КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика парка и параметры грузовых вагонов
Классификация вагонов Тема 3. Вагонный парк железнодорожного транспорта
Вагоном называется единица железнодорожного подвижного состава, предназначенная для перевозки грузов или пассажиров. В зависимости от способа передвижения вагоны подразделяются: – на несамоходные, перемещение которых осуществляется локомотивами; – самоходные, называемые иногда автономными, которые для передвижения получают энергию от контактной сети (электропоезда, вагоны метро) или имеют свою энергетическую установку (автомотрисы, трансферкары, дизель-поезда). По своему назначению вагоны делятся на две основные группы – грузовые и пассажирские. Грузовые вагоны в зависимости от вида перевозимых грузов разделяются на следующие основные типы: – крытые, предназначенные для перевозки зерновых и других сыпучих грузов, нуждающихся в защите от атмосферных осадков, для транспортировки тарно-упаковочных и высокоценных грузов. Вагон имеет закрытый кузов, обычно оборудованный дверями и люками; – полувагоны, предназначенные для перевозки навалочных грузов (руда, уголь, флюсы, лесоматериалы и т. п.), контейнеров, различных машин и др. Вагон имеет открытый сверху кузов, часто оборудованный разгрузочными люками, а иногда и дверями; – платформы, предназначенные для перевозки длинных и громоздких грузов (лесоматериалы, прокат, строительные материалы и их полуфабрикаты), контейнеров, автомашин и т. д. Многие из этих вагонов имеют настил пола на раме и откидные борта; – цистерны, предназначенные для перевозки жидких и газообразных грузов (нефть, керосин, бензин, масла, кислоты, сжиженные газы и т. п.). Кузовом такого вагона является котел; – изотермические, предназначенные для перевозки скоропортящихся грузов (мясо, рыба, фрукты и т. п.). Кузов такого вагона имеет изоляцию и оснащен специальным оборудованием для создания необходимых температурного и влажностного режимов. Современные изотермические вагоны выполняют в виде рефрижераторных секций с центральной холодильной установкой и помещением для бригады в одном из вагонов при использовании остальных вагонов секции для размещения груза или с полным комплектом всего холодильного оборудования в каждом вагоне (автономный рефрижераторный вагон). Парк грузовых вагонов подразделяется на универсальные и специализированные вагоны. Универсальными называют вагоны, в которых перевозятся грузы широкой номенклатуры, а специализированными – вагоны, в которых перевозится только один вид груза, или несколько однородных грузов со сходными свойствами, или грузы, требующие особых условий перевозок. К универсальным грузовым вагонам относятся крытые вагоны с дверями в боковых стенах кузова и загрузочными люками в крыше; полувагоны с разгрузочными люками в полу для выгрузки сыпучих грузов и с торцевыми двухстворчатыми дверями; платформы с металлическими откидывающимися бортами по периметру пола; цистерны общего назначения с котлом различного диаметра. Положительным качеством универсальных вагонов является меньший порожний пробег, а следовательно, и выполнение большей полезной работы по перевозке разнообразных грузов. Однако они менее, чем специализированные вагоны, приспособлены для полной механизации погрузочно-разгрузочных работ. К группе специализированных вагонов, или вагонов специального назначения, относятся вагоны для перевозки автомобилей, цемента, скота, бункерные полувагоны для перевозки битума, цистерны для перевозки кислот, газов и других специфических грузов, транспортеры для перевозки тяжеловесных и громоздких грузов, а также вагоны-хопперы для зерна, минеральных удобрений и других грузов. В эту группу входят также вагоны, предназначенные для технических нужд железных дорог (вагоны-мастерские, вагоны восстановительных и пожарных поездов и др.). Для специализированных вагонов характерен большой порожний пробег, что требует увеличения количества таких вагонов для выполнения заданного объема перевозки грузов, что приводит к возрастанию объема движения и усложнению регулировки движения порожних вагонов. Однако специализированные вагоны позволяют увеличить использование грузоподъемности вагона, обеспечить сохранность перевозимых грузов, максимальную механизацию и ускорение погрузочно-разгрузочных работ, добиться во многих случаях упрощения конструкции, снижения строительной стоимости вагонов и затрат на их ремонт. В классификаторе грузовых вагонов (утвержден в 1988 г.) все цистерны и изотермические вагоны отнесены к специализированным. В зависимости от технической характеристики грузовые вагоны различаются: – по конструктивному исполнению и особенностям технико-экономических параметров – каждому из типов присвоен номер модели; – по осности – двухосные, трехосные, четырехосные, шестиосные, восьмиосные и многоосные; – по материалу и технологии изготовления кузова – цельнометаллические, с металлическим каркасом и деревянной обшивкой; выполненные из стали, алюминиевых сплавов, пластмасс; со сварными или клепаными соединениями частей; – по грузоподъемности, величине собственной массы (тары), нагрузке от колесной пары на рельсы (осевой нагрузке), нагрузке на 1 м пути (погонной нагрузке) и другим параметрам; – по габариту подвижного состава; – по ширине железнодорожной колеи – широко- и узкоколейные. В зависимости от места эксплуатации различают вагоны железнодорожного транспорта общего пользования (общесетевые) и железнодорожного транспорта необщего пользования (промышленного транспорта). Общесетевые вагоны допускаются для движения по всей сети железных дорог страны. Вагоны промышленного транспорта двигаются по внутризаводским и другим путям замкнутого направления, могут выходить на железнодорожные пути общего пользования, если при их проектировании предусматривалось удовлетворение соответствующим нормам прочности, устойчивости и другим требованиям, предъявляемым к вагонам железнодорожного транспорта общего пользования. К вагонам промышленного транспорта относятся вагоны-самосвалы (думпкары), шлаковозы, чугуновозы, коксосушильные и др. Парк пассажирских вагонов включает в себя вагоны, служащие для перевозки пассажиров, а также вагоны-рестораны, почтовые, багажные и вагоны специального назначения. В зависимости от дальности перевозок пассажирские вагоны бывают: – дальнего следования, предназначенные для перевозки пассажиров на большие расстояния (500–700 км и более). Такие вагоны бывают купейные или некупейные. Они оборудованы жесткими или мягкими диванами для сидения или лежания и по этому признаку называются жесткими или мягкими вагонами; – местного сообщения, предназначенные для перевозки пассажиров на более короткие расстояния (200–700 км) преимущественно в дневное время. В этих вагонах имеются удобные кресла для сидения; – пригородные, предназначенные для перевозки пассажиров на небольшие расстояния в сравнительно короткое время: они оборудованы жесткими или мягко-жесткими диванами для сидения. Вагоны-рестораны и вагоны-бары предназначены для организации питания пассажиров в пути следования. Такие вагоны имеют зал, кухню, кладовые, холодильные камеры для хранения продуктов, купе для обслуживающего персонала и другие отделения. Почтовые вагоны служат для перевозки почтовых грузов. Эти вагоны имеют зал для почтовых операций и помещения для обслуживающего персонала. Багажные вагоны предназначены для перевозки багажа в пассажирских поездах. Они имеют кладовые с погрузочно-разгрузочными механизмами и помещения для обслуживающего персонала. В пассажирском парке имеются также почтово-багажные вагоны, эксплуатируемые на линиях железных дорог с небольшими пассажирскими перевозками. Пассажирскими вагонами специального назначения являются вагоны-лаборатории, вагоны-клубы, служебные, санитарные, для перевозки драгоценностей и денег, для перевозки спецконтингента, вагоны-прачечные, вагоны-церкви и др.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |