Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современное общество и мораль

Характерной особенностью современного обществаявляется обретение им новых измерений материальной и духовной культуры, которые определяют моральные параметры и нового типа человека, формирующегося в этом обществе. В процессе становления информационного общества, которое традиционно в литературе описывается в аспекте его грандиозных позитивных достижений[4], происходят социокультурные изменения, которые являются в определенной степени опасными для духовного и физического здоровья человека. Эти негативные явления не всегда воспринимаются как прямые следствия эры глобальной информатизации, и часто их рассматривают как более или менее автономные процессы, но все же они являются выражением противоречивого характера современных социокультурных процессов.

Конечно, в аспекте всей культурно-исторической ретроспективы процесс подъема на новую, более высокую стадию социального и технологического развития всегда неизбежно сопровождается качественным изменением общей культурно-ценностной иерархии, определяющей образ жизни и картину мира людей, основные приоритеты их духовных ориентаций, формы общения, творчества, трансляции знания и т.д. И в этом нет никакой исторической трагедии – на смену одной культуры приходит другая, обеспечивая выживание и развитие человечества.

Однако современный этап развития общества и свойственные ему социокультурные новации дают основания говорить не просто об изменении типа культуры и человека, но о проближающейся «антропологической катастрофе». Возможно данный термин звучит слишком пафосно, но он уже вошел в научный лексикон, и не без оснований.

Укажем некоторые негативные для человека следствия в развитии современного общества и его культуры. Прежде всего, главным отличием современного общества является проникновение науки и техники (и следовательно, свойственный им тип рационального мышления) во все сферы жизни. С этим связана рационализация всей жизни человека. Современный человек живет в мире, где духовное и моральное (нравственное) повсеместно подменяется рациональным, социально целесообразным, практичным и т.д. Это не могло не сказаться на типе самого человека, его духовном мире. В результате целой цепочки опосредований произошли существенные изменения в области фундаментальных ценностных ориентаций личности. Возникает новый тип человека – «человек рациональный», для которого нет и не может быть рационально необоснованных норм добра, милосердия, самопожертвования и т.д., тем более если они противоречат безудержному практицизму и другим ценностям потребительского общества. Порою такой человек отрицает саму постановку проблем духовного бытия личности. На первый план в его жизни выходят эгоистические интересы индивида как биосоциального существа или экономические интересы общества, которые опять же обеспечивают его (индивида) материальное благополучие. Таким образом, атрофия морального и духовного начала в человеке дополняется гипертрофированием его биосоциальных ориентаций.

Однако, результаты использования разума преимущественно как средства приспособления человека к современным условиям своего существования, максимального удовлетворения своих материальных потребностей за счет господства общества над природой все очевиднее превращаются в свою противоположность. Подтверждением этому являются современные экологические проблемы, которые постепенно сливаются в одну глобальную проблемы выживания человечества. В опасности оказалась не только природная среда обитания человека и сам человек как биологическое существо, но и сама человеческая духовная сущность, в том числе связанная с моралью. Решение колоссальных по своей сложности глобальных проблем современности невозможно без глубинного внутреннего преобразования человека, формирования специальной экологической морали. Введение еще в ХХ веке понятия «ноосфера» в научный оборот уже было актом осознания человечеством своей ответственности за продолжение эволюции природы, за сохранение жизни на Земле.

Ситуация осложняется возрастанием роли массовой культуры в современном обществе. Массовая культура как культурный продукт, профессионально создаваемый для потребления его большими массами людей с помощью необходимых для этого технических средств, явление очень неоднозначное в своем влиянии на современную жизнь и человека.[5] В интересуещем нас аспекте массовая культура – средство манипулирования сознанием масс. С ее помощью сегодня как никогда раньше можно эффективно выдавать узкогрупповые интересы за общечеловеческие (явление не новое в истории и более связанное с идеологией) и формировать стандартные вкусы, цели, ценностные ориентации общества потребления. С развитием Интернета мифологизирующая роль массовой культуры еще более возрастает. Создается угроза диктата со стороны тех, кто управляет процессом создания коммерческого культурного продукта и распространения его через всемирную информационную сеть. Они сегодня имеют возможность создавать свою технологическую культурно-эстетическую реальность, которая их устраивает, а не отвечает интересам общества и моральной личности. Не случайно сегодня материальные потребности все чаще возводятся в ранг моральных ценностей, подаются как символ цивилизации.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Апресян Р.Г. Понятие морали.//Этика:

Энциклопедический словарь М.. 2001.

2. Голубева Г.А. Этика: Учебник. М., 2007.

3. Губин В.Д. Основы Этики: Учебное пособие. М., 2008.

4. Культурология: Учебник для вузов./ Б.А.Эренгросс,

Р.Г.Апресян и др. Под ред. Б.А.Эренгросс. М., 2007.

5. Радугин А.А. Этика: Учебное пособие. М., 2003.

6. Культурология: Учебник для вузов. (Под ред.

Б.А.Эренгросса).М., 2007.

7. Теоретическая культурология: Ахутин А.В., Визгин В.П.,

Воронин А.А. и др. М., 2005.

8. Флиер А.Я., Полетаева М.А. Тезаурус основных понятий

культурологи. М., 2008.

9. Хаузер М. Мораль и разум. Как природа создавала наше

универсальное чувство добра и зла. (Пер. с англ.). М.,

2008.

Чернышёва Н.А.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность морали | Структура современных религий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.