Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В различных сферах жизни

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СУЩНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Генеральная цель, выдаваемая обществом в сфере воспитания на многолетнюю перспективу и намечающая общий результат воспитания, обусловлена коренными социальными потребностями. В подлинно гуманном обществе она вытекает, в конечном счете, из необходимости создания и все более полного использования возрастающих социальных возможностей для всестороннего развития человека, что предполагает ориентацию всех слагаемых системы воспитания на формирование гармонично развитой общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Соответственно в системе физического воспитания преследуется цель - на основе полноценного использования факторов физической культуры реализовать возможности оптимального физического развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим общественно важным видам деятельности.

При конкретизации данной кардинальной цели учитываются как индивидуальные интересы свободного, неограниченного развития личности, так и практические нужды общества. При этом практическая ориентация цели исходит в первую очередь из объективных требований, предъявляемых к физическому развитию и физической подготовленности человека в основной сфере его жизненной деятельности - в сфере труда.

Процесс общественного производства закономерно изменяет место и функции человека в процессе труда, расширяя и качественно изменяя требования к трудовым умениям, навыкам, способностям.

На определенном этапе развития общества возникнет проблема замены рабочего всесторонне развитым индивидуумом.

На современном этапе НТР все в большей мере проявляются тенденции в изменении характера труда, как ликвидация узкого разделения трудовых функций, увеличение активно регулирующих и творческих начал в трудовой деятельности, тесное соединение физического и умственного труда. В результате расширяется диапазон требований к развитию и подготовке работников производства, управленческой сферы и сферы обслуживания.

Одним из решающих условий высокой продуктивности труда был и остается высокий уровень общей работоспособности, базирующийся на крепком здоровье и нормальном физическом развитии человека.

Все больше видов труда требуют вместо грубых физических усилий, тонко скоординированных и точно рассчитанных двигательных действий, вместо немногих сугубо стереотипных навыков - способности овладевать все новыми усовершенствованными формами движений.

В числе существующих профессиональных специальностей немало таких, мастерство и производственные результаты в которых существенно зависят от утонченной культуры движений (наладчики сложной аппаратуры, летчики, операторы сложных систем управления и др.).

Все это влечет за собой изменение характера системы подготовки, в том числе и физической.

В настоящее время прикладность физического воспитания (физической подготовки) рассматривается с позиций непосредственного, опосредованного и рекриативного влияния на профессиональную деятельность.

Непосредственное влияние физической подготовки характерно для видов профессий, где конечный результат деятельности не возможен без высокой степени развития физических качеств, специальных двигательных умений и навыков (профессии тяжелого физического труда, сотрудники спецподразделений, охранники и др.).

Опосредованное влияние реализуется через создание предпосылок для более качественного выполнения профессиональных действий, особенно в экстремальных условиях (операторы сложных систем управления, водители транспорта, сотрудники оперативных служб и др.).

Рекреативное влияние характерно для видов профессий, где ограничена двигательная активность (данных видов профессий подавляющее большинство).

В настоящее время со снижением противоречий в международной обстановке, на первый взгляд, снижается значение оборонной функции государства. Это влечет за собой, с одной стороны, количественное уменьшение вооруженных сил, а с другой, качественное увеличение требований к профессиональному уровню подготовки военнослужащего. И в этом случаи физическое воспитание не теряет своей актуальности, а наоборот требует качественного пересмотра многих позиций.

Итак, прикладная ориентация цели, преследуемая в системе физического воспитания, происходит общественных потребностей, которые коренятся в сфере труда и пока еще имеют отношение к военному делу.

Имея такую прикладную ориентацию, система воспитания в подлинно гуманном обществе должна быть, нацелена на неограниченное, всестороннее развитие человека, ибо в своем высшем выражении призвание, назначение, задача всякого человека - всестороннее развитие своих способностей, как этого требуют, в конечном счете, закономерности общественного прогресса.

Рассмотренная цель конкретизируется в целом комплексе задач, которые, являясь как бы отдельными слагаемыми цели, выражают ее применительно к разделам многократного процесса воспитания, этапам возрастного развития занимающихся, уровню их подготовленности, конкретным условиям достижения намеченных результатов.

Задачи в процессе физического воспитания можно подразделить, с известной условностью, на специфические и общепедагогические.

Специфические задачи:

1) Оптимизация физического развития человека в направлении всестороннего развития свойственных ему физических качеств, совершенствования двигательных способностей, упрочения и многолетнего сохранения здоровья.

2) Специфические образовательные задачи, предусматривающие системное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний (физическое образование).

Общепедагогические задачи:

1) Задачи, предусматривающие нравственное, идейное, трудовое воспитание членов общества.

2) Задачи по воспитанию воли, позитивных качеств характера, эмоций и эстетических потребностей личности.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Компоненты структуры спорта | И целостного развития личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.