Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи социологии

Функции социологии.

Понятие и предмет социологии.

1. Термин «социология», впервые употребил О.Конт (франц. sociologie буквально определял «наука об обществе, социальной жизни»).

Свое социальное назначение наука может выполнять на основе получения определенной совокупности знаний. Чем выше степень системности и конкретности добытого наукой знания, тем эффективнее оно может реализовать свои социальные функции. Если же наука выдает практические рекомендации на основе частичного, абстрактного знания, то она теряет свою дееспособность и вырождается в утопию.

В самом общем виде социальное «здоровье» можно определить как их способность быть субъектами познавательной деятельности. Речь идет об осознании ими своих потребностей, сочетании собственных интересов с интересами других, учете объективных условий, о способности осуществлять соответствующую деятельность и постоянно вносить в нее необходимые коррективы. Социальными же условиями сохранения и укрепления социального «здоровья» выступает такое состояние микро- и макросреды, которое позволяет человеку реализовать себя как субъекта сознательной деятельности. Если же нет таких условий и люди не могут удовлетворять свои потребности в результате собственных усилий и деятельности, то растут социальная напряженность, разобщенность и конфронтация, которые могут привести к кризису общества.

Она исследует общество и его отдельные элементы, ставит им социальный диагноз в целях нахождения эффективных путей восстановления социального «здоровья». Социология и соответствующие службы должны исследовать не только различные формы девиантного поведения, но и норму. В этом отношении ее задача - способствовать совершенствованию и развитию нормы посредством разработки теоретической основы для социальной политики.

Таким образом, существует определенная логика функционирования и развития общества как социальной системы. В соответствии с ней результаты политических, экономических и иных неообразований превращаются в предпосылки, условия и средства развертывания сознательной деятельности личности, социальных групп и общностей.

Частные науки (экономическая теория, политология, юридические дисциплины и т.д.) рассматривают отдельные сферы и стороны жизни с точки зрения их внутренних, специфических законов. В социологии же они исследуются не сами по себе, а как предпосылки, условия и средства социальной деятельности, поведения и отношений.

Социология - это широкое окно в реальный мир. Чем внимательнее мы вглядываемся в него, тем лучше понимает себя и окружающих, тем глубже осознаем, что нужно менять в обществе и каким образом это можно сделать посредством собственных усилий.

Предмет науки — это та грань ее объекта, которая определяет содержательную, сущностную ее сторону. Категория «предмет на­уки» связана с фиксацией двуединства: системы объективно су­ществующих закономерных связей и системы понятий, эти связи отображающих.

Долгое время не делалось больших различий между объектом и предметом социологии. Однако вопросы о предмете науки — это вопросы о том, что и как изучать в данной области знания. Пред­метом социологии является система социальных взаимодействий, широкий комплекс человеческих отношений, универсальный спо­соб организации социального взаимодействия и социальных свя­зей, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребнос­тей людей. Как показывает история наук, именно в точках их пересечения и соприкосновения возникают наиболее интересные теории. По­нятия, перенесенные в иную сферу, обогащаются новым содержа­нием. Из философии в социологию пришли такие понятия, как «человек», «общество», «прогресс» и др. Из психологии — «цен­ностные ориентации», «интерес», «мотив», из права — «статус», «институт». Сегодня интенсивно развиваются междисциплинар­ные связи гуманитарных наук.

 

2. Одна из важнейших социальных функций социологии - критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с точки зрения интересов личности. Реализуя эту функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны, она показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить - ведь не все надо менять, перестраивать и т.д. С другой - выявлять то, что действительно требует радикальных преобразований. Социология выполняет в обществе ряд функций: теорети­ко-познавательную, управленческую, прогностическую, организа­ционно-технологическую, гуманистическую.

Теоретико-познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведе­ния в определенных общественных условиях, обращена к позна­нию проблем настоящего и будущего данного общества с учетом многообразия конкретно-исторических и социально-культурных условий его развития.

Управленческая функция социологии связана с проблемами управления социальной системой. Результаты социологических исследований, прогнозы, методики, тесты служат исходным материа­лом для разработки управленческих решений на различных уровнях. Прогностическая функция вырабатывает научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в буду­щем. Прогнозы могут затрагивать глобальные проблемы (напри­мер, перспективы развития цивилизации) и более обыденные проблемы (например, поведение избирателей). В кризисные, пе­реходные периоды развития общества социология может:

— представить альтернативные сценарии будущих процессов;

— определить диапазон возможностей, открывающихся перед людьми на данном историческом этапе;

— рассчитать вероятные потери и долгосрочные последствия.

При помощи организационно-технологической функции созда­ются социальные технологии и внедряются в практику. Создание и внедрение социальных технологий — составной элемент при­кладной социологии.

Гуманистическая функция заключается в том, что социология способствует улучшению взаимопонимания между людьми, со­вершенствованию социальных отношений. Социологи стремятся использовать накопленные знания в целях улучшения условий че­ловеческого существования, пытаясь снизить уровень предрассуд­ков, уменьшить взаимное неуважение, нетерпимость, агрессию и повысить уровень сотрудничества между людьми. Отсюда вытекает другая важная функция социологии - разработка теории и программы деятельности по преобразованию общества в целом или отдельных его сфер и сторон. Критическая функция социологии связывает познание общества и его элементов с их изменениями, регуляцией социальной жизни.

Характеризуя социально-практические ориентации социологии, уместно отметить, что в западной социологии существуют три течения: позитивистская социология, нацеленная на социальную инженерию, критическая и понимающая социология.

Переход от одного качественного состояния общества к другому, который мы сейчас переживаем, требует критического анализа предшествующего пути развития. Он дается историками, экономистами, политологами, юристами и т.д. Однако как бы ни был важен этот анализ, он недостаточен для понимания той социальной системы, которая получила название «советской модели социализма». Лишь социология способна в полной мере раскрыть ее существенный изъян, заключающийся в том, что она деформировала сознательную, целесообразную деятельность как на уровне личности, так и на уровне социальных групп и общества в целом. Эта деформация проявилась в разрыве связей между потребностями людей и теми целями, которые им навязывались и отражались в мотивации деятельности; между целями и средствами; между целями и результатами деятельности.

В конечном счете все это привело к резкому расхождению между планами и получаемыми результатами, что толкало к социальным припискам. (Пример такой приписки - провозглашение создания в СССР общества развитого социализма). Принципиальное несовпадение целей и реальных результатов, слова и дела, свидетельствующее о специфической форме стихийного развития, в полной мере стало осознаваться обществом лишь начиная с середины 80-х годов.

 

3. По мере развития социологии в ее орбиту вовлекаются все более разнообразные знания. Однако это вовсе нее означает, что данная наука становится безбрежной и подменяет другие отрасли знаний. Специфика социологии, как отмечалось, состоит в том, что она концентрирует разнообразный гносеологический материал вокруг определенных принципов - рационализации и оптимизации социальной деятельности личности и общества.

Одной из задач социологии является эмпирическое исследование действительности (изучение общественного мнения, различных форм девиантного поведения и т.д.), предохраняющее от субъективизма и волюнтаризма в оценках и практических действиях. Однако было бы упрощением сводить роль социологии только к этим исследованиям. Многие ошибочно отождествляют прикладные социально-статистические исследования с социологическими исследованиями вообще. В действительности же первые являются необходимой, но начальной ступенью второго. Социология представляет собой теоретическую, фундаментальную дисциплину, и характеристика ее функций должна исходить из этого.

Выявление отклонений от общецивилизованного развития дает возможность шире и глубже раскрыть основные направления обновления общества. Суть реформирования, а точнее трансформации нашего общества состоит в создании условий и возможностей для сознательной, целенаправленной деятельности личности, социальных общностей. Проблема заключается в преодолении отчуждения человека от рациональной деятельности, в оптимизации и в качественном повышении ее эффективности.

Задача социологии - теоретически обеспечить успешное протекание данного процесса. Для этого необходимы многие предпосылки, условия и средства, которые вначале выступают в качестве цели относительно самостоятельных, специфических форм деятельности. Здесь, как свидетельствует жизнь, возникает реальная опасность превращения этих форм и их результатов в самодовлеющие ценности, что не решает поставленную задачу. Процесс трансформации общества из одного качественного состояния в другое как раз и связан с сознательным превращением целей в результаты, результатов в предпосылки, условия и средства развертывания сознательной деятельности. Задача социологии — нахождение и выявление таких показате­лей жизнедеятельности людей, которые их объединяют, и только затем на базе этого исследование специфических особенностей каждого общества.

 

Тема: Общество: сущность и типы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Status localis | Этнонациональная структура общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.