КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И целостного развития личности
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Физическая культура в основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в ВУЗах как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки курсанта в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания (физической подготовки). Она выступает одним из факторов социокультурного бытия, обеспечивающего биологический потенциал жизнедеятельности, способ и меру реализации сущностных сил и способностей студента. При этом следует отметить, что в обязанности начальника ВУЗа входит обеспечение режима целенаправленной двигательной активности студентов в объеме не менее 6 – 8 часов в неделю. Данное требование реализуется посредством организации и проведения различных форм физического воспитания, начиная с учебных занятий, учебно-тренировачных, самостоятельных занятий физическими упражнениями. Целью физического воспитания (физической подготовки) является формирование физической культуры личности. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач: - понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности; - знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни; - формирование мотивационного ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; - овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение к физической культуре; - обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность к будущей профессии; - приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. Общее руководство физическим воспитанием (физической подготовки) в ВУЗе возлагается на начальника. Непосредственно ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программой возложена на кафедру физического воспитания (физической подготовки). Физическое воспитание (физическая подготовка) в ВУЗе проводится на протяжении всего периода обучения и осуществляется в следующих формах: - учебные занятия, предусмотренные учебным планом; - самостоятельные занятия студентов во внеучебное время по заданию преподавателей (по выполнению рекомендационного недельного объема двигательной активности) в секциях и группах; - физические упражнения в режиме дня: утренняя зарядка, производственная гимнастика и другие; - массовые оздоровительные, физкультурные и оздоровительные мероприятия, проводимые в свободное от учебных занятий время. Основной формой физического воспитания являются учебные занятия, на проведение которых государственной программой и учебным планом ВУЗа предусматривается 4 часа в неделю. Организация, планирование и проведение учебного процесса регламентируется государственной учебной программой. Учебная дисциплина “Физическая подготовка” включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала: - физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; - социально-биологические основы физической культуры; - основы здорового образа, стиля жизни; - оздоровительные системы и спорт (теория, методика, практика); - профессионально-прикладная физическая подготовка. Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы Программы. - Теоретический раздел, формирующий мировозренческую систему научно-практических знаний и отношений к физической культуре. - Практический раздел, состоящий из двух подразделов: а) методико-практического, обеспечивающего операционное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности; б) учебно-тренировочного, содействующего преображению опыта творческой практической деятельности, развитию самостоятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышению уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности. - Контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности. Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела Программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию. В условиях свободы выбора курсантом деятельности и самостоятельной стратегии общекультурной подготовки материал Программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента: -обязательный (базовый), обеспечивающий формирование основ физической культуры личности; - вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого, его мотивы, интересы, потребности, региональные условия и традиции развития культуры, особенности предстоящей профессиональной деятельности. Организация, планирование и проведение учебного процесса регламентируется государственной учебной программой по физическому воспитанию, утвержденная приказом председателя Государственного комитета РФ по высшему образованию, приказ №777 от 29.07.94 года, Теоретический раздел программы содержит учебный материал по основам теории и методике физического воспитания, который проводится в форме лекций. Практический раздел программы содержит учебный материал для всех учебных отделений, который направлен на решение конкретных задач физической подготовки. В содержание занятий включаются разделы: гимнастика, легкая атлетика, плавание, туризм, лыжный спорт, спортивные игры, а также материал по профессионально-прикладной физической подготовке, который определяется каждым ВУЗом применительно к профилирующим специальностям (боевые приемы борьбы). Обязанности занимающихся в процессе физической подготовки: - систематически посещать учебные занятия (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные расписанием; - проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья и физического развития, за физической и спортивной подготовленностью; - выполнять необходимые тесты для определения уровня физической и функциональной подготовленности; активно овладевать знаниями по основам теории и методик и физического воспитания, использовать специальную литературу; - соблюдать рациональный режим учебы, отдыха, питания; - регулярно заниматься утренней и производственной гимнастикой, самостоятельно заниматься физическими упражнениями, спортом и туризмом. Выполнять необходимый недельный двигательный режим, используя консультации преподавателей. - укреплять здоровье, повышать свою физическую подготовленность, совершенствовать спортивное мастерство; - активно участвовать в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, в ВУЗе. В программе предусмотрены зачеты и экзамены, которые служат формой проверки выполнения всех разделов программы и усвоения учебного материала. Содержание зачетных требований: - систематически посещать учебные занятия; - усваивать методические навыки по использованию средств физической культуры и спорта в повседневном быту, в профессионально-прикладной физической подготовке и общественной физкультурно-спортивной деятельности; - овладевать техникой изучаемых физических упражнений; - знать теоретический раздел программы; - самостоятельное еженедельное выполнять рекомендуемый минимальный объем физических упражнений; - выполнять контрольные нормативы по общей и профессионально- прикладной физической подготовке. Овладение практическим материалом проверяется путем выполнения контрольных нормативов, к выполнению которых допускаются только те, кто регулярно посещал учебные занятия и, получившие необходимую подготовку. Порядок выполнения контрольных нормативов определяется кафедрой физической подготовки. Спортивно-массовая работа является составной частью физического воспитания, проводится во внеучебное время, выходные и праздничные дни, в форме секционных занятий и в составе учебной группы, курса. Организация работы по физическому воспитанию (физической подготовке) в Академии экономической безопасности основывается на государственном стандарте (Приказ Гос.комитета по высшему образованию № 777 от 26. 07. 94г.). В отличии от высших учебных заведений общего профиля, дисциплина физическое воспитание строится на принципе профессионально-прикладной направленности и тем самым трансформируется в физическую подготовку. Отличительной особенностью физической подготовки от физического воспитания является решение как общих, так и частных задач, направленных на формирование профессионально важных физических качеств, двигательных умений и навыков. Построение процесса физической подготовки в Академии реализуется через два этапа: первый – развитие общей физической подготовленности через формирование жизненно важных умений и навыков, совершенствование общих физических качеств, приобретение необходимых знаний в вопросах физической культуры, как элемента обще гуманитарного цикла высшего образования. Второй – на базе общей физической подготовленности формирование профессионально важных физических качеств, умений и навыков, позволяющих эффективно решать задачи оперативно-служебной деятельности. Объем дисциплины на весь цикл обучения составляет около 600 часов учебных занятий. При этом эффективно развиваются дополнительные формы занятий с целью обеспечения режима двигательной активности не менее 6 – 8 часов в неделю. К дополнительным формам относятся: утренняя физическая зарядка, физкультурные паузы, физкультурные «минутки», спортивно-массовая работа на курсе, факультете, занятия в спортивных секциях, самостоятельные занятия. Главная форма организации – учебные занятия, которые проводится в виде теоретических (лекции) и практических занятий. Практические занятия включают в себя такие разделы как – легкая атлетика, силовая гимнастика, лыжная подготовка, плавание, спортивные игры, преодоление препятствий, боевые приемы борьбы. Уровень знаний и качество сформированных двигательных умений и навыков, физических качеств оценивается на зачетах и экзаменах, при этом зачет всегда дифференцированный. Определение уровня развития физических качеств осуществляется через 100-балльную шкалу оценки, позволяющую с большей степенью вероятности оценить физическую подготовленность занимающегося. В проверочный комплекс упражнений включается не менее 4 упражнений, скомплектованных таким образом, чтобы была возможность определить уровень развития выносливости, быстроты, силы и одного из упражнений определяющего координационные и другие способности. Требования к уровню развития физических качеств от курса к курсу повышаются. По окончании 3 курса проводится углубленный зачет по общей физической подготовке. По окончании обучения в Академии проводится комплексный экзамен по общей и специальной физической подготовке. Результаты экзаменов вносятся в аттестацию курсанта.
Материалы первой лекции дают возможность сформировать представление о физической культуре как неотъемлемой части общей культуры общества, увидеть этапы ее становления, оценить значение физической культуры при формировании здоровья, профессионального мастерства. Любое гуманное государство стремится развивать и поддерживать физическую культуру общества через законодательные акты, тем самым, подчеркивая ее значимость. И неслучайно, дисциплина Физическая культура включена в гуманитарный раздел высшего образования.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |