Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс решения задач

Процесс понимания

Результатом мышления является понимание человеком предметов и явлений.

 

Понимание – это сложная аналитико- синтетическая деятельность мозга, направленная на раскрытие внутренней сути предметов и явлений, на осознание связей, отношений, зависимостей, которые в ней отражаются. Необходимое условие понимания -достаточные знания и жизненный опыт, которые являются ключевыми компонентами этого процесса.

И.М.Сеченов: "Мысль может быть усвоена или понятна только таким человеком, у которого она является звеном в составе личного опыта". Понимание опирается на ассоциативные связи, сформированные в предыдущем опыте.

Мышление — это процесс движения мысли от неизвестного к известному. Оно часто развёртывается как процесс решения задачи, в которой выделяются условия и требования.

В процессе решения мыслительной задачи выделяют 4 этапа:

1этап. Формулирование вопроса, проблемы и анализ условия задачи. Мышление - опосредованное познание, начинается там и тогда, когда человек что-то сравнивает, анализирует, обобщает, т.е. в проблемной ситуации. Она характеризуется наличием различных противоречий и всегда имеет субъективный аспект. Т.о., с формулирования вопроса в проблемной ситуации начинается процесс решения задачи. Необходимо: увидеть проблему и сформулировать противоречия. Большое значение имеет опыт - (расширяет объём видения проблемы). Успешность решения задачи, как правило, обусловлена точностью формулировки вопроса. На основании проблемы формулируется задача, в которой чётко видны все элементы, соотношения и связи между ними.
2этап. Выдвижение, анализ гипотез Поиск возможных путей решения сформулированного вопроса и выдвижение различных гипотез, соотнесение их с условием и вопросом задачи, отбрасывание неверных гипотез, дальнейшее уточнение условий задачи и, если необходимо, переформулирование вопроса. (Гипотезы бывают основными и промежуточными -рабочими).
   
3 этап. Решение мыслительной задачи Дальнейшая проверка оставшихся гипотез. Способы: метод проб и ошибок, метод пассивного алгоритма (выполнение уже известного предписания) по типу аналогий, метод активного использования алгоритма (либо в приспособлении его к содержанию задачи, либо в трансформации задачи.) На этом этапе возможен инсайт - внезапное решение.
   
4 этап. Проверка решения задачи Соотнесение условий задачи, её вопроса и полученных результатов. В ходе проверки решения возможно переосмысление задачи. Можно увидеть ту же задачу в другой системе связи, можно обнаружить новые, ещё не решённые задачи.

Резюме: решение задачи зависит от уровня развития мышления человека и его отношения к совершаемой деятельности. Процесс решения задачи является обязательным объективным условием развития мышления человека, условием совершенствования его познавательной деятельности.

Мышление развёртывается во времени и имеет определённую последовательность. Например: доказательство теоремы идёт от А к В, от В к С и заканчивается словами: «что итребовалось доказать». Это вариант строго логического мышления. Под логическим мышлением мы будем понимать мышление, соответствующее принципу реальности иди, иными словами, адекватное мышление

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы мышления | Индивидуальные особенности мышления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.