Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 10. Художественная культура ХХ века: модернизм и постмодернизм

В ХХ в. сформировались два крупных направления – модернизм и постмодернизм. Их можно рассматривать не только в качестве направлений в искусстве, но и как идейные векторы в духовной культуре.

Модернизм − (от фр. Modern - новый) − его формирование проходило под влиянием философской мысли, представленной экзистенциализмом, психоанализом, интуитивизмом, волюнтаризмом, философией жизни. Большинство исследователей объясняли, что модернизм это своего рода реакция на глубокий духовный кризис. Их размышления о трагедии и крахе традиционного гуманизма, потере идеалов стали результатом восприятия мира как враждебного человеку. Появилась потребность в новых средствах выразительности в искусстве, поиске методов и приемов самовыражения. Это способствовало появлению большого количества в его рамках стилей, таких как: деизм, конструктивизм, фавизм, кубизм, сюрреализм, экспрессионизм, поп-арт, дадаизм и др..

В целом для модернизма характерно:

1. Отрицание традиционных методов и канонов в искусстве.

2. Отказ от принципа подражания и копирования.

3. Недолговечность направлений.

Со второй половины ХХ века началось время постмодернизма. Его появление было обусловлено продолжением абстракционистских экспериментов. И хотя на первый взгляд его художественные приемы не отличаются от модернистских, однако философская основа принципиально меняется. (Ж.-Ф. Лиотар, Р. Барт, Ж. Делез, Ж. Бодрияр, Ж. Деррида)

Постмодернизм признает неустранимость языковой обусловленности сознания, неизбежность вторичности всего, что создается в культуре.

Символом постмодернистской культуры становятся кавычки, так как утверждается неизбежность цитирования и повторения. Потеря чувства новизны и полноценности творчества компенсируется господством игрового начала в культуре, свободной от всяческих иерархий.

Постмодернизм в отличии от модернизма, антиутопичен, то есть не обращен в будущее, не предлагает ничего нового, а скорее обращен к прошлому.

Эпоха постмодерна отмечена тотальным кризисом веры в разум, науку, прогресс, демократию, бога. Это объясняется наличием огромного количества социальных катастроф, которые подорвали веру в творческие возможности человеческого разума. Переориентация экономики от товаропроизводства на сферу обслуживания. Превращение информации в основной продукт производства, глобализация социального и информационного пространства, создание параллельного виртуального мира и возвращение архаческих принципов (национальный и религиозный фундаментализм) – вот объективные предпосылки постмодернизма.

Для постмодернизма свойственно:

1. Идеи пессимизма и абсурдности;

2. Поиски универсального художественного языка;

3. Отсутствие единых правил и сближение различных художественных направлений: эклектизм, коллажность, компиляция. стилевой синкретизм, цитатность;

4. Влияние с помощью искусства на все сферы деятельности: политику, религию, мораль, философию;

5. Признание невозможности познания и осмысления сущности человека и культуры рациональным путем.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 9. Европейская культура ХІХ века | Развитие школ управления и эволюция управляющих систем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.