Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типологизация коммуникационных процессов

Коммуникация как многокомплексный процесс.

Тема. Типология коммуникационных взаимодействий.

 

1. В социальных отношениях и взаимодействиях огромную роль играют различные виды коммуникаций, т.е. общения между людьми и их общностями, без чего нет и не может быть ни социаль­ных групп, ни социальных институтов и организаций, ни общества в целом. Коммуникация охватывает все сферы жизнедеятельности лю­дей, их различных сообществ (профессиональных, территориальных, этнических и др.), все действующие в обществе процессы: экономи­ческие, социальные культурные, политические.

Определение рассматриваемого феномена гласит: коммуни­кация - это передача информации от одной социальной системы другой, обмен информацией между различными системами посред­ством символов, знаков и образцов. Европейская и американская традиция в философском и со­циологическом исследовании коммуникации базируется на христиан­ском миропонимании, призывающем своих приверженцев вслуши­ваться в речи (послания) пророков, чтобы в них услышать голос Бога.

Т. Парсонс считал, что коммуникация включает в себя взаимный обмен символами, значениями, информацией между двумя и большим количеством личностей, каждая из которых выступает в качестве актора — субъекта социального действия. С его точки зрения, в коммуникации участвует четыре основных компонента:

1) действия актора, являющегося автором и/или носителем со­общения;

2) ответная реакция реципиента (лица, на которое направлено сообщение);

3) содержание коммуникативного процесса;

4) взаимные роли, связывающие между собой участников ком­муникативного взаимодействия.

Коммуникация представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно она обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь не только между современниками, но и между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, развитие и трансляцию культуры, осуществление управления социальными процессами. Особенно резко возрастает ее роль в современных условиях, когда осуществляется информационная революция — стремительное количественное и качественное преобразование информационной сферы, сопровождающееся трансформацией не только технологической основы общества, но и его экономической, социальной и культурной систем.

Коммуникация — сложный многокомпонентный процесс. Его основными компонентами являются:

1) субъекты коммуникации - отправитель и получатель сооб­щения (коммуникатор и реципиент);

2) средства коммуникации - код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики, ноты и т.д.);

3) каналы коммуникации, по которым передается сообщение от коммуникатора к реципиенту (письмо, радио, телефон, телеграф, Ин­тернет и т.п.);

4) предмет коммуникации (какое-то событие, явление и т.д.) и отображающее его сообщение (радиопередача, телевизионный сюжет и т.д.);

5) эффекты коммуникации, выражаемые в изменении внут­реннего состояния либо внешне регистрируемых действий субъектов коммуникационного процесса.

Коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных взаимосвязанных задачи:

1) интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних - в целостную систему общества;

2) внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп и общностей, социальных организаций и институтов;

3) отделение и обособление друг от друга различных общно­стей и групп в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффек­тивному выполнению присущих им функций.

При социологическом исследовании процессов коммуникации выработались различные.модели этого явления. Широкое признание и распространение получила линейная модель коммуникации включающая пять элементов:

1) кто? (передает сообщение) - коммуникатор;

2) что? (передается) - сообщение;

3) как? (осуществляется передача) - канал;

4) кому? (направлено сообщение) - аудитория (мишень);

5) с каким эффектом? - эффективность;

 

2. В социологии коммуникаций важное значение придается типологизации изучаемых явлений. Она может производиться по не­скольким основаниям.

В зависимости от содержания коммуникационных процессов они подразделяются:

1) информативные, имеющие целью передачу сообщения, ин­формации от коммуникатора к реципиенту;

2) управленческие, ориентированные на передачу управляющей системой (руководителем) указаний, распоряжений, приказов управ­ляемой подсистеме (подчиненным лицам, организациям и т.д.) с це­лью выполнения управленческих решений;

3) акустические, рассчитанные на слуховое восприятие реци­пиентом информационных потоков, поступающих от коммуникатора, путем звуковой речи, распространения радиосигналов, аудиозаписей и т.п., и на получение аудиальных реакций на звуковые сигналы;

4) оптические, ориентированные на визуально—зрительное вос­приятие информации, поступающей от коммуникатора к реципиенту, и соответствующее чувственное, мыслительное, волевое и т.п. реаги­рование последнего;

5) эмотивные, связанные с возникновением у субъектов, взаи­модействующих в процессах коммуникации, эмоциональных переживаний радости, восхищения, страха, боязни и т.п., способных вопло­щаться в различных формах активности.

По модальности воплощения коммуникативных взаимодействий и их направленности они различаются следующим образом:

1.сообщения информативно-побудительного порядка: просьба, внушение, убеждение, команда, приказ, инструкция;

2.экспрессивно-эмоциональные взаимодействия: реакция индиви­дов на чувственно-эмоциональные переживания, поведенческие акты, направленные на установление и поддержание контактов.

По формам и средствам выражения коммуникационные взаимодействия можно разделить на:

1) вербальные, воплощаемые в письменной и устной речи;

2) символически-знаковые и предметно-знаковые, выражаемые в произведениях изобразительного искусства, в культуре, архитектуре;

3) паралингвистические, передаваемые посредством жестов, мимики, пантомимики;

4) гипнотическиее - процессы влияния - воздействия ком­муникатора на психическую сферу, связанные с сужением сферы соз­нания, с отключением дискурсивного осмысления внушаемой инфор­мации и ее логических оценок, ассоциируясь с прошлой эмпириче­ской действительностью;

В соответствии с уровнем, масштабами и контекстом коммуникационные процессы дифференцируются на:

1) традиционная коммуникация осуществляется главным обра­зом в локальной сельской среде, где все знают друг друга, а общение отличается постоянством, стабильностью ожиданий и оценок, не тре­бует специальных знаний и инициативы;

2) функционально-традиционная коммуникация развивается преимущественно в городской среде, в условиях значительного раз­нообразия видов деятельности и образов жизни. Она является социа­лизированной, устные и письменные контакты четко формализованы, связаны с выполняемыми людьми социальными ролями и функциями;

3) межличностная коммуникация, в которой в роли отправите­ля и получателя сообщения выступают отдельные индивиды. Для нее характерны непосредственный контакт между субъектами общения, множество используемых средств - слов, мимики, жестов и т.п., двух­сторонний обмен информацией, происходящий чаще всего в виде диалога.

4) групповая коммуникация, в которой общение происходит между двумя или большим количеством членов определенной соци­альной группы (территориальной, этнической, профессиональной и т.п.) в целях организации взаимосвязанных действий. Она может вы ступать как в форме межличностных коммуникаций, так и в форме взаимной коммуникации всех членов группы;

5) межгрупповая коммуникация, в процессе которой информа­ционные потоки циркулируют между двумя или большим количест­вом социальных групп в целях осуществления совместной деятельно­сти либо противодействия друг другу. Такая коммуникация способна выполнять несколько функций: а) обучающую; б) развлекательную; в) воспитательную; г) мобилизационно-организующую; д) подстре­кательскую; е) производственно-хозяйственную; ж) коммерческую; з) интеграционную; и) дезинтеграционную; к) конфликтную; л) консе-нсусно-договорную.

6) массовая коммуникация на основе использования техниче­ских средств тиражирования охватывает большие массы людей, а в качестве коммуникаторов в ней выступают средства массовой ин­формации - пресса, книги, издательства, агентства печати, радио, те­левидение; в последнее время - Интернет. Она выполняет целый ряд функций: 1) информирование о происходящих событиях; 2) передачу знаний и обучение; 3) целенаправленное влияние на формирование определенных стереотипов поведения людей; 4) помощь обществу в осмыслении и решении актуальных проблем; 5) развлечение.

21. Эффективность коммуникации любого типа в очень боль­шой степени предопределяется тем, насколько грамотно и конструк­тивно налажено коммуникационное взаимодействие коммуникатора и реципиентов. Особенно важная роль в этом принадлежит руководите­лю, менеджеру, преподавателю, тренеру. Для эффективного осущест­вления коммуникационного взаимодействия коммуникатор должен добиться установления обратной связи с реципиентом, т.е. добиться такой реакции получателя сообщения, которая показывает, понята ли переданная информация, что резко активизирует участие слушателей, зрителей и т.п. в коммуникационном процессе и создает необходимые предпосылки для его эффективности.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типология взаимодействия | Типология и структура социальных отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.