Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Железнодорожный транспорт России




 

По своему географическому положению железные дороги России являются неотъемлемой частью евразийской железнодорожной сети.
Они непосредственно связаны с железнодорожными системами Европы
и Восточной Азии. Кроме того, через порты может осуществляться взаимодействие с транспортными системами Северной Америки.

Российская железнодорожная сеть занимает первое место в мире
по протяженности электрифицированных линий, третье – по грузообороту и объемам грузовых перевозок, четвертое – по пассажирообороту. По эксплуатационной длине Российские железные дороги занимают третье место.

Российские железные дороги, наряду с магистралями США и Китая, входят в число крупнейших железнодорожных систем мира.

Железнодорожный транспорт России выполняет 18 % мирового грузооборота и 8 % пассажирооборота, имея 7 % протяженности железных дорог мира.

В транспортном комплексе России железнодорожный транспорт выполняет 42 % общего грузооборота всех видов транспорта (а без учета трубопроводного – 85%) и более 33 % пассажирооборота.

Железнодорожный транспорт остается инструментом реализации государственной политики в социально значимых грузовых перевозках (угля, минеральных удобрений, а также грузов в регионы Севера и Дальнего Востока), в перевозках пассажиров в дальнем и пригородном сообщении,
в обеспечении оборонных и мобилизационных функций.

Основу железнодорожного транспорта общего пользования составляет открытое акционерное общество «Российские железные дороги», которое образовано 1 октября 2003 г. (далее по тексту – ОАО «РЖД»).

За годы работы компания обеспечила высокую динамику важнейших производственно-экономических показателей и сформировала основу для дальнейшего эффективного развития.

В процессе реформирования ОАО «РЖД» превратилось в крупнейшую транспортную компанию холдингового типа.

Холдинг «РЖД» удовлетворяет рыночный спрос на железнодорожные транспортные услуги со стороны бизнеса и населения, осуществляет широкий спектр деятельности по всей цепочке создания стоимости в перевозках грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, а также
в смежных и сопутствующих перевозкам сегментах,

Перевозя по своей инфраструктуре свыше 1 млрд пассажиров и более 1,3 млрд тонн грузов в год, холдинг является одним из крупнейших работодателей страны. В нем работает около 1,2 млн. работников.

С момента создания ОАО «РЖД» суммарный объём инвестиционной программы компании превысил 1,6 трлн. руб. Стабильный спрос со стороны отрасли позволил возродиться и развиваться многим предприятиям транспортного машиностроения и промышленности.

Одним из важнейших направлений транспортной стратегии государства является расширение сети железных дорог России.

В рамках Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 г планируется построить более 20 тыс. км новых железных дорог, в том числе более 2 тыс. км высокоскоростных магистралей. Данный документ основан на Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.

Строительство новых железных дорог позволит реализовать политику пространственного развития России, освоить ресурсную базу регионов и повысить мобильность населения страны.

Новые железные дороги выделены в несколько категорий:

– стратегические линии, предназначенные для укрепления транспортной целостности Российской Федерации;

– социально значимые линии, предназначенные для улучшения транспортного обслуживания населения и регионов;

– грузообразующие линии, предназначенные для транспортного обеспечения развития новых месторождений полезных ископаемых и промышленных зон;

– технологические линии, предназначенные для оптимизации железнодорожной сети в целях ускорения хозяйственных и межрегиональных связей (в их числе намечено построить 40 линий);

– высокоскоростные линии, предназначенные для перевозки пассажиров со скоростью до 350 км/ч.

Среди стратегических линий, запланированных к строительству, можно назвать Томмот – Кердем – Якутск, Нижний Бестях – Мома – Магадан, Селихин – Сергеевка и др.

Как социально значимые определены линии Волгоград – Элиста, Ханты-Мансийск – Салым, Бийск – Горно-Алтайск.

К высокоскоростным магистралям отнесены участки Москва – Санкт-Петербург, Москва – Нижний Новгород, Москва – Смоленск – Красное.

Для формирования железнодорожной транспортной системы, соответствующей мировому уровню, наряду с развитием технических средств отрасли необходимо обеспечить развитие и совершенствование технологических процессов, в том числе повышение степени контейнеризации, внедрение на российских железных дорогах контрейлерных перевозок, организацию вождения грузовых поездов повышенного веса и длины.

Повышение весовых норм является одним из приоритетных направлений, позволяющих обеспечить возрастающие объемы перевозок грузов, повысить эффективность работы железных дорог в рыночных условиях. Основными полигонами обращения поездов повышенного веса будут являться следующие участки общей протяженностью 13 784 км: Кузбасс – Санкт-Петербург-Сортировочный, Кузбасс – Мурманск, Череповец – Костомукша, Череповец – Ковдор, Череповец – Оленегорск, Кузбасс – Екатеринбург – Агрыз – Москва – Смоленск, Кузбасс – Челябинск – Сызрань – порты Азово-Черноморского бассейна, Аксарайская – Волгоград, Стойленская – Чугун, Заозерная – Красноярск.

В Транспортной стратегии России ставится задача обновить парк подвижного состава: закупить до 2030 г. 996 тыс. грузовых и 23 тыс. пассажирских вагонов, 24 тыс. локомотивов, 24,4 тыс. единиц моторвагонного подвижного состава.

Принципиально важным является использование перспективных грузовых вагонов для перевозки прежде всего угля и руды с осевой нагрузкой до 30 тс на ось. В этом случае на путях длиной 1050 м может быть сформирован состав весом до 8–9 тыс. т.

Одним из приоритетных направлений работы, связанной с совершенствованием системы информационного обеспечения и управления, является внедрение спутниковых технологий. В соответствии с намеченными перспективами к 2015 г. планируется осуществить массовое оснащение российского железнодорожного транспорта спутниковыми навигационными системами, интегрированными в единую систему координатного управления.

При сохранении прежней стратегической линии – обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортной системы, гарантированно и эффективно удовлетворяющей спрос на перевозки пассажиров и грузов, – транспортная политика должна опираться на обновленную систему приоритетов, соответствующих реалиям после кризисного развития экономики страны.

Наращивание объемов транспортной деятельности само по себе не должно быть приоритетом современной транспортной политики. Акцент должен быть сделан на структурные изменения, на совершенствование правовых, экономических и административных механизмов, приводящих к развитию транспортной системы.

В начале нового тысячелетия, постепенно уходя от организации
и оперативного регулирования процессов перевозки, отдавая их рынку, государство должно нести все большую ответственность за развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, за обеспечение добросовестной конкуренции и выполнение технических стандартов на железнодорожном транспорте.

В долгосрочной перспективе должен быть осуществлен переход
к стратегии опережающего развития инфраструктуры железнодорожного транспорта, как наиболее эффективного и безопасного вида транспорта, соответствующего уровню развития обновляющейся России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 18558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.