Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И целостного развития личности

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Физическая культура в основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в ВУЗах как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности.

Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки курсанта в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.

Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания (физической подготовки). Она выступает одним из факторов социокультурного бытия, обеспечивающего биологический потенциал жизнедеятельности, способ и меру реализации сущностных сил и способностей студента.

При этом следует отметить, что в обязанности начальника ВУЗа входит обеспечение режима целенаправленной двигательной активности студентов в объеме не менее 6 – 8 часов в неделю. Данное требование реализуется посредством организации и проведения различных форм физического воспитания, начиная с учебных занятий, учебно-тренировачных, самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Целью физического воспитания (физической подготовки) является формирование физической культуры личности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

- понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

- знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационного ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение к физической культуре;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность к будущей профессии;

- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Общее руководство физическим воспитанием (физической подготовки) в ВУЗе возлагается на начальника. Непосредственно ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программой возложена на кафедру физического воспитания (физической подготовки).

Физическое воспитание (физическая подготовка) в ВУЗе проводится на протяжении всего периода обучения и осуществляется в следующих формах:

- учебные занятия, предусмотренные учебным планом;

- самостоятельные занятия студентов во внеучебное время по заданию преподавателей (по выполнению рекомендационного недельного объема двигательной активности) в секциях и группах;

- физические упражнения в режиме дня: утренняя зарядка, производственная гимнастика и другие;

- массовые оздоровительные, физкультурные и оздоровительные мероприятия, проводимые в свободное от учебных занятий время.

Основной формой физического воспитания являются учебные занятия, на проведение которых государственной программой и учебным планом ВУЗа предусматривается 4 часа в неделю.

Организация, планирование и проведение учебного процесса регламентируется государственной учебной программой.

Учебная дисциплина “Физическая подготовка” включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:

- физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

- социально-биологические основы физической культуры;

- основы здорового образа, стиля жизни;

- оздоровительные системы и спорт (теория, методика, практика);

- профессионально-прикладная физическая подготовка.

Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы Программы.

- Теоретический раздел, формирующий мировозренческую систему научно-практических знаний и отношений к физической культуре.

- Практический раздел, состоящий из двух подразделов:

а) методико-практического, обеспечивающего операционное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности;

б) учебно-тренировочного, содействующего преображению опыта творческой практической деятельности, развитию самостоятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышению уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности.

- Контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности.

Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела Программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию.

В условиях свободы выбора курсантом деятельности и самостоятельной стратегии общекультурной подготовки материал Программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента:

-обязательный (базовый), обеспечивающий формирование основ физической культуры личности;

- вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого, его мотивы, интересы, потребности, региональные условия и традиции развития культуры, особенности предстоящей профессиональной деятельности.

Организация, планирование и проведение учебного процесса регламентируется государственной учебной программой по физическому воспитанию, утвержденная приказом председателя Государственного комитета РФ по высшему образованию, приказ №777 от 29.07.94 года, Теоретический раздел программы содержит учебный материал по основам теории и методике физического воспитания, который проводится в форме лекций. Практический раздел программы содержит учебный материал для всех учебных отделений, который направлен на решение конкретных задач физической подготовки. В содержание занятий включаются разделы: гимнастика, легкая атлетика, плавание, туризм, лыжный спорт, спортивные игры, а также материал по профессионально-прикладной физической подготовке, который определяется каждым ВУЗом применительно к профилирующим специальностям (боевые приемы борьбы).

Обязанности занимающихся в процессе физической подготовки:

- систематически посещать учебные занятия (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные расписанием;

- проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья и физического развития, за физической и спортивной подготовленностью;

- выполнять необходимые тесты для определения уровня физической и функциональной подготовленности; активно овладевать знаниями по основам теории и методик и физического воспитания, использовать специальную литературу;

- соблюдать рациональный режим учебы, отдыха, питания;

- регулярно заниматься утренней и производственной гимнастикой, самостоятельно заниматься физическими упражнениями, спортом и туризмом. Выполнять необходимый недельный двигательный режим, используя консультации преподавателей.

- укреплять здоровье, повышать свою физическую подготовленность, совершенствовать спортивное мастерство;

- активно участвовать в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, в ВУЗе.

В программе предусмотрены зачеты и экзамены, которые служат формой проверки выполнения всех разделов программы и усвоения учебного материала. Содержание зачетных требований:

- систематически посещать учебные занятия;

- усваивать методические навыки по использованию средств физической культуры и спорта в повседневном быту, в профессионально-прикладной физической подготовке и общественной физкультурно-спортивной деятельности;

- овладевать техникой изучаемых физических упражнений;

- знать теоретический раздел программы;

- самостоятельное еженедельное выполнять рекомендуемый минимальный объем физических упражнений;

- выполнять контрольные нормативы по общей и профессионально- прикладной физической подготовке.

Овладение практическим материалом проверяется путем выполнения контрольных нормативов, к выполнению которых допускаются только те, кто регулярно посещал учебные занятия и, получившие необходимую подготовку. Порядок выполнения контрольных нормативов определяется кафедрой физической подготовки.

Спортивно-массовая работа является составной частью физического воспитания, проводится во внеучебное время, выходные и праздничные дни, в форме секционных занятий и в составе учебной группы, курса.

Организация работы по физическому воспитанию (физической подготовке) в Академии экономической безопасности основывается на государственном стандарте (Приказ Гос.комитета по высшему образованию № 777 от 26. 07. 94г.). В отличии от высших учебных заведений общего профиля, дисциплина физическое воспитание строится на принципе профессионально-прикладной направленности и тем самым трансформируется в физическую подготовку. Отличительной особенностью физической подготовки от физического воспитания является решение как общих, так и частных задач, направленных на формирование профессионально важных физических качеств, двигательных умений и навыков. Построение процесса физической подготовки в Академии реализуется через два этапа: первый – развитие общей физической подготовленности через формирование жизненно важных умений и навыков, совершенствование общих физических качеств, приобретение необходимых знаний в вопросах физической культуры, как элемента обще гуманитарного цикла высшего образования. Второй – на базе общей физической подготовленности формирование профессионально важных физических качеств, умений и навыков, позволяющих эффективно решать задачи оперативно-служебной деятельности.

Объем дисциплины на весь цикл обучения составляет около 600 часов учебных занятий. При этом эффективно развиваются дополнительные формы занятий с целью обеспечения режима двигательной активности не менее 6 – 8 часов в неделю. К дополнительным формам относятся: утренняя физическая зарядка, физкультурные паузы, физкультурные «минутки», спортивно-массовая работа на курсе, факультете, занятия в спортивных секциях, самостоятельные занятия.

Главная форма организации – учебные занятия, которые проводится в виде теоретических (лекции) и практических занятий. Практические занятия включают в себя такие разделы как – легкая атлетика, силовая гимнастика, лыжная подготовка, плавание, спортивные игры, преодоление препятствий, боевые приемы борьбы.

Уровень знаний и качество сформированных двигательных умений и навыков, физических качеств оценивается на зачетах и экзаменах, при этом зачет всегда дифференцированный. Определение уровня развития физических качеств осуществляется через 100-балльную шкалу оценки, позволяющую с большей степенью вероятности оценить физическую подготовленность занимающегося. В проверочный комплекс упражнений включается не менее 4 упражнений, скомплектованных таким образом, чтобы была возможность определить уровень развития выносливости, быстроты, силы и одного из упражнений определяющего координационные и другие способности. Требования к уровню развития физических качеств от курса к курсу повышаются. По окончании 3 курса проводится углубленный зачет по общей физической подготовке. По окончании обучения в Академии проводится комплексный экзамен по общей и специальной физической подготовке. Результаты экзаменов вносятся в аттестацию курсанта.

 

Материалы первой лекции дают возможность сформировать представление о физической культуре как неотъемлемой части общей культуры общества, увидеть этапы ее становления, оценить значение физической культуры при формировании здоровья, профессионального мастерства. Любое гуманное государство стремится развивать и поддерживать физическую культуру общества через законодательные акты, тем самым, подчеркивая ее значимость. И неслучайно, дисциплина Физическая культура включена в гуманитарный раздел высшего образования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В различных сферах жизни | Организм человека, как единая саморазвивающаяся и саморегулирующая биологическая система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.