КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 8. Государства и политические режимы
Введение. В лекции рассматривается понятие политического режима. Приводятся примеры по странам мира и разных исторических эпох. Сравнивается демократический и антидемократический режимы. Политический режим. Политический режим (узкое определение) – это совокупность приемов и способов государственного руководства. Политический режим (широкое определение) – это уровень гарантированных демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых норм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни. Виды политических и государственных режимов: 1. Антидемократические режимы: · Отношения государство-личность – подавление последней властными органами через ущемление прав и помехи ее свободному развитию, отсутствие у нее политических свобод. · Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни. · Огосударствление всех общественных организаций. · Лишение личности субъективных прав, хотя бы даже и провозглашенных. · Преобладание государства над правом. · Милитаризация общественной жизни, карательные меры и принуждение. · Ущемление прав национальных меньшинств и их государственных образований. · Ущемление прав личности на свободу вероисповедания. · Преобладание одной партии, вследствие этого единой идеологии. · Преобладание одной формы собственности.
2. Демократические режимы: • Свобода личности в экономической сфере. •Гарантированность провозглашенных свобода прав и свобод гражданина. •Прямое воздействие граждан на характер государственной власти. • Защита личности от произвола, беззакония, т.к. охраняются органами правосудия. •Возникает вследствие разделения властей, то есть их взаимонеподчиненности друг другу и автономии. •Учитывание интересов большинства и меньшинства. Плюрализм как государственный принцип. •Базируется на законах отражающих объективные потребности общества и личности. •Законодательная власть предоставлена коллегиальным органам, выбираемым народом. •Участие населения в решение государственных вопросов напрямую (прямая демократия: референдум) или через представительские, выборные органы (парламентская, представительская демократия). • Многопартийность (две и более). • Многообразие форм собственности. Возможные исторические типы режимов: Рабовладельческие государства: деспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархические, рабовладельческая демократия. Важнейшая функция защита собственности рабовладельцев на средства производства, в т. ч. на феодальные государства: абсолютистский, феодальная демократия, клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский, просвещенный абсолютизм. Основная функция – обеспечение прав господствующего класса на землю, владение крепостными и присвоение части их труда. •б уржуазные государства: либеральный, буржуазно-демократический, конституционный, фашистский (Италия Муссолини), расистско-националистический (Гитлеровская Германия). • социалистические государства. Основная функция – обеспечение общественных прав собственности на средства производства. Причины и особенности изменения форм государственного и политического режима. Политические формы современных государств складывались в течение нескольких столетий. Эти формы определялись в конечном счете экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и её международного положения. Разнообразие форм государства ещё больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм. Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития. Государственные режимы. Помимо принадлежности к тому или иному типу, а также наличии определенных форм правления и государственного устройства государства отличаются друг от друга своими режимами. Под государственным режимом понимается совокупность методов осуществления государственной власти, используемых стоящими у власти группами, классами или слоями. Государственный режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующий на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в частности, в соотношении социально-классовых сил. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает в качестве важнейшей составной части политического режима, охватываю собой не только государство, но и все другие элементы политической системы буржуазного общества. Авторитарный режим характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительно-распорядительных органов, сосредоточением огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов. Логически завершенной и наиболее опасной формой авторитарного режима является фашизм. Фашистский режим как крайняя форма авторитарного режима полностью ликвидировал в 1930-40-е годы в ряде западных стран буржуазно-демократические права и свободы, уничтожил все или почти все оппозиционные организации и учреждения, выдвинул на первый план и широко использовал террористические методы правления. Широкая социальная база фашизма создается в основном за счет мелкой, жаждущей власти и богатства буржуазии, отчасти – средней буржуазии и обманутых слоев рабочего класса, крестьянства. Появления фашистских режимов является показателем резкого обострения социально-классовых противоречий внутри западного общества, кризиса политической власти господствующего класса, свидетельством того, что правящая элита не в состоянии больше обеспечить свое господство, опираясь лишь на либерально-демократические методы. Она вынуждена под страхом утраты государственной власти прибегать к широкому использованию террористических методов. Ярким примером тому могут служить фашистские режимы, существовавшие в довоенный период в Германии и Италии. Характерными чертами фашистских режимов в этих странах были следующие: сочетание репрессивных методов правления с широкой социальной и политической демагогией по поводу защиты прав неимущих слоев; официально насаждаемый через средства массовой информации антикоммунизм и антисемитизм; постоянно проводимая на государственном уровне «охота на ведьм» - коммунистов и «всех иных», не согласных с проводимой фашистскими лидерами политикой; повседневная опора правящих кругов на армию, полицию и другие репрессивные органы; непререкаемая власть вождя – фюрера, дуче, ставших «богами» фашистской Германии и Италии. Кроме названных существует ряд и других особенностей фашистских режимов. Одной из важнейших среди них является абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной. Диктатура исполнительной власти устанавливается повсеместно по предлогом проведения «кардинальных реформ», борьбы за «единств нации», за установление подлинной демократии, торжество законности и справедливости. Деятельность парламентских структур при этом полностью парализуется и политически нейтрализуется. Представительная власть народа заменяется властью политиканствующей клики. Парламент практически лишается своей традиционной компетенции – творить законодательство. Характерными признаками буржуазно-демократического режимаявляются следующие: конституционное провозглашение и частичное осуществление социально-экономических и политических прав граждан и их организаций; существование ряда политических (в том числе оппозиционных) партий; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти; официальное признание принципа буржуазно-демократической законности в конституционности, принципа разделения властей и др. Контрольные вопросы к лекции: 1.Что такое «политический режим»? 2.Как соотносятся политические системы и политические режимы? 3.Что общего между авторитаризмом и тоталитаризмом? Интернет-сайты: 1.http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189525 – теория государственного управления (текст лекций) 2. http://socioline.ru/pages/glazunova-n-i-teoriya-gosudarstvennogo-upravleniya - Глазунова Н. И. Теория государственного управления Литература: 1. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону, издательский центр «МарТ», 2007, 608 с. 2. Радько Т. Н. Государственное устройство РФ. М.: Проспект, 2012 г., 80 с. 3. Гегедюш Н. С., Масленникова Е. В., Мокеев М. М. и др. Государственное и муниципальное управление. М.: Юрайт, 2012 г., 238 с.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |