КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная адаптация и интеграция
Понятие личности.
1. Личность — социальная характеристика индивида. В социологии понятие личности рассматривается, во-первых, в связи с взаимодействием индивидов с конкретными малыми или большими социальными общностями (класс, нация, трудовой коллектив и др.), и, во-вторых, с позиций социальных особенностей индивида, определяемых его интересами, потребностями, ценностными ори-ентациями. Становление личности, ее развитие можно представить лишь в постоянном контакте и тесном взаимодействии с окружающей социальной средой. Иначе говоря, личность может выступать одновременно и объектом, и субъектом социальных отношений. С одной стороны, социальные отношения формируют личность. Здесь она проявляется в качестве объекта этих отношений. С другой — каждая личность способна влиять на социальные отношения, видоизменяя их, т. е. выступает в роли субъекта этих отношений. Иначе говоря, процесс взаимодействия личности с социальной средой характеризуют две ее типичные формы: 1) адаптация, т. е. пассивное приспособление индивида к окружающей действительности; 2) интеграция — активное взаимодействие личности со средой, когда не только среда влияет на личность, но и личность участвует в ее формировании. Личностью не рождаются, а становятся в процессе социализации. Человеческое Я, открывающееся через реакции других, известно как зеркальное Я (Кули). По его мнению, другие люди — это те зеркала, в которых формируется образ Я человека. Я включает: 1) представление о том, каким я кажусь другому человеку; 2) представление о том, как этот другой оценивает мой образ; 3) вытекающие из этого специфическое чувство гордости или унижения (самоуважение). Дополняющей и развивающей теорию зеркального Я стала концепция обобщенного другого, разработанная Мидом. «Обобщенный другой» обозначает у Мида анонимных людей, народ, общество как абстрактное лицо — сеть институтов (семья, религия, образование), государство. Формирование в сознании «обобщенного другого» — решающая фаза социализации. По мнению Мида, сознательное Я вырастает в социальном процессе. Маленький ребенок обнаруживает свое Я как существо, обладающее определенными намерениями только во взаимодействии с другими. Если ребенок общается только с одним человеком, его развитие как индивидуальности будет сравнительно прямолинейным и одномерным. Ребенку требуется несколько взрослых, которые по-разному реагируют на мир. К тому же необходимо, чтобы значимые для ребенка другие сами контактировали с «обобщенным другим». Усматривая особенность человеческого сознания в способности использовать символы и жесты, Мид полагал, что человек, будучи субъектом, может быть и объектом для самого себя. Психическую систему этого процесса Мид называет Я и Меня. Как субъект, Я может оставаться самим собой, как объект — приняв отношение другого к самому себе. Посредниками этого процесса являются «значимые другие», т. е. мать, отец и другие близкие. Главная роль в процессе социализации принадлежит детским играм, в процессе которых развиваются разум и способности ребенка, усваиваются роли сразу нескольких лиц. На первой стадии развития (1—3 года) ребенок примеряет на себя всевозможные роли. На второй стадии (3—4 года), называемой стадией коллективной игры, ребенок вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными лицами (игра в «дочки-матери»). Критерием формирования зрелого Я служит способность принять на себя роль «обобщенного другого» — с наступлением третьей стадии (от 4—5 лет и далее). Мид подчеркивал большое значение отношений со сверстниками для формирования самостоятельной и ответственной личности. Распространяя период формирования личности на весь жизненный цикл, ученый утверждает, что каждому возрасту присуши свои эмоциональные кризисы. Эриксон считает, что у каждой стадии есть свои сильные стороны и неудача на одной стадии может быть исправлена в последующем удачами на других. Кроме того, теория Эриксона перекладывает часть ответственности за формирование личности с родителей на самого индивида и на общество. Латентная и генитальная стадии для Эриксона — это периоды, когда у индивида развивается чувство ролевой диффузнос-ти. Для Эриксона решающая задача подросткового периода заключается в становлении чувства Я-идентичности, растущей уверенности, что сегодняшнее восприятие индивидом самого себя является продолжением его прошлого Я и согласуется с восприятием его другими людьми. По сравнению с людьми, у которых развилось чувство идентичности, человек с диффузией ролей не вполне уверен в том, кем он является на самом деле, он не знает, соответствует ли то, что думает о себе он сам, тому, что думают о нем окружающие, и он не отдает себе отчета в том, как он стал тем, кто он есть, и кем он станет в будущем. В поздний подростковый период и студенческие годы стремление решить задачу идентичности может привести к вступлению в самые разные группы и к мучительным переживаниям по поводу выбора карьеры.
2. Личность – человек с определенным уровнем духовных потребностей и осознанием ответственности за свои действия. Под адаптацией понимается простое приспособление человека к социальной среде и ее требованиям. Такой характер взаимодействия определяется самой средой, т.е. социальными ограничениями деятельности личности. Под интеграцией понимается активное взаимодействие человека с социальной средой, где он пытается осуществить сознательный выбор и изменить социальную среду. Такая форма взаимосвязи характерна для личности с ярко выраженными индивидуальными особенностями, для личности открытого типа. Проблема социальной адаптации особенно ярко проявляется в юношеском возрасте, когда субъективное «я» носит завышенный характер. Попытка самоутверждения в мире зачастую оказывает негативное воздействие на социализацию личности, т.к. социальная среда, окружающая человека, не всегда предполагает приоритет положительных норм в процессе самоутверждения. Происходит формирование негативных качеств, характерных для социальной среды, в которую человек попадает. В процессе социализации человеку приходится защищать свое собственное «я», которое носит двойственный характер: внутренне и внешнее. Внутреннее «я» определяется ценностными ориентациями человека, внешнее – его действиями. Защита собственного «я» также может осуществляться двумя способами: 1. внутренний, т.е. непринятие личностью негативных ценностных ориентаций; внешний, т.е. осуществление действий, являющихся адекватными ценностным ориентациям.Таким образом, человек становится личностью в определенный возрастной период, когда осознает социальную значимость своих действий. Разные люди становятся личностью в разные периоды, некоторые вообще ею не становятся. Человек в процессе социальной адаптациии проходит следующие стадии: 1. индивид - человек с момента рождения и до момента осознания социальной значимости своих действий; 2. личность; 3. индивидуальность – личность с ярко выраженными подчеркнутыми индивидуальными способностями. Все взаимодействия человека в обществе обусловлены уровнем развития его личности. Индивидуальность человека прослеживается на уровнях: 1. микроуровень; 2. макроуровень Формирование и жизненный процесс личности протекает на следующих уровнях: 1. биологический, т.е. человек испытывает лишь биологические потребности; 2. уровень личности, т.е. возникают духовные потребности; 3. уровень социальной системы, т.е. возникает потребность изменения социальной среды (участники политического процесса); 4. культурный, т.е. личность своей деятельностью формирует духовные потребности общества, определяя развитие культуры в обществе (писатели, художники, поэты). Природное стремление человека к удовольствиям и ограничение их со стороны общества ведут к возникновению социального конфликта со стороны личности и общества. С развитием общества оно все больше ограничивает человека, что ведет к формированию невротического типа характера личности. Личность формируется в процессе социализации.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 8810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |