Первичная ступень развития мышления. Характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Свойственно детям раннего возраста, которые мыслят, манипулируя с предметами, раскрывая их сущностные свойства. У взрослых свойственно людям профессий, требующих практического анализа, разнообразного комбинирования и конструирования. Например: инженерам - строителям, архитекторам, дизайнерам и т.д.
Наглядно-образное
Схематизация и символическое отражение действительности. Связано с представлением ситуаций и изменениями в них. В образе может бытьзафиксировано одновременное видение предмета с нескольких сторон. Помогает с большой точностью и обобщённостью отражать реальность. Например: при составлении моделей сетевого планирования деятельности, при решении конструкторско-технических заданий. Его развитие происходит в деятельности, характер которой требует оперирования образами разной меры обобщённости, схематического изображения предметов и их символического обозначения. Особенно хорошо проявляется в творчестве.
Словесно-логическое
Осуществляется при помощи понятий, логических конструктов, которые не имеют непосредственного чувственного основания, свойственного восприятию и представлению. Функционирует на базе языковых средств. Наиболее поздний этап онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и существуют различные виды обобщений. Например: общие закономерности природы и общества.
По связи с деятельностью мышление также подразделяется на:
практическое
постановка целей, выработка планов
теоретическое
открытие законов, свойств объектов
творческое
1. продуктивное - создание субъективно-нового продукта. Соотносится с новообразованиями в самой познавательной деятельности по созданию продукта. Новообразования касаются мотивации, целей, смыслов.
2. репродуктивное - воссоздание уже созданного (Например: репродукции картин)
интуитивное
характеризуется быстротой протекания, отсутствием чётко выраженных этапов, минимальной осознанностью.
самостоятельность
Характеризуется умением человека ставить новые задачи и разрешить их, не обращаясь к помощи других людей. Зависит от знаний и опыта.
критичность
Появляется в способности человека не попадать под влияние чужих мыслей, объективно оценивать положительные и негативные аспекты явления или факта, выявить ценное и ошибочное, зависит от знаний и опыта.
гибкость
Проявляется в умении человека быстро менять свои действия при изменении ситуации и освобождаться от зависимости закреплённых предыдущим опытом способов и приёмов решения аналогичных задач.
глубина
Проявляется в умении проникать в суть сложных вопросов, раскрывать причины явлений, утаённые за напластованиями несущественных проявлений, видеть проблему там, где её не замечают другие, предусматривать возможные последствия событий и процессов.
широта
Проявляется в способности охватить широкий круг вопросов, творческом мышлении в разных отраслях знания и практики.
Является показателем эрудированности человека, его разносторонности.
последовательность
Проявляется в умении соблюдать логическую последовательность при высказывании суждений, их обосновании, без изменения темы, без отклонения в сторону, без подмены предмета мышления.
скорость
Способность быстро разбираться в сложной ситуации, быстро обдумывать правильное решение и принять его. Зависит от знаний и опыта.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление