Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 8. Культура эпохи Просвещения


XVIII столетие вошло в историю мировой культуры как век Просвещения и связано с новым идейным движением, главной целью которого, было достижение социальной справедливости в обществе. Начавшись в Англии, оно получило распространение во всех европейских государствах, но в большей степени во Франции. Благодаря таким просветителям как Д. Дидро, Вальтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, П. Гельвеций и др. расширялись знания в области естествознания, точных наук, совершенствовалась система образования. Открывались новые учебные заведения: французская Академия наук, лондонское Королевское общество. По инициативе Д. Дидро и Ж. Д′ Аламбера стала издаваться многотомная «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», окончательно нанесшая удар по церковной схоластике. Повышению грамотности и образованности способствовало увеличение тиражей книг, словарей, газет, журналов и открытие разного уровня учебных заведений.

Своей программе просветители придавали глобальное значение. Они полагали, что провозглашенные ими идеалы и ценности - благодаря прогрессу разума и просвещения - охватят все человечество, поскольку все люди имеют одну и ту же природу и один и тот же разум. Просветители искренне верили, что разум обеспечит решение всех проблем и задач, три из которых были главными и фундаментальными. Во-первых, высшая форма разума - наука - даст рациональное объяснение законов природы и откроет доступ к ее несметным богатствам. Природа будет покорена. Во-вторых, наука сделает "прозрачными", ясными и понятными межчеловеческие отношения, что позволит построить новое общество на принципах свободы, братства и справедливости. В-третьих, благодаря науке человек сможет, наконец, познать самого себя, овладеть самим собой, поставить все свои поступки и действия под сознательный, рациональный контроль.

В это время получило распространение философское учение – деизм, отрицающее вмешательство Бога в повседневную жизнь людей, но, считающие его первопричиной всего сущего. Такое понимание во многом изменило мировоззрение людей. Все больше стали цениться такие качества в человеке как инициативность, предприимчивость, трудолюбие. Предпочтение отдавалось способностям, а не знатности происхождения. Просветители верили в безграничные возможности Разума. Главным злом считали невежество людей, а в качестве источника прогресса видели знание. Многие среди них были атеистами и открыто выступали против религиозного мракобесия. Однако их деятельность не получила широкого распространения во всех слоях общества. Выступая от ″лица″ буржуазии они еще больше обострили классовые противоречия, что и привело к французской буржуазной революции (1789г.), главным лозунгом которой стал: «Свобода. Равенство. Братство».

Таким образом, к основным чертам эпохи Просвещения относят:

1. Научность;

2. Деизм;

3. Рационализм;

4. Исторический оптимизм и вера в прогресс человечества;

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 7. Европейская культура Нового времени | Вопрос 9. Европейская культура ХІХ века

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.001 сек.