КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Историческая эволюция мифов
Повторяясь от поколения к поколению, мифы постепенно теряли свой первоначальный вид. Во-первых, форма мифов становилась более развернутой, повествовательной, детализированной и персонифицированной (мифологические образы обретали биографии и индивидуальные характеристики), а содержание приобретало более абстрактный характер, то есть мифы уже не были связаны с конкретной ситуацией подготовки к определенному коллективному действию, но являлись элементом обычая[6]. Во-вторых, постепенно расширяются и функции мифов. К исходной функции максимального подчинения жизни индивида интересам сплочения коллектива (интегративная функция) и адаптации коллектива к природным условиям жизни добавляются и другие функции, например, информативная. Именно миф являлся носителем накопленного человеческого знания в рамках дописьменного (устного) типа культуры. По мере развития опыта жизнедеятельности древних коллективов миф обрастал дополнительными деталями, сюжетными линиями, образами. Формировалась и объяснительная (мировоззренческая) функция мифов, которые выстраивали определенную картину мира, в логике которой получали объяснения интересующие человека явления. В-третьих, по мере развития общества, человека и человеческого интеллекта формирование мифов приобрело и более индивидуализированный характер. Обобщение нового коллективного опыта и соответствующая организация последующей жизни коллектива осуществлялась людьми, наделенными, по признанию общества, особыми качествами и потому имеющими особый авторитет, например, шаманами[7]. Но и в этом случае коллективный характер сознания в мифе сохранялся, так как более ранние, существующие в рамках обычая мифы задавали неизменную матрицу образов-символов, с которой соотносились индивидуальные впечатления и переживания. Первобытный человек смотрел на мир «теми же глазами», что и мы, но воспринимал он «не тем же сознанием», что и мы[8]. В-четвертых, менялась и основная область функционирования мифов. Сначала мифы были единственной и всеобъемлющей формой мыслительной деятельности человека, но со временем на их основе стали формироваться новые, специализированные формы сознания и связанные с ними виды духовной жизни, такие как искусство, религия, рациональное познание, философия и т.д. Сфера мифов становилась все уже. Но полностью способность мифотворчества никогда не исчезает. Каждая культура имеет свои мифы. Миф как бы заполняет «пустоты», «белые пятна» в исторически изменяющемся сознании общества и, тем самым, гармонизирует его, придавая необходимую целостность. Потому, в определенном смысле, миф обеспечивает целостность всей системы культуры.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |