КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выборы и демократия. Избирательное право
Феномен политического лидерства Существует разброс мнений в определении самого понятия "политическое лидерство". Одни исследователи делают акцент на взаимовлияние субъектов полит. процесса при совместной деятельности в полит. сфере общества. Другие концентрируют внимание на эффективности результатов деятельности и в этом видят суть данного явления. Третьи считают лидерство одним из механизмов интеграции групповой деятельности, регулирования отношений между людьми, искусством установления консенсуса индивидов, социальных групп, полит.институтов, общества в целом. Ж. Блондель подчёркивает, что по сути и по форме лидерство есть феномен власти. Он рассматривает лидерство как способ её организации, основанный на умении сплотить граждан в совместной деятельности. Под лидером нередко понимают индивида, за которым данное общество признает право на принятие решений и который несёт ответственность за их последствия. Лидер может завоёвывать авторитет при наличии следующих условий: 1. Если у него есть чёткая программа деятельности, концепция своего полит.поведения. 2. Если его отличает знание проблем, связанных с реализацией программы, и готовность нести личную ответственность за результаты и методы работы по её воплощению в жизнь. 3. Если он способен создать систему полит. руководства и управления, обеспечивающую возможность вести за собой группу последователей на реализацию принятой программы развития. 4. Наконец лидер должен уметь создавать такой морально - психологический климат, который бы обеспечивал наиболее благоприятные условия полит.жизни. Функции политического лидера:1)четкая формулировка целей, нахождение и принятие оптимальных полит.решений. 2) интеграция общества, сплочение масс. 3) социальный арбитаж и защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. 4) инициирование обновления, оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию полит.целей. Типология полит.лидера: По Парето, лидеры делятся на лис и львов. По Веберу, лидеры делятся на традиционное(основанное на вере в святость традиции); рационально-легальное, базирующееся на вере в законность существующего порядка и его "разумность", харизматическое лидерство возникает на крутых поворотах истории.
36. Выборы и демократия. Избирательное право. Полит.выборы-это способ формирования органов гос.власти и управления обществом с помощью выражения полит.воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы гос.власти, определяются кандидаты на выборные должности. Выборы бывают: президентские, парламентские, муниципальные, очередные, внеочередные, дополнительные. Сущность полит. выборов проявляется в их функциях:1) смена власти мирным путём. 2) осознание и представление различными социальными группами своих интересов, которые включают в свои предвыборные программы партий и отдельные кандидаты. 3) легитимация и стабилизация полит.системы, в том числе законодательных, исполнительных и некоторых других структур власти.4)полит.социализация граждан, повышение их активности. 5) рекрутирование полит.элиты. Избирательное право-совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношение между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. Избирательное право основывается на принципах всеобщности, равенства, прямого(косвенного) и тайного голосования. Термин "демократия" переводится буквально "власть народа, или, по словам американского президента Линкольна, "правление народа, избранное народом и для народа. Он имеет несколько толкований: 1) как форма, разновидность организации государства, когда властью обладает не одно лицо, а все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством. 2) как форма устройства любой организации, основанной на равноправии её членов, периодической выборности, принятии решений в них по принципу большинства. 3) как идеал общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства, уважение закона и прав человека, плюрализм и т.д. 4) социальные и полит.движения, целью которых является реализация демократического идеала. Демократия-организация полит. и гражданского общества, обеспечивающая реальное народовластие и утверждение прав и свобод человека и гражданина.
37. Избирательные системы: особенности и типология. Абсентеизм и его причины.
Избирательная сис-ма - это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. Избирательная система в каждой стране создается в зависимости от того, как понимают интересы своей партии и общества, каковы политические традиции и культура. Три типа: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. 1. Мажоритарная( принцип большинства при определении результатов голосования. Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей). Три разновидности: 1.1.Абсолютного большинства. Избир. кандидат, собравш. абсолютное бол-во голосов – 50% +1 голос, устанавл. нижний порог участия избират. в голос-ии(если никто не набирает, то проводится 2-ой тур, во 2-ом туре побеждает тот, кто набрал больше всего голосов)(в РБ). 1.2. Относительного большинства. Достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и не обязательно больше половины.(Англия, США). Не устанавл. min участия избирателей. Следствием применения - двухпартийность. 1.3. Квалифицированного большинства. Избир. кандидат, получ. квалифиц. больш-во голосов(2/3; 3/4 от общего числа поданных голосов), которое устанавл. законод-ом страны. Применяется редко (менее результативна). 2. Пропорциональная. Депутатские мандаты распред-ся не между инд. кандидатами, а между партиями в соотв-ии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют за парт. списки. 2.1. Жест. списки. (Исп., Греция, Израиль). Избир. выбир. партию, проголос. за список целиком. 2.2. Полужест. списки. (Австрия, Дания, Нидерланды). Голос-ие за парт. список целиком; кандидат, возглавляющий список, обязательно получает мандат; остальные мандаты распределяются в соотв. с получ. преференциями. 2.3. Свободные списки. (Дания). Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) опред. кандидату или кандидатам. Избирательная квота – число голосов, необх. для избрания 1 депутата. 3. Смешанная. (Болгария, Германия, Литва)Часть мандатов распределяется на основе принципов мажор. сис-мы, а другая – в соотв. с принципами пропорциональной. Абсентеизм - равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней, уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах разного уровня. Причины: 1. аполитичность, безразличие к общественным делам, 2. протест части избирателей против существующих порядков. Методы борьбы: Обязательное голосование за уклонение от которого налагаются штрафы, ограничивается предпринимательская деятельность и т.д.
38. Избирательная система и избирательный процесс в Республике Беларусь. В РБ - мажоритарная избир. система. Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избир. права при тайном голосовании. Активное избир. право - с 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не участвуют лица, в отношении кот. в порядке, установленном уголовно-процессуальным законод-вом, избрана мера пресечения - заключение под стражу. Пассивное избирательное право Президент. С рок - 5 лет. Кандидат: гражданин РБ, не моложе 35 лет, обладающий избир. правом и проживающий на территории РБ не менее 10 лет, предшествующих выборам, в поддержку кот. собрано не менее 100.000 подписей избирателей. Кол-во сроков законом не ограничивается. Парламент (Национальное собрание) Верхняя палата (Совет Республики) - 64 члена, 56 из кот. избираются на 4-летний срок на основе косвенного избир. права депутатами местных Советов депутатов РБ от шести областей и Минска; 8 членов Совета Республики на такой же срок назначаются Президентом. Кандидат: гражданин РБ, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет. Нижняя палата (Палата представителей) - 110 депутатов, избираемых сроком на 4 года. Кандидат: достигший 21 года гражданин РБ, постоянно проживающий на территории гос-ва. Депутаты местных Советов депутатов избираются населением страны на срок 4 года. Кандидат: обладающий пассивным избир. правом гражданин РБ (РФ), достигший 18 лет, проживающий либо работающий на территории соответствующего Совета.
39. Сущность, структура, типология и функции политической культуры.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |