Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Государства и политические режимы

Введение. В лекции рассматривается понятие политического режима. Приводятся примеры по странам мира и разных исторических эпох. Сравнивается демократический и антидемократический режимы.

Политический режим.

Политический режим (узкое определение) – это совокупность приемов и способов государственного руководства.

Политический режим (широкое определение) – это уровень гарантированных де­мократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официаль­ных конституционных и правовых норм политическим реалиям, характер отношения вла­стных структур к правовым основам государственной и общественной жизни.

Виды политических и государственных режимов:

1. Антидемократические режимы:

· Отношения государство-личность – подавление последней властными органами через ущемление прав и помехи ее свободному развитию, отсутствие у нее политических свобод.

· Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни.

· Огосударствление всех общественных организаций.

· Лишение личности субъективных прав, хотя бы даже и провозглашенных.

· Преобладание государства над правом.

· Милитаризация общественной жизни, карательные меры и принуждение.

· Ущемление прав национальных меньшинств и их государственных образований.

· Ущемление прав личности на свободу вероисповедания.

· Преобладание одной партии, вследствие этого единой идеологии.

· Преобладание одной формы собственности.

 

2. Демократические режимы:

• Свобода личности в экономической сфере.

•Гарантированность провозглашенных свобода прав и свобод гражданина.

•Прямое воздействие граждан на характер государственной власти.

• Защита личности от произвола, беззакония, т.к. охраняются органами правосудия.

•Возникает вследствие разделения властей, то есть их взаимонеподчиненности друг другу и автономии.

•Учитывание интересов большинства и меньшинства. Плюрализм как государственный принцип.

•Базируется на законах отражающих объективные потребности общества и личности.

•Законодательная власть предоставлена коллегиальным органам, выбираемым наро­дом.

•Участие населения в решение государственных вопросов напрямую (прямая демократия: референдум) или через представительские, выборные органы (парламентская, представительская демократия).

• Многопартийность (две и более).

• Многообразие форм собственности.

Возможные исторические типы режимов:

Рабовладельческие государства: деспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархические, рабовладельческая демократия. Важнейшая функция защита собственности рабовладельцев на средства производства, в т. ч. на феодальные государства: абсолютистский, феодальная демократия, клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский, просвещенный абсолютизм. Основная функция – обеспечение прав господствующего класса на землю, владение крепостны­ми и присвоение части их труда.

•б уржуазные государства: либеральный, буржуазно-демократический, конституционный, фашистский (Италия Муссолини), расистско-националистический (Гитлеровская Германия).

социалистические государства. Основная функция – обеспечение общественных прав собственно­сти на средства производства.

Причины и особенности изменения форм государственного и политического ре­жима. Политические формы современных государств складывались в течение несколь­ких столетий. Эти формы определялись в конечном счете экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и её международного положения.

Разнообразие форм государства ещё больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся стра­нах к частой модификации государственных форм.

Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития.

Государственные режимы.

Помимо принадлежности к тому или иному типу, а также наличии определенных форм правления и государственного устройства государства отличаются друг от друга своими режимами. Под государственным режимом понимается совокупность методов осуществления государственной власти, используемых стоящими у власти группами, классами или слоями. Государственный режим является наиболее дина­мичной составной частью формы государства, чутко реагирующий на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и со­циально-политической среде, в частности, в соотношении социально-классовых сил. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает в качестве важнейшей составной части политического режима, охватываю собой не только государство, но и все другие элементы политической системы буржуазного общества.

Авторитарный режим характеризуется ликвидацией или значительным ограни­чением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других орга­низаций, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительно-распорядительных органов, сосредоточением огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов. Логически завершенной и наиболее опасной формой авторитарного ре­жима является фашизм. Фашистский режим как крайняя форма авторитарного ре­жима полностью ликвидировал в 1930-40-е годы в ряде западных стран буржуазно-демократические права и свободы, уничтожил все или почти все оппозиционные ор­ганизации и учреждения, выдвинул на первый план и широко использовал террори­стические методы правления. Широкая социальная база фашизма создается в ос­новном за счет мелкой, жаждущей власти и богатства буржуазии, отчасти – сред­ней буржуазии и обманутых слоев рабочего класса, крестьянства. Появления фаши­стских режимов является показателем резкого обострения социально-классовых противоречий внутри западного общества, кризиса политической власти господствующего класса, свидетельством того, что правящая элита не в состоянии больше обеспечить свое господство, опираясь лишь на либерально-демократические методы. Она вынуждена под страхом утраты государственной власти прибегать к широ­кому использованию террористических методов. Ярким примером тому могут служить фашистские режимы, существовавшие в довоенный период в Германии и Ита­лии. Характерными чертами фашистских режимов в этих странах были следующие: сочетание репрессивных методов правления с широкой социальной и политической демагогией по поводу защиты прав неимущих слоев; официально насаждаемый че­рез средства массовой информации антикоммунизм и антисемитизм; постоянно проводимая на государственном уровне «охота на ведьм» - коммунистов и «всех иных», не согласных с проводимой фашистскими лидерами политикой; повседнев­ная опора правящих кругов на армию, полицию и другие репрессивные органы; не­пререкаемая власть вождя – фюрера, дуче, ставших «богами» фашистской Герма­нии и Италии. Кроме названных существует ряд и других особенностей фашистских режимов. Одной из важнейших среди них является абсолютное доминирование ис­полнительной власти над законодательной. Диктатура исполнительной власти уста­навливается повсеместно по предлогом проведения «кардинальных реформ», борьбы за «единств нации», за установление подлинной демократии, торжество за­конности и справедливости. Деятельность парламентских структур при этом полно­стью парализуется и политически нейтрализуется. Представительная власть народа заменяется властью политиканствующей клики. Парламент практически лишается своей традиционной компетенции – творить законодательство.

Характерными признаками буржуазно-демократического режимаявляются следующие: конституционное провозглашение и частичное осуществление социально-экономических и политических прав граждан и их организаций; существование ряда политических (в том числе оппозиционных) партий; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти; официальное признание принципа буржуазно-демократической законности в конституционности, принципа разделения властей и др.

Контрольные вопросы к лекции:

1.Что такое «политический режим»?

2.Как соотносятся политические системы и политические режимы?

3.Что общего между авторитаризмом и тоталитаризмом?

Интернет-сайты:

1.http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189525 – теория государственного управления (текст лекций)

2. http://socioline.ru/pages/glazunova-n-i-teoriya-gosudarstvennogo-upravleniya - Глазунова Н. И. Теория государственного управления

Литература:

1. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону, издательский центр «МарТ», 2007, 608 с.

2. Радько Т. Н. Государственное устройство РФ. М.: Проспект, 2012 г., 80 с.

3. Гегедюш Н. С., Масленникова Е. В., Мокеев М. М. и др. Государственное и муниципальное управление. М.: Юрайт, 2012 г., 238 с.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 7. Формы правления и территориального устройства государств мира | Лекция 9. Россия как государство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.