Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение понятий менеджмент, бизнес, предпринимательство. Для выполнения лабораторных заданий

КУРС ЛЕКЦИЙ

Для выполнения лабораторных заданий

Перечень нормативных актов и литературы, рекомендуемых

 

1. Уголовный кодекс РФ. М., 1996 г. с изменениями и дополнениями на 2010 г.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М., 2002 г. с изменениями и дополнениями на 2011 г.

3. Алимурадов Г.Б., Рамазанов Т.Б. Осмотр места происшествия. Махачкала. 2005.

4. Алимурадов Г.Б., Таркинский А.И. Криминалистическая тактика. Курс лекций. Часть 3. Махачкала. 2010.

5. Асланов Ш.З. Справочно-методическое пособие по криминалистическим экспертизам. Махачкала, 1998.

6. Белкин Р.Ф. Криминалистика. Учебник. М., 2000.

7. Герасимов И.Ф., Драпкин Л.Я. Криминалистика. Учебник. М., 2000.

8. Дворкин А.И. Осмотр места происшествия. М., 2001.

9. Зинин А.М. Внешность человека в криминалистике. М., 1995.

10. Ищенко Е.П., Ищенко П.П., Зотчев В.А. Криминалистическая фотография и видеозапись. М., 1999.

11. Кожевников И.Н., Статкус В.Ф. Криминалистические экспертизы, выполняемые в органах внутренних дел. М., 1992.

12. Колтукин В.А., Зосимов С.М. и др. Судебные экспертизы. М., 2001.

13. Корниенко Н.А. Следы человека в криминалистике. М., 2001.

14. Коршунов В.М. Следы на месте происшествия. М., 2001.

15. Крылов И.Ф. Следы на месте происшествия. М., 1978.

16. Лебедев В.М., Божьев В.П. Комментарий к УПК РФ. М., 2004.

17. Леви А.А. Осмотр места происшествия. М., 1982.

18. Образцов В.А. Следственные действия. М., 2001.

19. Пахомов А.В. Коллекции в правоохранительных органах России. М., 2001.

20. Плескачевский В.М., Юхин С.М. Криминалистическое оружиеведение. Справочник. М., 2002.

21. Скорченко П.Т. Криминалистика. Учебное пособие. М., 1999.

22. Статкус В.Ф. Следы на месте происшествия. М., 1993.

23. Таркинский А.И. Назначение и производство криминалистических экспертиз. Махачкала, 2002.

24. Таркинский А.И., Алимурадов Г.Б. Криминалистическая техника. Курс лекций. Часть 2. Махачкала. 2007.

25. Усманов У.А. Практическое руководство следователя. М., 2001.

26. Филиппов А.Г., Волынский А.Ф. Криминалистика. Учебник. М., 1998.

27. Филиппов В.В. Описание объектов криминалистического исследования. Справочник. М., 1995.

28. Филькова О.Н. Справочник эксперта-криминалиста. М., 2001.

29. Шурухнов Н.Г. Криминалистика. Учебное пособие. М., 2008.

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060800 «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ»

 

 

Курс Семестр _- Отделение_________ Дневное

Лекции______ часов Экзамен_______ семестр

Практические занятия Зачет__________ семестр

(семинары)________ часов Курс. раб.______ семестр

Лабораторные раб.__ часов Контр, раб.______ семестр

Самостоятельная раб, часов
Всего____________ часов

 

 

Санкт-Петербург

ТЕМА 1. МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ПОНЯТИЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1. Соотношение понятий менеджмент, бизнес, предпринимательство

2. Цели и задачи менеджмента. Объект и субъект менеджмента. Экономический механизм менеджмента.

3. Виды менеджмента

 

 

Менеджмент в прямом переводе - «управление» и в самом общем виде означает управление экономическими процессами в обществе. Как правило, под менеджментом понимается управление производством, управление бизнесом или управление социально-экономическими про­цессами на уровне отдельного хозяйствующего субъекта.

В учебниках термин менеджмент часто соседствует с термином бизнес. Современные словари по экономике определяют бизнес в первую очередь как дело, занятие, предпринимательство.

То есть, бизнес представляет собой экономическую деятельность, направленную на получение прибыли путем создания и реализации оп­ределенной продукции или услуг. Предпринимательство - частный случай бизнеса. Предпринимательство - как основной вид самостоятельной хо­зяйственной деятельности более тесно связан с личностью человека - предпринимателем. Предприниматель осуществляет бизнес на постоян­ной основе, при открытии нового дела, реализации нововведения, он вкладывает собственный капитал и принимает на себя личный финансо­вый риск.

Бизнесмен и менеджер - не одно и тоже лицо. Бизнесмен - всегда владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход. Он может выполнять функции менеджера, а может и делегировать их специ­альному наемному работнику. Кроме того, менеджер в зависимости от объекта управления (некоммерческая организация) не обязательно име­ет в качестве непосредственной цели своей деятельности получение прибыли.

Предприниматель - бизнесмен, но затевающий новое дело, строя­щий планы, затрачивающий собственный труд, энергию, вкладывающий свой капитал для их реализации в расчете на дополнительный доход при удаче или принимающий на себя последствия риска при неудаче. Пред­приниматель также не тождественен собственнику, он может использовать не свой, а заемный капитал, в то время, как собственник - получать доход и не занимаясь предпринимательством.

Й. Шумпетер в известной книге «Теория экономического развития» называет предпринимателями хозяйственные субъекты, функцией кото­рых является как раз осуществление новых комбинаций и которые высту­пают его активным элементом.

По российскому законодательству предприниматель - субъект, деятельность которого нацелена на получение прибыли и ведется им на основе собственной имущественной ответственности. Субъектами пред­принимательской деятельности могут выступать граждане и их объеди­нения.

Различные подходы к определению понятия менеджмента, исполь­зуемые в специальной литературе и на практике, можно свести к трем основным:

во-первых, менеджмент - функция, самостоятельный вид профессио­нально осуществляемой деятельности по организации управления ли­бо предприятием (фирмой, учреждением, отдельным структурным подразделением), либо конкретной сферой деятельности (производст­венной, сбытовой, рекламной, финансовой и т.д.). Здесь главное - обособленная сфера деятельности квалифицированного наемного ра­ботника, профессионально подготовленного лица, который обычно не­зависим от собственности на капитал фирмы, хотя может владеть ее акциями;

во-вторых, менеджмент - процесс принятия управленческих решений, с помощью которого специально подготовленные работники (управ­ленцы) формируют организацию, управляют ею через постановку це­лей и задач развития, разработку способов и методов их достижения,
организацию производственной деятельности, включая реализацию произведенной продукции и оказание услуг.

Собственно сам процесс менеджмента в свою очередь предполага­ет выполнение таких функций управления как планирование, организа­ция, руководство, координация, контроль, мотивация, оценка, принятие решений и т.д. Функции управления реализуются с помощью определен­ных организационных, административных, экономических, социально-психологических методов. Другими словами - это процесс управления производственной деятельностью через определенный механизм воз­действие и влияние на производительный труд отдельного работника (группы лиц или организации в целом) для того, чтобы можно было дос­тичь максимально возможных результатов.

в-третьих, менеджмент - как особая область человеческих знаний. С данных позиций - это наука и практика рациональной организации и управлении фирмой, нацеленной на предпринимательский успех. Дан­ная система научных знаний составляет теоретическую базу практики управления. Теория менеджмента помогает осуществлять деятель­ность по руководству людьми в самых различных структурах и сферах. Как всякая наука менеджмент имеет свой предмет изучения (а именно управление - как целенаправленную деятельность людей), свои специфические проблемы и подходы к их решению, свои особые законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы этой деятельно­сти. Иногда менеджментом называют науку об администрировании. Исто­ки лежат в распространении идей одной из научных школ управления. На практике под администрацией понимается обезличенная система управ­ления.

Близко к последнему подходу - понимание менеджмента как искус­ства управления, наличие особого рода таланта, умения, интуиции и ад­министративных навыков у лиц, которых принято называть администра­торами или менеджерами (руководителями, управленцами). Основатель школы научного менеджмента Фредерик У. Тейлор (1856-1915 гг.) в «Принципах научного менеджмента» определял менеджмент как искусст­во точно знать, что предстоит сделать и как это сделать не только орга­низационно, но и экономно, с наименьшей затратой сил, времени и средств и с достижением наибольших результатов.

Таким образом, в принципе менеджмент можно рассматри­вать как деятельность по организации управления фирмой, как процесс принятия управленческих решений и как науку или искус­ство управления.

 

2. Цели и задачи менеджмента. Объект и субъект менеджмента. Экономический механизм менеджмента.

 

Задача менеджмента как науки заключает­ся в развитии теории управления. Практика ме­неджмента имеет связь с использованием тео­ретических положений в конкретной работе по управлению предприятиями и обобщением этой практики для развития теории.

В менеджменте выделяют общие и специ­фические цели.

Общие (стратегические цели) определяют концепцию развития организации в целом. Они на­правлены на длительную перспективу (прогнозиро­вание, планирование деятельности предприятия).

Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам дея­тельности предприятия.

Менеджмент — синтетическая наука.

В нем используются результаты многих науч­ных исследований, в первую очередь экономи­ческой теории.

Главной целью менеджмента является управление, ориентированное на успешную дея­тельность, присущее каждой организации и отдель­но взятому человеку. Целью менеджмента явля­ется выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени. Если рассматривать менеджмент как науку, то в его задачи входят: разработка, эксперименталь­ная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающее устойчивую, надежную, перспективную и эффек­тивную работу коллектива или же индивидуума путем выпуска конкурентоспособного товара.

Основными задачами менеджмента яв­ляются:

1)организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;

2) использование работников, обладающих вы­сокой квалификацией;

3) стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты;

4) определение необходимых ресурсов и источ­ников их обеспечения;

5) разработка стратегии развития организации и реализация;

6) определение целей развития организации;

7) выработка системы мероприятий для дости­жения намеченных целей;

8) осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

Субъект менеджмента представляет со­бой человека или группу людей, осуществляю­щих управленческие воздействия в рамках орга­низации и для реализации ее целей и задач.

Объект менеджмента — все то, на что на­правлены управленческие воздействия субъек­та менеджмента в рамках организации и для реализации ее целей и задач.

Объекты менеджмента:

1) человеческие ресурсы организации;

2) поставщики ресурсов для организации;

3) конкуренты организации (реальные и потен­циальные);

4) информационное обеспечение;

5) финансы организации (т.е. непосредственно
финансово-денежные потоки) и управление ими.

Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной дея­тельности имеет свой собственный экономический механизм: внутри­фирменное управление, управление производством и управление персо­налом. Экономический механизм в данном случае рассматривается в ка­честве необходимой взаимосвязи, естественно возникающей между раз­личными экономическими явлениями.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 7. Криминалистическая регистрация | Тема 2. Эволюция теоретического и практического менеджмента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.