Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность морали

Главное отличие морали как социального регулятора – сознательный выбор человеком ориентиров должного поведения в обществе, в соответствие с чем он и старается поступать в различных жизненных ситуациях. Общество через механизм моральной регуляции воздействует на человека не непосредственно, напрямую (открыто принуждая к выполнению норм), а через формирование общих представлений о добре и зле, благе и справедливости и т.д. – о подлинной человеческой жизни.

Эти моральные представления отличаются от норм обычая, прежде всего, своим общим характером: они не столь конкретны и детальны, они суть общие принципы, которые человек должен уметь самостоятельно применять в конкретных ситуациях. Например, даже знаменитая библейская заповедь «Не убей!» никогда не была прямым и конкретным требованием ни при каких условиях не убивать человека (сама христианская церковь неоднократно демонстрировала убийство множества людей, считая их еретиками, иноверцами, грешниками и т.д.), - она лишь ориентировала человека на ценность человеческой жизни.

Кроме того, моральная регуляция предполагает, что человек не просто пассивно и неосознанно принимать существующие в обществе нравственные представления или слепо копирует нравы своего ближайшего социального окружения (хотя многие люди живут именно так и это нравственно не наказуемо, вполне допустимо), но сознательно выбирает их в сложной ситуации сосуществования различных точек зрения, позиций, а потому мораль вырабатывает новый способ побуждения человека к должному поведению – убеждение: «Поступай так, потому что это есть благо!». Поэтому в морали человек гораздо более самостоятелен и свободен от непосредственного окружения, чем в рамках обычая, и является собственно моральной личностью в той мере, в какой он способен сознательно относиться к своему поведению, выбирать свою нравственную позицию. «Общепринятое» тут не является должным. «Не следуй за большинством на зло…» - призывает Библия (Исход, гл. 23, ст 2). Человеку как моральной личности вменяется в обязанность поступать «правильно по убеждению», даже если это расходится с общепринятыми представлениями и формами поведения.

Любая культурно-историческая система морали имеет сложную, многокомпонентную структуру, в которую обязательно входит пласт «разумного обоснования» норм-представлений – адресованного к разуму человека. Это не есть чисто рациональное обоснование правильности или целесообразности морали. Мораль не наука, и многие ее нормы вообще не возможно обосновать логически. Как рационально обосновать необходимость помогать слабому и больному, жертвовать собой ради других, отвечать за тех, «кого приручили»? Мораль включает рациональный момент, но обязательно опирается на нравственное чувство человека, аппелируя к высшим ценностям человеческого бытия, высшим ее авторитетам: Бог, Человечество, Прогресс и т.д. – в зависимости от мировоззренческих установок. Это придает ее положениям безусловный и общечеловеческий характер, а моральной жизни человека – высший духовный смысл. Поэтому и в жизни человека моральные ценности – добро, справедливость, честность, милосердие и т.д. – имеют самостоятельный характер, они ценны сами по себе, а не как средство достижения других целей, в том числе утилитарных.

Моральные ценности задают границы, в пределах которых индивид существует и действует как Человек, как моральная личность – выход за эти рамки разрушает человеческое начало в нем. Этим объясняется и важная специфическая роль нравственного чувства в моральной саморегуляции поведения человека. Будучи результатом предшествующего воспитания, формирования убеждений личности, именно нравственное чувство, совесть, прежде всего, побуждает человека к следованию моральным нормам и действует даже тогда, когда разум «не видит» целесообразности в этом.

Такой сложный и своеобразный механизм саморегуляции видоизменяет функции морали как социального регулятора. Мораль как социально обусловленное, культурно-историческое явление не только согласовывает поведение человека с интересами определенного, достаточно узкого сообщества, но связывает его с потребностями человеческого рода, человечества (воспроизводит основные параметры нравственной жизни человечества), побуждая его не просто приспосабливаться к обществу, но совершенствовать его – изменить себя, нравы, социальный порядок. Мораль как феномен культуры – своеобразный способ освоения мира и совершенствования человека.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Происхождение морали | Современное общество и мораль
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.