Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы мышления

Операцнонные компоненты мышления.

Практического овладения закономерностями объективной действительности, использования этих закономерностей в соответствии со своими потребностями и интересами.

Общим механизмом операционной деятельности мышления является аналитико-синтетическая работа больших полушарий головного мозга.

сравнение Установление сходства и различия объектов. "Всё познаётся в сравнении".
анализ Выделение отдельных сторон, признаков целого.
синтез Объединение отдельных элементов
абстрагирование Выделение одних признаков и отвлечение от других. Необходимо для более глубокой концентрации на решении задачи, на изучении объекта.
обобщение Объединение предметов или явлений по существующим признакам и свойствам. Например: все рыбы живут в воде.
классификация Разделение и последующее объединение объектов по каким-либо признакам (видовым, родовым и др.) Например: классификации животных и раститений.
конкретизация Возвращение к сущности предмета для необходимых уточнении в процессе решения мыслительной задачи.
систематизация Упорядочение знаний на основании предельно широких общих признаков групп объектов, их классов. Например: создание различных каталогов.
алгоритмичность Проявляется в определённом способе поведения, в использовании систем и правил (предписаний) для эффективного решения задач. Например: 10 заповедей - алгоритм поведения.     екенкрпНапНапример: 10 заповедей - алгоритм поведения.     Например: 10 заповедей - алгоритм поведения.

Результаты мышления существуют в форме суждений, умозаключений, понятий.

Суждение Это форма мыслительного отражения, которая состоит в том, что мы утверждаем наличие или отсутствие признаков, свойств или отношений в определённых предметах. Например; "Сумма углов треугольника -180 градусов", "Этот цветок голубой", "Это весомое доказательство". Каждое суждение включает субъект и предикат. Субъект - это предмет суждения, о котором идёт речь. Предикат - это отражение тех отношений, признаков, свойств, которые мы утверждаем. Например: "Вода при нагревании испаряется". "Вода" - субъект, "При нагревании испаряется" - предикат. Истинное суждение - если оно правильно отражает отношения, которые существуют в объективной действительности. Проверяется практикой. Суждения бывают: 1.единичными ("Киев - столица Украины", "Одесса - город - герой"), 2. частичными ("Некоторые металлы легче, чем вода"), 3. общими ("Все люди смертны"), 4.сложными (состоят из нескольких простых суждений, например: "В равнобедренном треугольнике все стороны и углы одинаковы"), 5.утвердительными, отрицательными. Рассуждение - ряд связанных суждений, направленных на то, чтобы выяснить истинность какого-либо мнения, доказать его или опровергнуть. Например: доказательство теоремы.
Умозаключение Взаимосвязь суждений, на основе которых появляются новые суждения в виде выводов, т.е. посылок. Например: "Это море - грязное. Это море - чёрное. Чёрное море - грязное.=> В Чёрном море купаться нельзя». Бывают: 1 индуктивные (на основании конкретного, частичного делается обобщение, например: "Серебро, медь, железо - металлы; серебро, медь, железо при нагревании расширяются; следовательно, металлы при нагревании расширяются".) Полная индукция - есть возможность перечислить все объекты, в отношении которых можно сделать вывод. Неполная индукция - опыт незакончен (большие масштабы). Например: научная индукция. 2. дедуктивные (на основании общего возникает знание о частичном, конкретном, например: «Все металлы при нагревании расширяются; серебро - металл, следовательно, серебро при нагревании расширяется.) 3. по аналогии (на основании схожести предметов по одним признакам делается вывод о возможной схожести этих предметов по другим признакам).
Понятие Это форма мышления, при помощи которой познаётся суть предметов и явлений действительности в их существенных связях и отношениях, обобщаются их существенные признаки. Возникают на основании чувственного опыта и отражают мир глубже и полнее, чем представления. Всегда существует и проявляется в слове, но не тождественно ему. Слово только орудие создания понятия. Понятие - система мыслей, слово - элемент языка. Нет понятия без слова, но не каждое слово-понятие. Например: не понятия - "вечереет", "так" и т.д. Характеризуется объёмом и содержанием. Объём понятия - это отражённые в нём предметы, Содержание понятия - это отражение в нём совокупности их существенных признаков. Понятия с большим объёмом почти всегда плохо структурированы. Сложные, хорошо структурированные понятия имеют небольшой объём. Понятия с большим V- видовые («мебель», «растения», «животные».) Понятия с меньшим V - родовые ("стул", "дерево", "птица".) Понятия с громадным V - категории ("движение", "количество", "качество", "пространство", "время".) Понятия так же подразделяются на: -Общие(общие признаки целых классов. Например: "элемент", "оружие", "буржуазия", "пролетариат" и т.д.) -Единичные (отражают существенные признаки единичных предметов. Например: «страна», «город», «писатель», «преподаватель»). -Абстрактные (существенные признаки и свойства, отделенные от самих объектов. Например: «вес», «мужество», «храбрость», «добро», «зло» и т.д.)

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности мышления | Процесс решения задач
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.