КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Справочные учебные компьютерные программы
Тестовый (или контролирующий) тип обучающей компьютерной программы Тестовый (или контролирующий) тип обучающей компьютерной программы реализует третий этап процесса обучения – контроль качества усвоения содержания образования. Процесс работы тестовой программы в общем плане выглядит следующим образом: компьютер сначала генерирует ряд контрольных заданий и воспринимает ответные действия ученика, а затем оценивает эти действия. Для качественного выполнения функции контроля тестовая программа должна удовлетворять определенным требованиям: четкая формулировка контрольных заданий, минимальное количество операционных действий, правильная квалификация и оценка действий ученика. Последнее требование имеет решающее значение, т. к. степень адекватности оценки, выданной компьютером, реальному уровню освоения учеником содержания образования является главным критерием эффективности работы тестовой программы. Данный тип компьютерных программ в системе отечественного музыкального образования, видимо, имеет очень узко-специфическую сферу применения, поэтому информация об их существовании практически отсутствует. По мнению абсолютного большинства исследователей, одной из важнейших функций компьютера является накопление и хранение информации. Ему свойственны, практически, неограниченная память и мощный операционный аппарат, что предоставляет пользователю возможность быстрого доступа к большому количеству разнообразной информации. Совокупность вышеперечисленного образует информационно-поисковую систему. Справочные учебные компьютерные программы предназначены для поиска и получения необходимой учебной информации, являясь частью информационно-поисковой системы, они совершенствовались и изменялись вслед за ней. Справочные учебные компьютерные программы могут строиться на принципе алфавитного, хронологического или тематического расположения статей (постатейные). С развитием информационных технологий в справочные программы проникает гипертекстовая технология. Постатейныесправочные программы представляют собой простой набор словарных статей. Доступ к любой статье осуществляется из главного меню, к которому необходимо возвращаться каждый раз после ознакомления с текстом выбранной статьи. Текст статьи излагается линейно, в том виде, в котором он хранится в информационной базе. По существу эти справочные программы представляют собой компьютерный вариант печатного издания. Гипертекстовые справочные программы созданы соответственно на основе гипертекстовых технологий, в связи с чем и получили такое название. Эти программы подобно презентативным программам гипертекстового вида имеют весьма разветвленную систему связей между информационными узлами. Вместе с тем структурно они принципиально иные. К тому же они отличаются характером организуемой с их помощью учебной деятельности. Прохождение информационного поля в презентативной программе многовариантно, а головной информационный узел указывает направление движения по этому полю, определяя тематику информации, и нередко задает цель учебной деятельности. В справочной программе, построенной на гипертекстовой технологии, отсутствует головной информационный узел, который заменяется главным меню, в нем обозначены основные направления поиска информации. Вследствие этого в справочной программе не ставятся учебные цели и задачи, а привносится педагогом или самим учеником. Использование справочных программ в процессе обучения имеет ряд специфических особенностей. Учащийся помимо освоения знаний, являющихся предметом информационно-поисковой работы, получает сопутствующие знания, не являющиеся в настоящий момент содержанием учебной деятельности. Сам принцип информационно-поисковой работы закладывает побочный эффект соприкосновения ученика с массой дополнительной информации, которая, не имея прямого отношения к предмету поиска, заинтересовывает его. Это приводит к временному отклонению от намеченного пути поиска. Как уже отмечалось выше, в справочной программе не сформулирована цель учебной деятельности. Ставя перед учеником поисковую задачу, педагог должен быть уверен в том, что искомая информация содержится в используемом программном продукте. Иначе безрезультатность поиска приводит к тому, что цель учебной деятельности не достигнута и может наступить разочарование ученика. Правильная постановка учебного задания, как правило, гарантирует усвоение знаний, а, как известно, самостоятельно добытые знания обладают большой прочностью. Другая особенность справочных программ связана с отсутствием в них функции текущего контроля. Текущий контроль над учебной деятельностью возлагается на ученика (самоконтроль), а общий контроль – на педагога. Важным итогом процесса работы ученика со справочной программой является приобретение опыта творческой деятельности при осуществлении поиска необходимой информации. Наряду с этим к творческой деятельности можно также отнести постановку, структурирование, осмысление и решение проблем в тех случаях, когда строгий алгоритм поведения отсутствует или не известен ученику. Поиск информации всегда производится в условиях относительной неопределенности как алгоритма поведения (что, где и как искать), так и конечного результата. «Именно поэтому использование в процессе обучения компьютерных информационно-поисковых систем призвано способствовать формированию опыта творческого применения усвоенных в процессе обучения знаний и навыков» [Полозов, с.102]. Справочные программы могут существенно помочь педагогу в реализации информационно-поисковых методов обучения. Проведение поисковой работы на компьютере с эргономической точки зрения более удобно и эффективно. Вместе с тем это не означает, что компьютер полностью вытеснит обращение к печатным источникам. Приобретение этих навыков также необходимо. Поэтому информационно-поисковая работа на компьютере и с литературой должны органически дополнять друг друга. Это обусловливается в данный момент еще и тем, что не существует 100% переноса информации с бумажных носителей на электронные. Дидактическая ценность справочных программ очевидна, но эффективность их применения зависит и от содержания учебной дисциплины, в которой планируется их использование. В музыкально-исторических курсах электронные справочные программы могут предоставить необходимую информацию о жизни и творчестве композиторов, характеристику музыкальных эпох, стилей, направлений и течений, хронологию и факты из истории и политики, ключевые события в сфере науки, культуры и многое другое. К сожалению, многие программы имеют большие массивы информации в виде вербального текста, который не дублируется графически, что исключает возможность работы с ним. Кроме текста, программы, как правило, снабжены большим количеством иллюстраций и аудиозаписей, а также нотным материалом, видеоэкскурсиями и т. п. Дидактическая ценность этих программ заключается и в том, что они помогают ученику получить всесторонний взгляд на ту или иную проблему, видеть историческую перспективу, проследить за процессами, происходившими в музыкальной культуре. Таким образом, в учебное информационное пространство вовлекаются необходимые гуманитарные знания, что является сегодня насущной потребностью в изучении курса истории музыки. Значительно в меньшей степени электронные справочные программы находят применение в музыкально-теоретических дисциплинах, т. к. знания теории музыки являются фундаментальными и для их освоения эффективнее всего использовать презентативные и тренажерные программы, которые дают прочное усвоение знаний, способствуют формированию необходимых умений и навыков.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |