Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОЗБУЖДЕНИЕ И ТОРМОЖЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ


Любым видом деятельности человека управляет нервная система. Главными механизмами являются возбуждение и торможение.

Возбуждением называется нервный процесс, который вызывает деятельность органа, либо усиливает существующую.

Торможением называется нервный процесс, который прекращает деятельность, ослабляет или препятствует ее возникновению.

Взаимодействие этих двух активных процессов лежит в основе нервной деятельности.

При раздражении чувствительного нерва, вызывающего сгибательный рефлекс, импульсы направляются к центрам мышц сгибателей и через тормозные клетки к центрам мышц разгибателей. В первых вызывают процесс возбуждения, а во вторых – торможения. В ответ возникает координированный согласованный двигательный акт – сгибательный рефлекс.

В ЦНС под влиянием тех или иных причин может возникнуть очаг повышенной возбудимости, который обладает свойствами притягивать к себе возбуждения с других рефлекторных дуг и тем самым усиливать свою активность и тормозить другие нервные центры. Это явление носит название – доминанта. Доминанта в физическом воспитании играет важную роль. На ее механизмах формируются необходимые двигательные действия, совершенствуется техника. Посредством механизмов доминанты, используя физические упражнения высокой степени интенсивности, возможно погасить негативные психические процессы, сбалансировать деятельность ЦНС. Особое значение доминанта играет при формировании двигательных умений и навыков.

Одной из основных сторон физического воспитания, как и любого другого педагогического процесса, является обучение. Наряду с общедидактическими положениями обучение в процессе физического воспитания характеризуется своими особенностями. Они заключаются прежде всего в тм, что специфическим предметом обучения здесь являются двигательные действия, и обучение этим действиям строится в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков.

Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии, к умению выполнять его, а затем от умения к навыку. Возможность научиться рациональным двигательным действиям зависит от приобретения верных знаний о сути, правилах и условиях их выполнения, но превращение знания в действие может произойти только на основе его практического осуществления.



Осмысленное построение действия начинается с формирования его ориентировочной модели или программы. При стихийном формировании действия путем проб и ошибок, выработка модели происходит замедленно. При системном организованном обучении сроки формирования сокращаются, приобретаются полноценные качества. Особое значение при создании формы двигательного действия имеет его мышечный образ. Мышечный образ возникает только на основе ранее накопленного двигательного опыта. Чем шире диапазон данного опыта, тем быстрее и качественнее он формируется.

Обычно в начале двигательные действия выполняются с повышенным напряжением и лишними движениями, вынужденными задержками, скованно и замедленно. Это связанно с необходимостью в большей степени контролировать движение. Данные особенности характерны для начальной стадии формирования двигательного действия. На данной ступени действие значительно откланяется от программы, легко разрушается при включении сбивающего фактора. В результате формирования двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение.

Двигательное умение представляет собой одну из форм двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательные действия на основе неавтоматизированных операций. Условно говоря, выполнение двигательного действия под постоянным контролем сознания.

Отличительные признаки двигательного умения:

1. Постоянная концентрация внимания в процессе действия;

2. Относительное несоответствие модели действия, разрушение под влиянием сбивающего фактора;

3. Расчлененность или мало выраженная слитность.

Последовательно работая над двигательным умением, двигательное действие достигает следующей ступени формирования – стадии навыка. По мере многократного воспроизведения действия, модель постепенно становится отлаженной, относительно параметров стандарта или представления о нем, связи между элементами становятся прочными, появляется четкая слитность движений, отпадает потребность в постоянной концентрации внимания, возрастает вклад двигательных автоматизмов. Под воздействием сбивающих факторов модель двигательного действия сохраняется. Все это подчеркивает, что двигательное действие находится в стадии навыка.

Отличительные признаки двигательного навыка:

1.Повышенная степень участия двигательных автоматизмов в осуществлении частных операций;

2. Повышенная устойчивость техники движений по отношению к сбивающим факторам;

3. Выраженная слитность операций и сокращение времени выполнения действий.

 

Действия человека, как и вся человеческая деятельность, в норме всегда сознательна. Двигательный навык не выключает сознание, а освобождает его от мелочной опеки, позволяет сосредоточить внимание на решающих операциях и качественной стороне выполнения действия в целом и в необходимый момент вмешаться в автоматизированный процесс управления.

Составляющими частями навыка выступает стабильность и вариативность. Стабильность, наряду с положительными чертами навыка, при изменении внешних факторов может сыграть отрицательную роль. Вариативность следует рассматривать как возможность выполнения двигательных действий по различным моделям, в зависимости от изменяющихся условий. Сочетание стабильности и вариативности характеризует высокую степень формирования навыка.

Рассматривая навык, как высокую форму владения двигательными действиями, следует помнить, что не всегда главной целью физического воспитания, с позиции формирования двигательных действий, является двигательный навык. Наиболее целесообразно иметь богатый фонд разнообразных двигательных умений позволяющих, в одних случаях быстро сформировать двигательный навык, в других иметь возможность широкого вариативного ответа, адекватного ситуации.



Решая задачи физического воспитания по формирования широкого фонда жизненно необходимых, профессионально важных и спортивных двигательных действий очень важно учитывать тот факт, что любые двигательные умения и навыки формируются не на пустом месте, а всегда включают в себя те или иные компоненты других, ранее сложившихся умений и навыков, которые влияют определенным образом на становление и проявление нового умения и навыка. Все эти отношения могут иметь различный характер: быть односторонне направленными(когда одно двигательное умение или навык влияет на новое умение или навык только в одном направлении, а обратного влияния не обнаруживается); обоюдными(взаимовлияющими, взаимодействующими); положительными (когда одни умения и навыки напрямую способствуют формированию новых); отрицательными (когда ранее сформированные умения и навыки препятствуют формированию); прямыми (сразу же непосредственно проявляющимися; косвенными(проявляющимися через промежуточные связи).

Вероятность положительного переноса тем больше, чем значительнее сходство смысловой основы и главных звеньев техники двигательных действий. Необходимо, по возможности, максимально использовать положительный перенос умений, навыков и исключить тормозящий эффект отрицательного переноса.

Рассмотренные факторы раскрывают только одну из сторон физического воспитания, имеющую направленность на формирование двигательных действий человека. Это одна из главных задач. Но наряду с ней существуют и другие не менее важные, позволяющие эффективно формировать и совершенствовать физическое развитие и физическую подготовленность человека.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Длина мышцы | СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА АДАПТАЦИИ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.