КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трудовое и профессиональное воспитаниеПрофессиональная ориентация школьников. Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах, и как неотъемлемый компонент общего образования. Вокруг труда во многих педагогических системах концентрируется учебный материал. Труд – неотъемлемая часть интеллектуального, физического и эстетического воспитания. Цель и задачи трудового воспитания – развитие и подготовка, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека. Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства: - организация совместного труда воспитателя и воспитанника; - объяснение значимости определенного вида труда на пользу семье, коллективу сотрудников и всему предприятию, отечеству; - материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества; - знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны; - кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии); - упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла); - творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества; - временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах; - систематическое участие в общественно полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности; - контроль потребления времени и электроэнергии, ресурсов; - учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличия творческого подхода); - специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника). Содержательную основу трудового воспитания школьника составляют следующие виды труда: учебный труд, общественно полезный труд, производительный труд Педагогические условия организации трудового воспитания: -подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда. -сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. -доступность и посильность трудовой деятельности. -разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности учащихся. -сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности. Профессиональный выбор – один из важнейших актов, которые человек совершает в своей жизни. Помочь в совершении выбора профессии призвана профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация школьников – целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии Основными задачами профориентации являются: 1. актуализация проблемы профессионального самоопределения; 2. формирование адекватного отношения к системе профессионального образования; 3. более широкое знакомство с профессиями и требованиями, которые они предъявляют к человеку; 4. информирование старшеклассников о потребностях региона в кадрах, о возможностях трудоустройства. В профессиональной ориентации, выделяют следующие структурные компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиография, профессиональная консультация, профессиональный отбор и профессиональная адаптация. Эти компоненты тесно связаны между собой, имеют свое специфическое содержание, задачи и выполняют относительно самостоятельные функции. Профессиональное просвещение (профессиональная информация) предусматривает вооружение учащихся определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии. На завершающем этапе профессиональной информации основное внимание переносится на углубленную пропаганду тех профессий, в которых испытывается наибольшая потребность конкретного экономического района в определенное время Для того, чтобы ознакомиться с миром профессий и сделать свой жизненный выбор, школьник имеет возможность обратиться к профессиографии, которая представляет собой описание профессий или специальностей, включающее в себя основные требования, которые они предъявляют к психологическим и физическим качествам человека, а также факторы, которые обусловливают успешность или неуспешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности данной профессиональной деятельностью. Комплексное, систематизированное, многостороннее описание конкретного вида работы, предназначенное для проведения психологического изучения труда и использования в дальнейшей практической деятельности, называется психологической профессиограммой. Профессиограмма должна содержать следующие сведения о профессии: 1. название профессии и ее деление на специальности; 2. основные виды работ по данной профессии; 3. общие и специальные знания, умения и навыки; 4. особенности психических и психофизиологических процессов (память, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевая сфера, индивидуально-типологические особенности, утомляемость, выносливость и т.д.); 5. профессиональные вредности и риски; 6. психологические, медицинские, анатомо-физиологические противопоказания к данной профессии; 7. информация о путях и возможностях получения профессии. Профессиональная консультация предполагает установление соответствия индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей школьника специфическим требованиям той или иной профессии. Она обеспечивает выбор конкретной профессии с максимальным учетом наиболее существенных объективных и субъективных условий. Профессиональный отбор позволяет, опираясь на выявленные психофизиологические и личностные качества, определить для школьника профессию и специальность. При оценке профессиональной пригодности человека на первый план выдвигается его способность к овладению избранной профессией, умение преодолевать трудности, но при этом нельзя забывать, что часто человек получает удовлетворение от труда не столько в силу реализации своих способностей, сколько благодаря тому, что он высоко оценивает коллектив, в котором работает. Под профессиональной адаптацией понимают процесс приспособления молодого человека к производству, трудовому коллективу, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успешность адаптации служит показателем правильного выбора профессии. Профессиональная адаптация характеризуется такими признаками, как сохранение и дальнейшее развитие склонностей к конкретной профессиональной деятельности, совпадение общественной и личной мотивации труда, зависящей от его содержания, влияния семьи и производственного окружения. Таким образом, можно сказать, что компоненты и аспекты профессиональной ориентации тесно взаимодействуют и дополняют друг друга. Это, в свою очередь, служит основой комплексного подхода во всей работе по профессиональной ориентации. Основными формами и методами профориентационной работы являются: – беседы о профессиях; – участие в олимпиадах, конкурсах, теоретических конференциях; – просмотр фрагментов учебных фильмов и кинофильмов, учебных телепередач, демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы или курса непосредственно в практической деятельности людей; – экскурсии на предприятия; – встречи со специалистами; – проведение тематических, литературно-художественных вечеров, устных журналов, круглых столов; – оформление стендов, альбомов, плакатов и другой наглядной агитации профориентационного характера и другие. Профориентация через учебный предмет – одно из ведущих направлений профориентации школьников. Каждый учебный предмет содействует решению задач профориентации различными средствами. Предметы естественно-математического цикл а преимущественно знакомят учащихся с содержанием труда по ведущим профессиям отраслей экономики конкретного экономического региона, формируют знания, умения, навыки, необходимые для успешного овладения этими профессиями. Предметы гуманитарного цикла влияют на становление нравственного, мировоззренческого фундамента профессиональной направленности, активизируют процесс ее развития, усиливают воздействие отдельных социально-экономических факторов профессионального самоопределения.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |