КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 7. Формы правления и территориального устройства государств мира
Введение. В лекции рассматриваются формы правления и государственно-территориального устройства стран мира. Приводятся примеры отдельных государств. Обсуждаются их достоинства и недостатки. Формы правления государства. Форма правления – это структура высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними. Форма государственного правления дает возможность уяснить: •как создаются высшие органы государства и какого их строение; •как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; •как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; •в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на: • монархические {единоличные, наследственные) • республиканские {коллегиальные, выборные)
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основные признаки: Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно; наследственный порядок передачи верховной власти; представительство монархом государства по своему усмотрению; юридическая безответственность монарха. Виды: 1. Деспотия (неограниченная власть) – деспот (верховный властелин) обладает неограниченной наследственной властью по отношению к своим подданным, опираясь на силу военно-бюрократического аппарата. 2.Сословно-представительская монархия - власть монарха ограничена сословно-представительским органом (собранием). 3. Абсолютная монархия - верховная государственная впасть по закону всецело принадлежит одному лицу. 4. Конституционная монархия – власть монарха ограничена в значительной степени представительским органом, ограничение выражено в конституции, которую монарх не в праве изменять. 5.Парламентарная монархия: - правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство на выборах в парламент; -лидер партии, обладающей наибольшим количеством мест в Парламенте становиться главой государства; -в законодательной, исполнительной и судебной власти власть монарха – символическая; -законодательные акты принимаются Парламентом и формально подписываются монархом; -правительство согласно конституции несет ответственность перед Парламентом, а не перед монархом.
Республика – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Признаки: • существование единоличного и коллегиального главы государства; •выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов власти; •осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа; •юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; •обязательность решений верховной государственной власти для всех госорганов; •преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства. Виды: 1. Парламентарная республика – верховная власть принадлежит Парламенту: Правительство формируется из депутатов Парламента, с коллегиальной ответственностью перед Парламентом за деятельность, в случае потери доверия – уход в отставку. Глава государства избирается Парламентом (обнародует законы, право роспуска парламента, назначение главы правительства, главнокомандующий). Глава правительства назначается главой государства (формирует правительство и т.д. по исполнительной власти) 2. Президентская республика – президент сочетает в себе функции главы государства и главы правительства: Президент избирается внепарламентскими методами. Правительство формируется президентом, правительство отвечает перед президентом, а не парламентом; Более широкие права главы государства по сравнению с парламентарной республикой.
Монархическая форма правления. Монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической формы управления являются: • существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах); • наследственный порядок преемственности верховной власти; • представительство государства монарха по своему усмотрению; • юридическая безответственность монарха. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления. Монархия делится на: • абсолютную • ограниченную (парламентарную) • дуалистическую • теократическую • парламентарную Абсолютная монархия – такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. По формуле Петровского Воинского устава – самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата. Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия 17-18 вв. и Франция до революции 1789 года. Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой впасть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.). Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической. Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками: - правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент; -лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства; -в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической; -законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; -правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Примерами такой монархии можно считать – Великобританию, Бельгию, Данию и др. При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко. В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии называются теократическими (Саудовская Аравия).
Республиканская форма правления. Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими признаками республиканской формы правления являются: -существование единоличного и коллегиального главы государства; -выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; -осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа; юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной государственной власти. Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием. Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на: - парламентарные - президентские Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией (в Италии). 8 федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации (в Германии). Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет. Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т. д. Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др. Президентская республика – одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Наиболее характерные черты президентской республики: · внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; · ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом; · более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства. Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – президенту, судебная – Верховному суду. Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году. Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления – практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.
Формы государственного устройства. Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между составными частями государства и местными органами власти. Форма государственного устройства показывает: · какие части имеет внутренняя структура государства; · правовое положение отдельных частей и взаимоотношение органов; · отношения центральных и местных органов власти; · какой государственной формой выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории государства. Унитарное государство – единое целое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, подчиняющихся органам центральной власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Основные признаки: - Единая конституция, единый высший представительский, исполнительный и судебный орган, единое законодательство, одно гражданство, денежная система, налоговая и кредитная политика. -Составные части суверенитетом не обладают (нет законодательства, армии и т.д.), но обладают самостоятельностью – децентрализованное или централизованное самоуправление (если во главе местных властей стоит назначенный сверху чиновник). -Допускается национальная и законодательная автономия для малочисленных наций; -Все внешние сношения осуществляются центральными органами власти. Единые вооруженные силы. Федерация – добровольное объединение нескольких ранее независимых государственных образований в одно единое союзное государство.
Основные признаки: · территория федерации состоит из территорий субъектов; · верховная судебная, законодательная и исполнительная власть принадлежит федеральным органам. Разграничение полномочий межу федерацией и субъектами регулируется федеральной конституцией. · субъекты имеют право принятия собственных конституций и имеют свои высшие суд, законодательные и исполнительные органы. · существует единое федеральное гражданство и гражданство субъектов. · представление внешнеполитической деятельности – федеральные органы власти.
При федеральном Парламенте есть палата, представляющая интересы субъектов. Виды: 1. Территориальная федерация. Территориальные образования не являются суверенными государствами, разграничение компетенции и полномочий; нет права прямого представительства в международных органах. Зачастую запрещен односторонний выход из союза. Управление армией осуществляется на союзном уровне.
2. Национальные федерации. Субъекты – национальные государства и национально-государственного образования; · Принцип добровольности объединения субъектов и их равные права в федерации; · Государственный суверенитет больших и малых наций; · Высшие органы формируются из представителей субъектов; · Право на самоопределение – свободный выход. Конфедерация – временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Члены сохраняют свои права, как во внешнем, так и во внутреннем деле. Основные признаки: · нет единых законодательных, исполнительных и судебных органов; · нет единой армии, налогов, бюджета; · сохранение гражданства тех государств, кои находятся в союзе; · могут договориться о единой денежной, таможенной, визовой и т. д. системе. · недолговечность.
Контрольные вопросы к лекции: 1.Какие формы государственного территориального устройства существуют в мире? 2.Что такое конфедерация? 3.Какие типы монархий существуют в мире на сегодняшний день?
Интернет-сайты: 1.http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189525 – теория государственного управления (текст лекций) 2. http://socioline.ru/pages/glazunova-n-i-teoriya-gosudarstvennogo-upravleniya - Глазунова Н. И. Теория государственного управления
Литература: 1. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону, издательский центр «МарТ», 2007, 608 с. 2. Радько Т. Н. Государственное устройство РФ. М.: Проспект, 2012 г., 80 с. 3. Гегедюш Н. С., Масленникова Е. В., Мокеев М. М. и др. Государственное и муниципальное управление. М.: Юрайт, 2012 г., 238 с. 4. Политология. Отв. ред. В. Д. Перевалов. М.: Норма, 2005, 384 с. 5. Кравченко А. И. История менеджмента. М.: Академический проспект; Трикста, 2009, 560 с. 6. Абакумова О. Г. Социология управления. М.: «Приор-издат», 2006, 160 с.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |