КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы социализации
Понятие социализации Тема. Понятие социализации.
1. Процесс усвоения личностных качеств на разных этапах физического существования человека определяется в социологии термином «социализация». Социализация — это сложный процесс включения индивида в общественные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе. Первичная социализация — это социализация, в которую индивид включается в детстве. Вторичная социализация — это последующий процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни. Люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности, называются агентами социализации. Агенты первичной социализации — родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, все родственники, друзья, учителя, врачи, тренеры и т. д. — все люди, связанные с индивидом тесными личными отношениями. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями и поэтому агентами вторичной социализации являются, например, представители администрации вуза, предприятия, армии, сотрудники средств массовой информации, суда и т. д. Ресоциализация – повторное усвоение новых норм и правил поведения. Процесс социализации сложный и многогранный. Социализация немыслима без осознания личностью себя не только в роли объекта, но также и субъекта общественных отношений, что предполагает другую сторону «медали» — индивидуализацию, связанную с постоянным фиксированием индивидом своего специфического места и своих социальных ролей в обществе с учетом личных особенностей, ориентации, жизненных планов. Теории социализации имеют довольно длительную историю становления и развития. Наибольшую известность получили теории Ч. Кули и Дж.Г. Мида, 3. Фрейда и Э. Эриксона, Ж. Пиаже. Одним из первых выделил механизмы социализации ребенка основатель психоанализа 3. Фрейд. По Фрейду, личность состоит из трех основных компонентов: Оно, Я. Сверх-Я. Оно — примитивный компонент, иррациональный и бессознательный, носитель инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия. Инстанция Я осуществляет контроль личности, учитывая особенности внешнего мира. Сверх-Я — носитель моральных норм, выполняющий оценочные функции. Социализация понимается Фрейдом как процесс «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходит становление трех составляющих элементов личности. Из практики психоанализа возникла теория развития личности Э. Эриксона. По мнению Эриксона, основы человеческого Я коренятся в социальной организации общества. Каждой стадии развития личности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Эти идеи Эриксона легли в основу двух важных понятий его концепции — «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в социальную группу, формируется эго-идентичность, которая создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на изменения, которые происходят с ним в процессе роста и развития. С момента рождения и на протяжении всей жизни человек контактирует с окружающими, включаясь в различные виды деятельности. Новые шаблоны поведения развиваются, когда человек, например, переходит на другую работу, мигрирует в другую страну, уходит из дома, разводится, вступает в религиозную секту и т. д. На каждой стадии социализации в действие вступают определенные социальные институты: семья, группы сверстников, школа, средства массовой коммуникации, трудовые коллективы, различные ассоциации и т. д. Очевидно, что наиболее важной для индивида является первичная социализация, поскольку вторичная социализация производна от первичной. Каждый индивид рождается в объективной социальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию. Ребенок принимает роли и установки значимых других, т. е. интернализирует (усваивает) их и делает своими собственными. Усваивая социальные значения, учась понимать других людей, человек обретает способность жить в обществе. На каждом этапе социализации личность обретает новую для себя социальную определенность. Особенно важны изменения, происходящие в сознании личности. Усвоение новых норм поведения — это не просто внешнее изменение, происходящее с индивидом, но и внутренняя трансформация сознания, новый взгляд на мир. С другой стороны, процесс социализации личности, каким бы он ни был индивидуализированным, происходит в широком контексте социальной структуры. Индивид всегда встречает определенную программу поведения, принятую в обществе, некий социально-структурный порядок. Сможет человек вписаться в существующий порядок — значит социализация прошла успешно. Бывают и такие ситуации, когда личность не только соответствует социальному порядку, но и сама существенно влияет на него.
2. Жизненный путь человека делится на отдельные периоды: детство, юность, зрелость, старость. На каждом из них личность усваивает ценности и нормы, сложившиеся в обществе, развивает свои индивидуальные качества, включается в систему социальных взаимодействий. Весь процесс социализации личности можно условно разделить на два этапа: ♦ первичная социализация — проходит в детские и подростковые годы жизни индивида; ♦ вторичная социализация — развитие личности в последующие годы жизни. На первом этапе социализации на личность оказывает сильное влияние семья, дошкольные и школьные учреждения, а также группы равных — компании друзей и сверстников. Ребенок начинает формировать свои будущие социальные ориентации по аналогии с отношениями в семье: как распределяются семейные роли, кто глава семьи, как он выполнял свои функции, насколько дружеские и теплые отношения между членами семьи, какие способы и методы поощрения или наказания применяются. Второй этап социализации личности связан с воздействием на индивида сложного комплекса, объективных и субъективных факторов, определяющих его социальные ориентации и поведение в юности, зрелости и старости. В эти годы особенно сильное влияние на процесс социализации оказывают социальные институты, в том числе система образования, средства массовой информации, трудовые коллективы, другие учреждения и организации, с которыми взаимодействует каждый член общества. В теории Фрейда первая стадия развития человека соответствует охватывает первый год жизни. В этот период развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие. Вторая стадия, по Фрейду, совпадая с анальной фазой, охватывает второй и третий годы жизни. На этой фазе устанавливается соотношение между самостоятельностью, с одной стороны, стыдливостью и неуверенностью — с другой. Третья стадия обычно приходится на возраст от 4 до 5 лет. Социальный параметр этой стадии развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как на этой стадии реагируют родители на игры и забавы ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Возраст от 6 до 11 лет — четвертая стадия, соответствующая латентной фазе в психоанализе. Здесь развитие ребенка в этот период зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых. У ребенка развиваются способности к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям, а социальный параметр этой стадии характеризуется умелостью, с одной стороны, и чувством неполноценности — с другой. При переходе в пятую стадию (12—18 лет) параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации Я и отрицательным полюсом путаницы ролей, т. е. подросток, который приобрел способность к обобщениям, должен объединить все, что он знает о себе как о сыне, школьнике, друге, спортсмене, внуке и т. д. Все эти роли он должен собрать в одно целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справиться с такой психосоциальной идентификацией, у него появится ощущение того, кто он есть и куда идет. В отличие от предыдущих стадий влияние родителей теперь становится гораздо более косвенным. Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости. Специфический для этой стадии параметр заключен между положительным полюсом близости (в браке, дружбе) и отрицательным — одиночества. Седьмая стадия — зрелый возраст. На этой стадии появляется новый параметр личности — общечеловечность. Обшечеловечнос-тью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью будущих поколений. Тот, у кого такое чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе, собственном комфорте. Восьмой, последний, он заключен между целостностью и безнадежностью. На протяжении всей жизни человеку приходится осваивать различные социальные роли. В этом процессе он придерживается определенных норм, правил поведения, которые навязываются ему обществом. Процесс усвоения норм происходит с момента рождения и до момента смерти, следовательно социализация личности происходит на протяжении всей жизни человека. Различают следующие этапы социализации: 1. дотрудовой 2. трудовой 3. послетрудовой Другой подход социализации выделяет следующие периоды: 1. с момента рождения и до школы 2. обучение 3. социальная зрелость 4. завершение жизненного цикла Процесс социализации рассматривается: 1. как раскрытие природных качеств человека 2. как уровень воздействия социальной среды на человека На процесс социализации воздействует 2 фактора: 1. биологический, т.е. природные задатки, тип характера, темпераментность, умственные способности, психические особенности, способность к творчеству; 2. социальный, т.е. стиль общения в семье, способ обучения, доступность информации, микросреда. 3.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |