Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология и структура социальных отношений

Понятие социальных отношений.

Тема. Структура социальных отношений.

 

 

Всякое взаимодействие представляет собой действие одного субъекта (личности, группы, команды и т.п.), выполненное в отноше­нии к другому субъекту; следовательно оно неизбежно включает в себя определенное отношение к нему - дружественное, нейтральное, враждебное и т.п. Поэтому феномен отношения привлекает присталь­ное внимание психологов и социологов, поскольку содержит в себе индивидуальные и социальные аспекты.

Совокупность связей, возникающих между индивидами в процессе их взаимодействия, называют индивидуальными (или меж­личностными) отношениями. Но такие связи приобретают устойчи­вый и длительный характер в тех случаях, когда они обусловлены коренными интересами не только отдельных личностей, но и целых со­циальных групп (экономическими, политическими, культурными и т.д.), и несут на себе печать тех социальных статусов и ролей, кото­рые выполняют данные индивиды и группы в обществе. Совокуп­ность таких связей выступает как наличествующие в данном общест­ве на определенной ступени его исторического развития социальные отношения.

Социальные отношения в большинстве случаев не симмет­ричны. Во-первых, испытываемые одним индивидом симпатия, ува­жение, любовь по отношению к другому могут натолкнуться на про­тивоположные чувства (антипатию, неуважение, ненависть). Во-вторых, определенный человек может определенным образом отно­ситься к Наполеону, Чайковскому или Лучано Паваротти, но при этом не может рассчитывать на их взаимные отношения. В-третьих, отно­сясь определенным образом к обществу, в котором он живет, индивид может рассчитывать на определенное отношение общества к нему только в том случае, когда он приобретает широкую известность в результате своей деятельности, как это произошло в случаях с Напо­леоном, Чайковским или Пласидо Доминго. В-четвертых, социальные отношения связывают определенным образом индивидов и их груп­пы, когда объектом этих отношений становятся их коренные потреб­ности и интересы, а сами индивиды в процессе развития таких отно­шений выступают в качестве носителей определенных социальных статусов и ролей, в большинстве случаев не являющихся ни взаимо­заменяемыми, ни симметричными.

Определение рассматриваемого феномена гласит: Социаль­ные отношения - это совокупность многообразных связей, возни­кающих между отдельными индивидами, их группами и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политиче­ской, культурной и т.п. деятельности и реализации ими своих соци­альных статусов и ролей.

М. Вебер считал основной особенностью социальных отно­шений их соотнесенность со смыслом (осмысленность) и выделил семь их признаков. Они таковы:

 

1) степень отношения индивида к другому индивиду;

2) наличие эмпирического смысла;

3) наличие взаимной соотнесенности поведения сторон;

4) преходящий или длительный характер;

5) изменчивость;

6) возможность сформулировать смысловое содержание в принципах, нормах поведения;

возможность сформулировать содержание социального от­ношения участниками по их взаимному соглашению. Существует четыре основных отличия официальных отношений от неофициальных:

1) наличие у первых и отсутствие у вторых определенной нормативности, т.е. их регулирование определенными нормами - правовыми, нравственными и т.п.;

2) в отличие от неофициальных, официальные отношения стандартизированы и обезличены, т.е. остаются теми же самыми (покупатель - продавец, например), независимо от того, кто является их носителем;

3) в отличие от неофициальных, официальные отношения тре­буют обучения;

4) в официальных отношениях между людьми выбор осуществ­ляется редко, а в неофициальных отношениях именно личностный выбор играет решающую роль.

2. Важное значение имеет типологизация социальных отношений. Существует несколько оснований, по которым социальные отношения могут быть ранжированы по различным типам:

По субъекту (носителю) социальные отношения подразделяют­ся на следующие типы: 1) индивидуальные; 2) межличностные; 3) внутригрупповые; 4) межгрупповые; 5) международные.

По объекту социальные отношения классифицируются как 1) экономические; 2) политические; 3) социокультурные; 4) религиоз­ные; 5) внутристрановые; 6) этнонациональные; 7) семейно-бытовые.

По модальности, т.е. по характеру взаимосвязей между инди­видами и их группами, социальные отношения дифференцируются на отношения: 1) сотрудничества; 2) взаимопомощи; 3) соперничества; 4) конфликта; 5) субординации (начальник- подчиненный).

В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандар­тизации и формализации выделяются официальные и неофициальные отношения.

Т. Парсонс установил, что социальные отношения отличаются сложной структурой. Он выделил в их содержании три основных компонента:

1) катектическая ориентация, т.е. возможность поддержания баланса удовлетворения - неудовлетворения личности;

2) когнитивная (познавательная) ориентация, позволяющая ин­дивиду на основе имеющихся у него знаний, законов логики и опыта избирательно вступать в отношения с другими индивидами;

3) ценностная ориентация, создающая определенный моральный стандарт в отношениях индивида с другими индивидами.

Ч. Кули обратил внимание на то обстоятельство, что отношение индивида к другим людям может быть отчетливым и детально определенным либо, наоборот, смутным и расплывчатым, реальными или воображаемым. Поэтому к перечисленным выше типам отноше­ний можно добавить такие отношения: 1) воображаемые; 2) реальные; 3) мыслимые; 4) немыслимые; 5) осознанные; 6) неосознанные; 7) отчетливо выраженные; 8) смутные, расплывчатые; 9) простые; 10) сложные 11) сходства; 12) различия; 13) равенства; 14) неравенства.

Широко распространенным типом социальных отношений являются субординационные отношения между руководителями и подчиненными. Они реализуются в нескольких разновидностях. Ос­новными типами таких отношений являются:

1) бюрократические (от франц. бюро - канцелярия и греч. кратос - власть) отношения, при которых начальники принимают реше­ния, а подчиненные обязаны их выполнять, строго следуя букве рас­поряжений;

2) патерналистские (от лат. патер - отец) отношения, при ко­торых четко выражена иерархичность отношений, а права "хозяина", который обычно принимает единоличные решения, неоспоримы;

3) фратерналистские (от лат. фратер - брат) отношения, при которых иерархичность в отношениях старательно сглаживается и смягчается, господствует стремление принимать решения коллеги­ально, после их коллективного обсуждения;

4) партнерские (от франц. партнер - участник) отношения, при которых решения принимаются на основе совместного обсуждения, руководитель не приказывает, а координирует общие действия.

Субординационные отношения входят в систему управлен­ческих отношений. В этой системе в качестве приоритетных выделя­ются: 1) отношения власти; 2) отношения зависимости; 3) отношения господства и подчинения. В свою очередь, последние М. Вебер под­разделял на три основных типа:

1) традиционное господство, при котором власть поддержива­ется традицией и передается по наследству: от царя к царевичу, от короля к наследному принцу и т.п.;

2) легальное господство - это господство права, а руководитель выдвигается на господствующее положение в силу легальных уста­новлений, в частности через механизм выборов;

3) харизматическое господство, при котором определенный че­ловек становится вождем партии, движения, страны в силу необыкно­венных качеств, дающих ему возможность оказывать личное влияние на других людей.

В процессе функционирования системы управления склады­ваются шесть основных типов социальных отношений. Они таковы:

1. Служебные отношения характеризуются несимметрично­стью, поскольку существует односторонняя зависимость подчинен­ного от начальника.

2. Функциональные отношения отличаются от первых тем, что функционально обусловливающий субъект отношений не решает, что должен делать функционально зависимый субъект (например, дирек­тор учреждения и его юрисконсульт или советник).

3. Информационные отношения связаны с односторонними или взаимными процессами информирования для осуществления должно­стных обязанностей.

4. Технические отношения заключаются в том, что каждый со­трудник должен четко выполнять свои функции и добиваться столь же четкого выполнения другими сотрудниками их функций, иначе невозможно добиться согласованной и эффективной деятельности.

5. Специализированные отношения складываются между управляющей подсистемой или ее отдельными звеньями со специали­зированными компонентами, звеньями, участками (например, секрет­ный отдел, спец. службы).

6. Иерархические отношения - это отношения между звеньями или ячейками системы, расположенными на различных ступеньках управляющей лестницы, при которых каждый нижестоящий уровень управления подчиняется вышестоящему уровню управления.

В процессе осуществления управленческих отношений мо­гут возникать многочисленные ошибки, допускаемые руководителя­ми. Наиболее типичными из них являются:

1) ошибка излишней снисходительности;

2) ошибка излишней требовательности;

3) ошибка личной преданности;

4) ошибка нимба (эффект ореола), когда в отношении к подчи­ненному начальник руководствуется не результативностью служеб­ной деятельности, а общим впечатлением (хорошим или плохим), производимым данным работником;

5) ошибка свежих впечатлений, когда руководитель оценивает подчиненного и его работу только по событиям последнего времени, а не за более длительный период его деятельности.

Знание этих ошибок и способов их преодоления существенно по­вышает эффективность социальных отношений в системе управления.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типологизация коммуникационных процессов | Сферы сервиса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.