимости от индивидуальных особенностей, готовности класса и т.п. · Использование проблемных творческих заданий. · Применение заданий, позволяющих учащемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую). · Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в ходе урока. · Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока. · Обсуждение е учащимися в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому. Стимулирование учащихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий. Метод в переводе с греческого – способ достижения цели. Метод обучения – это способ организации учебно-познавательной деятельности, направленной на решение задач образования. Прием обучения – это составная часть метода, единичное действие, конкретный способ проведения учебно-познавательной деятельности. Традиционная классификация (по характеру передачи знаний: Е.Я. Голант, Е.И. Перовский Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкипанидзе) 1.Наглядные (иллюстрация, демонстрация) 2. Словесные(лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия и др.) 3. Практические (упражнения, лабораторная работа, практическая работа) Классификация методов на основании дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.). В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке): а) приобретение знаний; б) формирование умений и навыков; в) применение приобретенных знаний; г) творческая деятельность; д) закрепления; е) проверки знаний, умений и навыков. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы: а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный); б) репродуктивный (границы мастерства и творчества); в) проблемное изложение знаний; г) частично-поисковый (эвристический); д) исследовательский. Классификация методов, сочетающая методы преподавания и соответствующие им методы учения или бинарные (М.И. Махмутов). Данная классификация представлена следующими методами: а) методы преподавания: информационно – сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий; б) методы учения: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый. Классификация методов по месту в структуре деятельности (Ю.К. Бабанский). Эта классификация представлена тремя группами методов: а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному); методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя; б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении; в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля. В ряд названных классификаций методов обучения можно было бы добавить еще несколько десятков. Все они не лишены недостатков, и в то же время имеют много положительных сторон. Универсальных классификаций нет и не может быть. Учебный процесс – это динамичная конструкция, это следует понимать. В живом педагогическом процессе и методы получают свое развитие, принимают новые свойства. Объединение их в группы по жесткой схеме не оправдано, так как это сдерживает совершенствование учебного процесса. Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Выбор средств обучения зависит от дидактической концепции, целей, содержания, методов и условий учебного процесса. Средства обучения: Простые средства: 1. Словесные: учебники и другие тексты. 2. Простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр. Сложные средства: 3. Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр. 4. Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио. 5. Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео. 6.Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети. Формы организации обучения: индивидуальные, парные, групповые, коллективные, фронтальные.
Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть в процессе обучения. Источником содержания образования выступает социальный опыт человечества, закрепленный в материальной и духовной культуре (наука, производство материальных и духовных благ, духовные ценности, формы общественного сознания, виды, деятельности человека).
Факторы отбора содержания образования: - Социальные, профессиональные, культурные требования общества к выпускнику школы. Обучение должно подготовить выпускника к различным видам деятельности: познавательной, профессиональной, общественной, культурной, досуговой, лично-семейной. Для подготовки к этому школа должны иметь совокупность предметов обучения. - Степень удовлетворения содержания образования принципу научности (соответствие современному уровню научного знания о мире, культуре, технике), а также принципу систематичности, последовательности и ряда других дидактических принципов. - Соответствие содержания образования психологическим возможностям и развитию школьников на разных ступенях обучения: младший, средний и старший школьный возраст. - Учет потребностей личности в образовании. Не только общество выдвигает требования к образованию, но и граждане имеют право на его выбор. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение (см. Закон РФ об образовании). Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании – обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения. В настоящее время содержание образования в школе строится на основе следующих принципов: 1. Включение основ всех наук, определяющих современную социальную и естественнонаучную картину мира, т.е., совокупность базовых понятий, законов, теорий, фактов. 2. Включение материала, имеющего общеобразовательное значение, т.е., значение для всех или большинства видов деятельности. 3. Прослеживание логики развертывания основных знаний при изложении информации о теориях и процессах. 4. Раскрытие основных областей практического приложения теоретических знаний. 5. Обеспечение реализации межпредметных связей. 6. Включение в содержание школьного образования как решенных, так и нерешенных научных проблем, важных для развития человека и общества. 7. Показ истории развития идеи, процесса, их динамики. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ: З нания о природе, обществе, технике, человеке и способах его деятельности. Различают следующие виды знаний: термины и понятия, факты, законы, теории, методологические и оценочные знания. Их усвоение способствует формированию более или менее точных представлений о разных сторонах окружающей человека действительности. Опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера. Он воплощается в учебных умениях и навыках. Различают предметные (специальные) и общие учебные умения и навыки. Под общими, в отличие от специальных, понимают те учебные умения и навыки, основу которых составляют знания о способах действий в рамках, свойственных процессу изучения не одной, а нескольких учебных дисциплин (составление плана, беглое чтение, планирование собственной учебной деятельности, управление своим вниманием и др.). Опыт творческой поисковой деятельности - в современном содержании образования представлен далеко недостаточно. К творческим процедурам в учебном процессе можно отнести: • самостоятельное осуществление переноса знаний в новую ситуацию; • видение новой проблемы в традиционной ситуации; • видение новой функции объекта; • учет альтернатив при решении проблемы; • комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности в процессе решения новой проблемы и др. Особенность творческих процедур состоит в том, что нельзя создать предварительных жестких схем такой деятельности. Опыт эмоционально-ценностного отношения людей к миру и друг другу, опыт эмоциональной воспитанности. ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: -образовательный стандарт; -учебный план; -учебные программы по предметам; -учебниких; учебные пособия; справочники. Образовательный стандарт – это государственный документ, определяющий совокупность требований государства к уровню образования выпускников школ и гарантии государства по его достижению. Учебный план средней общеобразовательной школы является основным нормативным документом, определяющим деятельность школы. Учебный план - это государственный документ, содержащий перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на их изучение. Таким образом, учебныйплан определяет: а) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; б) полный перечень предметов, изучаемых в учебном заведении; в) количество часов по каждому предмету за все врем обучения и на изучение в каждом классе; г) распределение предметов по годам обучения; д) количество часов в неделю на каждый предмет; е) продолжительность практикумов; ж) основные формы контроля. Учебный план представляет собой таблицу, в которой для каждого предмета и каждого года обучения определено число уроков в неделю. Учебная программа – государственный документ, характеризующий отдельный учебный предмет: перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему и курс, знания, умения и навыки, методические рекомендации о средствах обучения и контроля. Учебная программа содержит: - объяснительную записку о целях изучения курса, основных требованиях к знаниям, умениям и навыкам учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения; - тематическое содержание курса; - ориентировочное количество часов на изучение каждой темы; - указания по реализации межпредметных связей; - перечень рекомендуемого учебного оборудования и учебных пособий (наглядностей); - список рекомендуемой литературы. Школьный учебник - учебная книга, отражающая подробно содержание образования, учебную информацию, подлежащую усвоению. Педагогические функции учебника: Информационная (текст, фото, рисунки, иллюстрации). Обучающая (управление познавательными действиями ученика (вопросы, задания, упражнения). Мотивационная (стимулирование к изучению материала). Контрольная (наличие возможности самопроверки, самооценки и корректировки хода и результатов обучения). Самообразовательная (создание условий для самообразования). Требования к учебнику · Соответствие учебника программе. · Соответствие учебника современному состоянию науки. · Систематичность, логическая последовательность и завершенность изложения материала в учебнике. · Четкая формулировка выводов, обобщений, правил (для запоминания выделить). · Доступность изложения, соответствие возрасту учащихся. · Качественные иллюстрации.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |