Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология взаимодействия

Понятие социального взаимодействия.

Тема. Социальное взаимодействие.

 

 

1. В своей жизнедеятельности все люди постоянно взаимодей­ствуют друг с другом. Личность любого человека представляет сово­купность тех социальных качеств, которые сформировались и разви­лись в определенных сетях межличностных взаимодействий. Общаясь со сверстниками, родственниками, знакомыми, со случайными попут­чиками, каждый человек осуществляет определенные социальные взаимодействия. В процессе взаимодействия производится: 1) восприятие людьми друг друга; 2) взаимная оценка друг друга; 3) совме­стное действие - сотрудничество, соперничество, конфликт и т. п.

Определение рассматриваемого феномена таково: социаль­ное взаимодействие - это система социально обусловленных индиви­дуальных и/или групповых действий, связанных взаимной причинной зависимостью, при которой поведение одного из участников являет­ся одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Выделяются четыре основных признака взаимодействия:

 

1) Предметность - наличие внешней по отношению к взаимо­действующим индивидам или группам цели, причины, предмета и т.п., которые побуждают их взаимодействовать.

2) Ситуативностъ — достаточно жесткая регламентация взаи­модействия с конкретными условиями той ситуации, в которой этот процесс протекает: поведение друзей на работе, в театре, на стадионе, на загородном пикнике существенно отличается.

3) Эксплицирование - доступность для стороннего наблюдателя внешней выраженности процесса взаимодействия, будь это работа на заводе, игра или танцы.

4) Рефлективная многозначность — возможность для взаимо­действия быть проявлением как основных субъективных намерений, так и неосознаваемым или осознаваемым следствием совместного участия людей в межиндивидуальных или групповых видах деятель­ности (например, совместная работа).

Процесс взаимодействия имеет две стороны. Объективная его сторона - это связи, не зависящие от отдельных личностей или групп, но опосредующие и регулирующие содержание и характер их взаимодействия (например, содержание совместного труда на предприятии). Субъективная сторона - это сознательное, нередко эмоционально окрашенное отношение индивидов друг к другу, основана на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.

Социальный механизм взаимодействия достаточно сложен. В простейшем случае он включает в себя следующие компоненты: 1) индивиды (или их группы), совершающие определенные действия по отношению друг к другу; 2) изменения во внешнем мире, совер­шаемые этими действиями; 3) изменения во внутреннем мире участ­вующих во взаимодействии индивидов (в их мыслях, чувствах, оцен­ках, стремлениях и т.д.); 4) влияние этих изменений на других инди­видов; 5) обратная реакция последних на такое влияние.

Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальными группами определяется усвоением и преломлением со­циальных ценностей, норм и стандартов поведения в сознании и чув­ствах взаимодействующих людей, в их реальных действиях.

Т. Парсонс считал, что система взаимодействия, складывающаяся в демократическом обществе, является действенным механизмом уменьшения неопределенностей, возникающих в процессе социально­го взаимодействия, однако полное устранение таких неопределенно­стей невозможно в принципе.

Дж. Mud и Г. Блумер рассматривали взаимодействие как процесс коммуникации, представляющий собой значимое взаимодей­ствие. Но чтобы этот процесс осуществлялся с желаемой эффективно­стью, необходимо, по словам Дж. Мида, «поставить себя на место другого человека», т.е. «принять роль другого». Взаимодействие - это и есть процесс взаимного принятия ролей взаимодействующих парт­неров.

Многообразие социальных взаимодействий с точки зрения субъектов этих процессов и масштабов последних подразделяются на пять основных типов:

 

1. Межличностные (межиндивидуалъные).

2. Внутригрупповые.

3. Межгрупповые.

4. Внутрисистемные.

5. Межсистемные.

 

В межличностном взаимодействии осуществляются процес­сы восприятия, ожидания, выполнения слов, обещаний, действий, ро­лей и т. п. двух, трех, четырех взаимодействующих индивидов, их вза­имная оценка, ответная реакция в виде соответствующих поступков.

Еще более сложными оказываются процессы внутригруппового взаимодействия. В них наряду с перечисленными элементами межличностных взаимодействий включаются еще пять видов взаимо­действий:

 

1) статусно-позиционные;

2) ценностно-нормативные;

3) сплоченности (интеграции); 4)дезинтеграции;

5) лидерства и принятия решений.

Межгрупповое взаимодействие еще более усложняется включает в себя в полном объеме элементы межличностного и внутригруппового взаимодействия. Но все эти элементы усиливаются другими видами содействия или противодействия, характерными для взаимоотношений между различными социальными группами. Сюда входят такие виды взаимодействий: 1) кооперация; 2)ассимиляция;

3) приспособление;

4) нейтралитет (дружественный, холодно-враждебный); 5)соперничество (конкуренция);

 

6) конфликт;

7) подавление.

Внутрисистемные взаимодействия поднимаются на следующую, еще более усложненную ступень многогранности. Сюда входят компоненты и межличностных, и внутригрупповых, и межгрупповых взаимодействий. Но все они начинают группироваться вокруг нескольких видов взаимодействий, специфических именно для социальной системы.

Межсистемные взаимодействия становятся еще более многообразными и сложными. В них включаются компоненты всех ранее рассмотренных типов взаимодействий. Однако эти процессы дополняются и преобразуются новыми трансформационными процессами, характерными только для межсистемных объектов.

 

2. В реальной жизни существует чрезвычайно обширное разно­образие взаимодействий. Но в этом многообразии выделяются два основных типа взаимодействия:

 

1) сотрудничество, существующее в тех случаях, когда про­движение каждого из партнеров к своей цели способствует или, по крайней мере, не препятствует реализации целей остальных партне­ров;

2) соперничество, при котором достижение цели одним инди­видом затрудняет или исключает осуществление целей другими уча­стниками взаимодействия.

Проблемы социального взаимодействия активно исследовались Г. Зиммелем, П. Сорокиным, Дж. Хомансом, Т. Парсонсом, Р. Мертоном и другими социологами. П. Сорокин, в частности, считал, что в обществе все его члены находятся между собой в процессе взаимодействия, т.е. оказывают друг на друга определенное влияние. При этом происходят три процесса взаимного обмена:

1) Обмен между взаимодействующими индивидами различными идеями-религиозными, научными, художественными и т.п.

2) Обмен волевыми импульсами, когда люди объединяют свою волю, действия и т.п. для достижения определенных целей - коммер­ческих, хозяйственных, научных, благотворительных и т.д.

3) Обмен чувствами, возникающими на почве любви, состра­дания, ненависти; в процессе созерцания драмы, при религиозном обряде и т.п.

Дж. Хоманс рассматривал процесс взаимодействия как единый поток, в котором неразрывными узами соединены личность и социальная система. Эта связь включает в себя четыре основных элемента: 1) деятельность; 2) чувства; 3) взаимодействия; 4) нормы. Системообразующим фактором интеграции этих элементов выступает взаимодействие, образующее реальный фундамент общественной жизни.

В процессе взаимодействия, согласно Дж. Хомансу, реали­зуются четыре принципа: 1) чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется; 2) если в прошлом в определенной ситуации име­ло место вознаграждение, люди стремятся снова создать такую ситуа­цию; 3) чем больше вознаграждение, тем больше люди готовы затрачи­вать усилий для его получения; 4) когда потребности человека почти полностью удовлетворяются, он в меньшей мере стремится приложить усилия для их удовлетворения.

Г. Парсонс исходил из того, что действия индивидов не бы­вают единичными и дискретными, они организованы в системе. В про­цессе взаимодействия складывается определенная структура потребностных диспозиций участвующих в нем партнеров. Чем больше участ­ников взаимодействия, тем больше в их взаимоотношениях возникает неопределенностей. Из них семь являются наиболее типичными:

1)У взаимодействующих индивидов могут существовать раз­личные представления объектов действия - людей, предметов, про­цессов и т.п., отсюда возникает проблема коммуникативного или символического порядка («общего языка»).

2) Когда во взаимодействии участвует множество индивидов, может возникнуть проблема временной упорядоченности их действий.

3) Участники взаимодействия могут наделять символические представления об объектах различными субъективными или противо­речащими одно другому значениями, что порождает проблему раз­личных смыслов, вкладываемых разными участниками в те или иные объекты.

4) Существует опасность, что авторы (участники взаимодейст­вия) станут претендовать на обладание одними и теми же объектами, в результате чего может возникнуть проблема дефицита ситуацион­ных ресурсов, т.е. проблема экономического порядка.

5) Неопределенность в процессе взаимодействия может воз­никнуть и в том случае, когда появляется возможность для каждого автора помешать другому в достижении цели, поэтому существует проблема контроля над действиями других, или проблема политиче­ского порядка.

6) Во взаимодействии возможна неопределенность из-за час­тичной противоречивости в понимании нормативных стандартов или даже несовместимости таких стандартов, — тогда возникает пробле­ма нормативного порядка.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы социализации | Типологизация коммуникационных процессов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.