КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 6. Типы государств и теории государств. Теории происхождения государства
Введение. В лекции рассматриваются современные и исторические теории государств; рассматриваются теории происхождения государств. Рассматривается понятие государства и его признаки. Рассматриваются характеристики государственной власти. За время существования науки были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи, самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права продолжаются и по сей день. На протяжении всей истории развития человечества особая роль в решении этих вопросов отводилась религии. Еще в Древнем Египте, в Вавилоне и в Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства и права. «Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова» - написано в Библии. Но особенно широкое распространение данные идеи получили на стадии перехода многих народов к феодализму и в феодальный период. На рубеже 12-13 вв. в Западной Европе развивается теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, ибо не пристало церкви самой использовать меч, а второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога». Религиозные учения о происхождении государства и права имеют хождение и поныне. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме о том, что на возникновение, развитие и упадок государства и права решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти. Среди них жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты и страсти. Как показывает исторический опыт, главные причины возникновения и развития государства и права коренятся в области экономики и в социальной сфере жизни людей. Государственная организация приходит на смену родоплеменной организации, право – на смену обычаям. При разложении родо-племенных отношений в новых общественно-экономических условиях прежняя система организации власти – родоплеменная организация, рассчитанная на управление обществом, не знавшим имущественного разделения и социального неравенства, оказалась бессильной перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, усиливающимися противоречиями в общественном развитии, перед углубляющимся неравенством. О появлении признаков государства свидетельствуют следующие признаки: выделение из общества особого слоя людей, не производящих материальных или духовных благ, а занятых лишь управленческими делами; наделение данного слоя людей особыми правами и властными полномочиями; введение различных налогов и всевозможных податей, займов; подразделение членов общества не по кровнородственному признаку, как это было при первобытно-общинном строе, а по административно-территориальному признаку; появление на постоянной основе особых отрядов вооруженных людей, дружин, признанных защищать территорию и общество от нападения извне, а также вести новые территориальные завоевания. Государство возникает естественным путем. Аналогичные процессы происходят с государственной (или публичной) властью, являющейся признаком государства, и с правом. До появления имущественного разделения населения и социального неравенства общество не нуждалось в праве. Оно вполне могло обходиться и обходилось с помощью обычаев, опиравшихся на власть авторитета советов старейшин. Но когда появились группы, слои и классы со своими собственными интересами, прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества, в новых условиях оказались бессильными. Появилась жизненная необходимость в новых правилах – регуляторах общественных отношений, которые бы обеспечивались не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким регулятором стало право. Важнейшие признаки, свидетельствовавшие о его появлении: социальное и имущественное расслоение в обществе; постепенное сосредоточение частной собственности и права на нее в одних руках и полное их отсутствие в других; появление семейно-брачных и иных правоотношений; придание действующим социальным нормам общеобязательного характера, обеспечиваемого принудительной силой со стороны возникающих государственных органов и др. Первоначально право складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которых обязывали зарождающиеся государственные органы и, прежде всего, суды. Позднее правовые нормы (правила поведения) устанавливались актами князей, королей и просто наделенных такими полномочиями чиновников. Правящая верхушка всегда стремилась закрепить в этих актах прежде всего свои собственные имущественные и иные интересы, усилить свою власть с помощью зарождающегося права. Естественно-правовая теория происхождения государства и права нередко называется в научной литературе договорной теорией или теорией договорного происхождения государства и права. Она рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора). Теория насилия Краеугольным камнем теории насилия является утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Понятие и признаки государства. Термин «государство» может быть использован в двух значениях: для выделения страны как географического образования; для обозначения организации политической власти. Мы будем вести речь о государстве как организации политической власти, существующей в определенной стране. Существенные признаки государства: 1. Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др. На своей территории государство осуществляет независимую власть и имеет право защищать территорию от вторжения со стороны других государств. 2. Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства. Население государства может состоять из людей одной национальности или быть многонациональным, как, например, в России, где проживает более 60 наций. Государство будет стабильным и будет развиваться, если отношения между ними будут добрососедскими, а не конфликтными. 3. Публичная власть. Публичная власть иначе называется властью общественной, то есть властью, способной организовать жизнь людей. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении или иначе способность подчинять своей воле. Государственная власть осуществляется с помощью государственных органов и учреждений. Все они объединяются в единую систему, называемую государственным аппаратом. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Государственная власть распространяется на всех людей, проживающих на территории государства. 4. Право. Это система общеобязательных правил поведения. В отличие от правил поведения, существовавших в первобытном обществе и обеспечивавшихся силой общественного принуждения (например, покинувшего поле боя воина соплеменники изгоняли из племени), правовые нормы охраняются силой государства, то есть специальными государственными органами. Если правила поведения в первобытном обществе вырабатывались постепенно самим обществом (обычаи, традиции, мифы, обряды, ритуалы и др.), то правовые нормы формируются в основном государственными органами. 5. Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешняя разведка, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, потому что государственная власть осуществляется с помощью норм права или конкретных распоряжений (приказов), носящих императивный характер. Если к власти проявляется неуважение или если нормы права не исполняются, то с помощью правоохранительных органов применяются меры принуждения (санкции), предусмотренные в нормах права. 6. Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности государства. Обычно пограничные споры и военные конфликты возникают между смежными государствами. По своему размеру армия должна быть способной отразить любую агрессию. Но армия требует на свое содержание и поддержание боеготовности значительных материальных затрат. В некоторых государствах армия используется во внутренних конфликтах. 7. Налоги. Это обязательные платежи с получаемого дохода граждан и организаций. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая соответствующие законы. Налоги необходимы для содержания государственных органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам. Если в стране происходят различного рода чрезвычайные происшествия (ЧП), то выделяется часть средств также из налоговых поступлений для устранения последствий ЧП, бедствий. 8. Суверенитет. Это независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Иначе, суверенитет – это самостоятельность, неподчиненность, неподотчетность государства кому-либо. Различают внутренний и внешний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный характер для всего населения. Внешний суверенитет позволяет государству самостоятельно строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически подчиняться другим государствам. Государство = власть + население + территория. То есть, государство – это организация политической власти, действующей в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующей право и специальный аппарат принуждения.
Понятие и определение государства. Государство – правовая организация и функционирование власти. Основание государственности - права народов, права человека, основные дозаконотворческие и внезаконотворческие требования определенной меры свободы, которые первичны по отношению к власти и ограничивают суверенитет. Признаки государства: 1. Этнический – народ, как этническая общность в смысле права нации на самоопределение: создавать свою суверенную национальную форму организации публичной политической власти. При этом не могут нарушаться права человека и других наций, проживающих на данной территории. 2. Территориальный – страна, географическая область с которой связана нация, субъект права на политическое самоопределение. 3.Организация публичной политической власти – призвано обеспечить свободное совместное политическое, экономическое и духовное бытие людей. Характеристики государственной власти: 1.Государство есть правовая организация власти, а не произвольное насилие, поскольку ограничено правами человека. 2.Государство должно быть ограничено (обычно в конституции через систему гарантий) правом для создания оптимальных условий функционирования саморегулирующегося гражданского общества. Государство через вмешательство в сферу саморегуляции гражданского общества может способствовать более ранее включение механизмов саморегуляции общества, но делать это должно на условиях ограниченного вмешательства согласно рамок, установленных конституционным правом, дабы не повредить институтам и механизмам саморегуляции. Ограничение государственного вмешательства достигается путем постоянного толкования судами конституционных принципов. Конкурентные ограничения: невозможность удовлетворения позитивных прав в ущерб негативным; государственного регулирования экономики в ущерб рыночному, подмены судебной процедуры рассмотрения спора арбитражной процедурой, упрощенной по сравнению с первой; подмену парламентского принятия государственного бюджета правительственным перераспределением государственного дохода и т. д. Механизм взаимодействия государства и гражданского общества. Государство через бюрократию стремится к усилению своей социальной роли, но как только проходит точку равновесия, начинается активизация правового начала самого государства, которое останавливает дальнейшую «интервенцию» и далее уменьшает масштабы вмешательства. Активизация правового начала происходит через демократические институты и механизмы как самой власти, так и гражданского общества (например: активная роль оппозиции, парламентаризм (политический), рынок (экономический механизм), независимое правосудие (юридический механизм)). Государство – это управляющая система, регулирует отношения субъектов гражданского общества в той степени, в которой последние отдали ей свою свободу, выдав соответствующие полномочия лицам, ее представляющим. Лица, ее представляющие, действуют от имени и в пользу всех членов. Гражданское общество – управляемая система, состоит из людей, действующих в частных интересах. Саморегулирующаяся система, например, через выбор регулирующей (управляющей системы). Члены системы формально равны, автономны независимо от типа лица. Функции государства и их классификация. Функции государства – это основные, социально значимые направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачи определенного исторического этапа развития общества, а также механизм государственного воздействия на происходящие в нем процессы. Существенными признаками функций государства являются: 1) предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни; 2) направленность этой деятельности на выполнение тех задач и целей, которые стоят на конкретном историческом этапе развития общества; 3) определенные формы (чаще всего правовые) реализации государственных функций, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов. Формирование функций происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели государства, а, следовательно – и его различные функции. Каждая из функций государства имеет определенное содержание, которое показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным – оно меняется вместе с изменениями, происходящими в обществе. По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние. Внутренне функции – это основные направления деятельности государств внутри страны. К внутренним функциям государства относятся: 1) функции охране законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства; 2) функции легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидуумов; 3) политическая функция (обеспечение народовластия и государственного суверенитета); 4) экономическая функция (выработка экономической политики, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т.д.) 5) социальная функция (создание системы социальной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.); 6) экологическая функция (деятельность, направления на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей); 7) идеологическая функция (пропаганда определении идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т.д.). Такой набор функций государства – свидетельство полного огосударствления общества, характерное для тоталитарного общества. С изменением соц. структуры общества государство уменьшает свое влияние в экономике, в идеологической сфере. На первый план выходит охрана интересов, прав и свобод человека, учет координация интересов различных групп населения, защита прав меньшинств, охрана окружающий среды. Внешние функции – это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими организацией или государствами. К внешним функциям относятся: 1) защита государства от внешней угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т. д.); 2) функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями. Другим основанием для классификации функций государства является характер государственного воздействия на общественные отношения. В соответствии с ним все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные. Охранительные функции – это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы). Регулятивные функции – это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами). Еще одним основанием классификации функций государства служит продолжительность их существования. В соответствии с этим функции могут быть постоянными и временными. Первые выполняются государством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на ряде этапов его существования. Вторые – обусловлены конкретным периодом общественного развития и по мере перехода к иному периоду утрачивают свое значение. По важности в общественной жизни функции делятся на основные и неосновные (подфункции). К последним относится, например, организация статистического учета. Но данная классификация вызывает возражения в юридической науке. Ряд ученых полагает, что т.к. функциями государства являются основные направления его деятельности, признание каких-либо функций неосновными некорректно. Структура функций государства. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задача, стоящих перед государством, и представляют собой средство реализации этих задач. Основные черты функций государства: Содержание каждой функции складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Функции охватывают деятельность государства в целом. Функции государства отличаются от функций его органов. Носят комплексный, собирательный характер. Отличаются от видов государственной деятельности (расследование уголовных дел, таможенный контроль). Не отождествляются с формами и методами их реализации (формы - правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельности) Внутренние функции:
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ. • Налоговая политика • Созданием наиболее благоприятных условий развития отраслям, приносящим наибольшую выгоду обществу в целом. • Государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом через бюджет, программы развития, финансирование программ развития и т. д. • Осуществление регулятивных, симулирующих, консультационных действиях, а не в создании распределительных или запретительных механизмов. • Экономическая деятельность заключается в непосредственном руководстве государственным сектором экономики. 2.СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. • Обеспечивает социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от участия в производстве материальных благ. • Распределение материальных благ вне зависимости от трудового вклада. • Выделение необходимых средств на здравоохранение, образование и т. д. 3.ФУНКЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ • Выявление и учет государством доходов производителей. • Государственная дума • Министерство финансов • Таможенный комитет 4. ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА. Деятельность, направленная на обеспечение полного и точного исполнения и осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. 5. ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ 6. ФУНКЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ, санкционированной в Конституции, то есть создание такого режима жизни, когда участники общественных отношений исполняют все правовые требования и предписания. Внешние функции: 1.ВЗАИМОВЫГОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВАМИ. Международное разделение труда, кооперирование, специализация производства, обмен технологиями, развитие финансовых связей. Осуществляется путем создания международных организаций (союзов) или путем двухсторонних соглашений между странами. 2. УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОПРОСАХ ВОЙНЫ И МИРА 3. КУЛЬТУРНОЕ И НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. 5. ФУНКЦИИ ОБОРОНЫ СТРАНЫ: • в мирное время – подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время – прямая вооруженная борьба с противником. • укрепление оборонной мощи страны • совершенствование вооруженных сил. • охрана госграниц. • организация гражданской обороны. • военное обучение запаса вооруженных сил. Формы и методы осуществления функций государства. Государство осуществляет свои функции в определенных формах. Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Формы осуществления функций государства делятся на правовые и организационные. К правовым формам относятся: 1) правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов); 2) правоисполнительская форма (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.)); Правовые – это однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов. Организационная – это однородная деятельность государства, направленная на создание организационных условий для обеспечения функций государства: 1) организационно-регламентирующая форма – это текущая работа структур по обеспечению функционированию органов государства; 2) организационно-хозяйственная форма включает в себя оперативно-техническую работу (бух. учет, статистика); 3) организационно-идеологическая форма (воспитание). Методы осуществления функций государства – это способы и приемы с помощью, которых органы государства реализует свои функции (убеждения, поощрения, принуждения, наказание) Институционно-организационная, независимая форма осуществления правовой функции государства. Данная функция обособлена от законодательной и исполнительной функции вследствие независимости суда. Осуществляется в форме правосудия, то есть как непрерывная деятельность судов, непрерывный процесс установления субъективных прав и обязанностей, фиксирование и формирование объективного права в конкретной ситуации, в конкретном споре о праве. Таким образом, правосудие состоит в выполнении судом своей правоформирующей функции, состоящей из нескольких функций. Структура правоформирующей функции. • Отправление правосудия в узком смысле: установление субъективных прав и обязанностей в конкретном споре о праве (разрешение споров) и вынесение приговоров, обвинительных или оправдательных в уголовных делах. • Правоохранительная функция суда, предварительный контроль за правомерностью действий административно-исполнительных органов власти и должностных лиц (заключение под стражу, обыск и прочее). • Административная юрисдикция суда - существует в основном в виде конкретного контроля, процедура которого возбуждается по жалобе (иску) конкретного лица. По всеобщей декларации прав человека любое лицо для установления своих прав имеет право на рассмотрение его дела независимым судом. Поскольку суд несёт в себе функцию контроля за конституционностью решений и действий исполнительной власти, то любое обращение в суд должно быть должным образом рассмотрено и по нему должно быть вынесено решение. Нормотеорческая функция суда, например, в осуществлении административной юрисдикции, когда принимается толкование закона, которое в дальнейшем служит стандартом для принятия административных решений. Контрольные вопросы к лекции: 1.Каковы функции государства? 2.Перечислите признаки государства? 3.Какие из функций государства существовали (выделялись) ещё в эпоху древности?
Интернет-сайты: 1.http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189525 – теория государственного управления (текст лекций) 2. http://socioline.ru/pages/glazunova-n-i-teoriya-gosudarstvennogo-upravleniya - Глазунова Н. И. Теория государственного управления
Литература: 1. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону, издательский центр «МарТ», 2007, 608 с. 2. Радько Т. Н. Государственное устройство РФ. М.: Проспект, 2012 г., 80 с. 3. Гегедюш Н. С., Масленникова Е. В., Мокеев М. М. и др. Государственное и муниципальное управление. М.: Юрайт, 2012 г., 238 с. 4. Политология. Отв. ред. В. Д. Перевалов. М.: Норма, 2005, 384 с. 5. Кравченко А. И. История менеджмента. М.: Академический проспект; Трикста, 2009, 560 с. 6. Абакумова О. Г. Социология управления. М.: «Приор-издат», 2006, 160 с.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |