Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Формы правления и территориального устройства государств мира

Введение. В лекции рассматриваются формы правления и государственно-территориального устройства стран мира. Приводятся примеры отдельных государств. Обсуждаются их достоинства и недостатки.

Формы правления государства.

Форма правления – это структура высших органов государственной власти, порядок их об­разование и распределение компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

•как создаются высшие органы государства и какого их строение;

•как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

•как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

•в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

монархические {единоличные, наследственные)

республиканские {коллегиальные, выборные)

 

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основные признаки: Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно; наследственный порядок передачи верховной власти; представительство монархом государства по своему усмотрению; юридическая безответственность монарха.

Виды:

1. Деспотия (неограниченная власть) – деспот (верховный властелин) обладает неограни­ченной наследственной властью по отношению к своим подданным, опираясь на силу военно-бюрократического аппарата.

2.Сословно-представительская монархия - власть монарха ограничена сословно-представительским органом (собранием).

3. Абсолютная монархия - верховная государственная впасть по закону всецело принадлежит одному лицу.

4. Конституционная монархия – власть монарха ограничена в значительной степени представительским органом, ограничение выражено в конституции, которую монарх не в праве изменять.

5.Парламентарная монархия:

- правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство на выборах в парламент;

-лидер партии, обладающей наибольшим количеством мест в Парламенте становиться главой государства;

-в законодательной, исполнительной и судебной власти власть монарха – символическая;

-законодательные акты принимаются Парламентом и формально подписываются монархом;

-правительство согласно конституции несет ответственность перед Парламентом, а не перед монархом.

 

Республика – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Признаки:

существование единоличного и коллегиального главы государства;

•выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов власти;

•осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

•юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

•обязательность решений верховной государственной власти для всех госорганов;

•преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

Виды:

1. Парламентарная республика – верховная власть принадлежит Парламенту: Правительство формируется из депутатов Парламента, с коллегиальной ответственностью перед Парламентом за деятельность, в случае потери доверия – уход в отставку.

Глава государства избирается Парламентом (обнародует законы, право роспуска парламента, назначение главы правительства, главнокомандующий).

Глава правительства назначается главой государства (формирует правительство и т.д. по исполнительной власти)

2. Президентская республика – президент сочетает в себе функции главы государства и главы правительства: Президент избирается внепарламентскими методами. Правительство формируется президентом, правительство отвечает перед президентом, а не парламентом; Более широкие права главы государства по сравнению с парламентарной республикой.

 

Монархическая форма правления.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления являются:

• существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

• наследственный порядок преемственности верховной власти;

• представительство государства монарха по своему усмотрению;

• юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.

Монархия делится на:

• абсолютную

• ограниченную (парламентарную)

• дуалистическую

• теократическую

• парламентарную

Абсолютная монархия – такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

По формуле Петровского Воинского устава – самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия 17-18 вв. и Франция до революции 1789 года.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой впасть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:

- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

-лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

-в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

-законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

-правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно считать – Великобританию, Бельгию, Данию и др.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного соста­ва в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подоб­ная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии называются теократическими (Саудовская Аравия).

 

Республиканская форма правления.

Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими признаками республиканской формы правления являются:

-существование единоличного и коллегиального главы государства;

-выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государ­ственной власти;

-осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа; юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском го­сударстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

- парламентарные

- президентские

Парламентская республика – разновидность современной формы государственного прав­ления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парла­менту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельно­сти. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специаль­но образуемой парламентской коллегией (в Италии). 8 федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов фе­дерации (в Германии). Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуще­ствляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где пре­зидент избирается сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует за­коны, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандую­щим вооруженными силами и т. д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назнача­ется, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед пар­ламентом. Любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента. Главной функцией парламента является за­конодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. К парламентарным рес­публикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Ис­ландию, Ирландию, Индию и др.

Президентская республика – одна из разновидностей современной формы государствен­ного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномо­чия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

· внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

· ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

· более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соот­ветствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко оп­ределено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – президен­ту, судебная – Верховному суду.

Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Фран­ции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получив­ший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия).

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют зако­нодательная и судебная власти.

В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления – практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.

 

Формы государственного устройства.

Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между составными частями государства и местными органами власти.

Форма государственного устройства показывает:

· какие части имеет внутренняя структура государства;

· правовое положение отдельных частей и взаимоотношение органов;

· отношения центральных и местных органов власти;

· какой государственной формой выражаются интересы каждой нации, проживаю­щей на территории государства.

Унитарное государство – единое целое государственное образование, состоя­щее из административно-территориальных единиц, подчиняющихся органам центральной власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Основные признаки:

- Единая конституция, единый высший представительский, исполнительный и су­дебный орган, единое законодательство, одно гражданство, денежная система, налоговая и кредитная политика.

-Составные части суверенитетом не обладают (нет законодательства, армии и т.д.), но обладают самостоятельностью – децентрализованное или централизован­ное самоуправление (если во главе местных властей стоит назначенный сверху чиновник).

-Допускается национальная и законодательная автономия для малочисленных на­ций;

-Все внешние сношения осуществляются центральными органами власти. Единые вооруженные силы.

Федерация – добровольное объединение нескольких ранее независимых госу­дарственных образований в одно единое союзное государство.

 

Основные признаки:

· территория федерации состоит из территорий субъектов;

· верховная судебная, законодательная и исполнительная власть принадлежит федеральным органам. Разграничение полномочий межу федерацией и субъектами регулируется федеральной конституцией.

· субъекты имеют право принятия собственных конституций и имеют свои высшие суд, законодательные и исполнительные органы.

· существует единое федеральное гражданство и гражданство субъектов.

· представление внешнеполитической деятельности – федеральные органы власти.

 

При федеральном Парламенте есть палата, представляющая интересы субъектов.

Виды:

1. Территориальная федерация.

Территориальные образования не являются суверенными государствами, разграничение компетенции и полномочий; нет права прямого представительства в международных органах. Зачастую запрещен односторонний выход из союза.

Управление армией осуществляется на союзном уровне.

 

2. Национальные федерации.

Субъекты – национальные государства и национально-государственного образо­вания;

· Принцип добровольности объединения субъектов и их равные права в федерации;

· Государственный суверенитет больших и малых наций;

· Высшие органы формируются из представителей субъектов;

· Право на самоопределение – свободный выход.

Конфедерация – временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Члены сохраняют свои права, как во внешнем, так и во внутреннем деле.

Основные признаки:

· нет единых законодательных, исполнительных и судебных органов;

· нет единой армии, налогов, бюджета;

· сохранение гражданства тех государств, кои находятся в союзе;

· могут договориться о единой денежной, таможенной, визовой и т. д. системе.

· недолговечность.

 

Контрольные вопросы к лекции:

1.Какие формы государственного территориального устройства существуют в мире?

2.Что такое конфедерация?

3.Какие типы монархий существуют в мире на сегодняшний день?

 

Интернет-сайты:

1.http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189525 – теория государственного управления (текст лекций)

2. http://socioline.ru/pages/glazunova-n-i-teoriya-gosudarstvennogo-upravleniya - Глазунова Н. И. Теория государственного управления

 

Литература:

1. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону, издательский центр «МарТ», 2007, 608 с.

2. Радько Т. Н. Государственное устройство РФ. М.: Проспект, 2012 г., 80 с.

3. Гегедюш Н. С., Масленникова Е. В., Мокеев М. М. и др. Государственное и муниципальное управление. М.: Юрайт, 2012 г., 238 с.

4. Политология. Отв. ред. В. Д. Перевалов. М.: Норма, 2005, 384 с.

5. Кравченко А. И. История менеджмента. М.: Академический проспект; Трикста, 2009, 560 с.

6. Абакумова О. Г. Социология управления. М.: «Приор-издат», 2006, 160 с.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 6. Типы государств и теории государств. Теории происхождения государства | Лекция 8. Государства и политические режимы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.