КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характер
Существуют различные подходы к определению движущих сил психического развития и как следствие – воздействия на личность. С точки зрения психоанализа, характер человека формируется до 5 лет, и каким он будет, зависит от количества врожденной энергии человека. Возможно, таким образом Фрейд говорил о темпераменте. С точки зрения бихевиоризма, новорожденный – это чистый лист. И только от общества, воспитания и обучения зависит, каким будет человек. Но опираться при этом надо на формулу «стимул – реакция», т.е. дрессировать человека. Бихевиористы разработали теорию подкреплений, которая определяет, что при обучении, лучше использовать положительное подкрепление. А если вы хотите, чтобы ребенок никогда больше не совершал какое либо действие, его надо наказать, при чем немедленно, и объяснив свои мотивы. Гуманистическая психология гласит, что человек от природы добр, в крайнем случае - нейтрален, и только общество делает его злым. Поэтому с самого рождения необходимо создать условия, в которых каждый человек будет чувствовать свою уникальность и стремление к самореализации. Окружать ребенка должны люди, которые показывают пример этого гуманного отношения к миру, другим людям. Но насколько это реально в нашем обществе? Итак, характер – это совокупность устойчивых и существенных индивидуально-своеобразных свойств личности, отражающих все многообразие ее отношений к окружающему миру, другим людям, труду и к самой себе. Связь типа характера и мотивации в наибольшей степени раскрывается в типологическом подходе акцентуаций характера. Акцентуация характера – это заострение какой-либо черты, которая является как проявлением индивидуальности, так и слабым звеном личности. Эти типы выступают как тенденции характера, широко используемые для типологической характеристики личности. Некоторые психологи считают, что "именно акцентуированные личности обладают наиболее выраженным творческим потенциалом". Проведенное социально-психологическое исследование в Вузах Москвы показало, что "среди наиболее успешных в учебе студентов абсолютное большинство лиц оказалось акцентуированными личностями". Каждой акцентуации (тенденции) характера присущи как положительные, так и отрицательные черты. К. Леонгард подчеркивает, что в случае акцентуаций более сильно проявляются отрицательные, а в случае простых тенденций– положительные свойства личности. Подросток с явной акцентуацией, с одной стороны, избирательно чувствителен к пагубным влияниям среды, психическим травмам, а с другой стороны, в ответ на эти воздействия он дает специфическую реакцию, соответствующую его характеру. Соответственно, при различного типа акцентуациях возникают разные проблемы: у одних – ранняя алкоголизация, у других – опасность суицида и т.д. Тип акцентуации определяет и межличностные отношения. Поэтому, для избежания нежелательных последствий (усиления акцентуированных черт до психопатического уровня, побегов из дома, попыток самоубийства, противоправного поведения и т.д.), эффективно рассмотрение типов акцентуации личности в свете подростковых проблем, свойственных каждому конкретному типу. Знание акцентуаций детей и подростков дает нам возможность подобрать наиболее оптимальные методы педагогического воздействия, с целью раскрытия лучших сторон ребенка. Мы в состоянии не только помочь подростку максимально легко, без осложнений, пройти все «подводные камни» подросткового возраста, но и обернуть кажущийся недостаток в преимущество, в ту «изюминку», которая наилучшим образом способствует развитию творческих способностей подростка в будущем. Существует две основные типологии акцентуаций характера. К. Леонгард и А.Е. Личко выделяют соответственно 12 и 11 типов акцентуаций характера. В случае не акцентуаций, а более мягко проявленных тенденций они охватывают практически все возможные типы. Так, циклоидный тип может быть при этом объединен с эмоционально-лабильным, а тревожный– с эмотивным и экзальтированным. Ниже приводятся свойственные различным акцентуациям характера (по А.Е. Личко) черты, определяющие доминирующие мотивы и направленность личности. В скобках указаны названия акцентуаций по К. Леонгарду, в случае совпадения описанных типов. Будучи присущи именно акцентуациям и особенно психопатиям, указанные черты выступают до крайности заостренными. В то же время, проявляясь в виде более слабых тенденций, склонностей, они определяют структуру характера человека и наиболее свойственных ему особенностей мотивации. 1. Истероидный («демонстративный») тип. Эти подростки не выносят, когда при них хвалят других, уделяют другим больше внимания. Успешность их учения во многом зависит от того, ставят их в пример другим или нет. Главная черта – демонстративность, ненасыщаемая потребность во внимании, восхищении и сочувствии окружающих. С ней связаны лживость, внушаемость, театральность и т.д. Их «слабое место» – утрата всеобщего внимания, ущемленное самолюбие, развенчанная исключительность. В этих случаях появляются «бегство в болезнь», попытки избавиться от того на кого внимание переключилось. Нередко используются суицидальные демонстрации (способы самоубийства рассчитаны на быструю помощь и предотвращение). Нарушение поведения часто тоже служит этим целям: выпивки, воровство, прогулы – сигнал для родственников: «Верните мне прежнее внимание и заботу, иначе я пропаду!» Характерны поверхностность эмоциональных проявлений, их направленность на внешний эффект, стремление «позировать, не быть, а казаться». Отмечаются непостоянство привязанностей, вообще неразвитость духовной сферы, склонность к ревности и зависти. Характерна повышенная внушаемость. Поскольку они претендуют на исключительное положение или лидерство в группе сверстников, «пускают пыль в глаза», то долго эти подростки нигде не задерживаются. Алкоголизм здесь встречается редко, делинквентность (противоправное, преступное, криминальное поведение) обычно носит несерьезный характер, но они любят похвастаться этим. Проявления искренних связей с миром не характерны. По А.Е. Личко, «увлечь может лишь то, что дает возможность покрасоваться перед другими». Доминирующий мотив демонстративных личностей – слава во всех ее значениях и всех возможных проявлениях, от детского желания привлечь к себе внимание любой ценой и стремления иметь модные и престижные вещи, одежду, прическу до жажды широкой известности в той или иной сфере деятельности. Стремление к первенству, карьере, власти также опосредствует этот главный мотив. Демонстративным ребятам иногда нужно насыщать их потребность в признании: давать возможность быть хозяином вечера, гидом при приеме гостей, справедливо хвалить за успехи. И в тоже время их нужно приучить ценить успехи других ребят, т.е. одновременно хвалить и других. Важно их ориентировать их не на сравнение с другими, а с самим собой. В этом – залог их личного творческого роста. Им важно повышение самокритичности, построение самооценки на основе реальных творческих успехов. 2. Сенситивный (« тревожный» ) тип. Эти подростки с детства пугливы, застенчивы и послушны, это – «домашние дети». Школа сначала пугает их, но затем, привыкнув к одному классу, они стремятся остаться в нем, даже когда им досаждают одноклассники. Учатся обычно старательно, бояться вызовов к доске, контрольных и экзаменов. Основные черты – высокая чувствительность и чувство неполноценности. Их «ахиллесова пята» – отношение окружающих: крайне тяжела ситуация, в которой они становятся объектом насмешек или подозрений. У них рано формируется чувство долга, ответственности. Они усваивают моральные нормы поведения и духовные ценности старшего поколения. Предъявляют высокие этические требования к окружающим и, прежде всего, к себе. В себе видят много недостатков, пытаются с ними бороться или их маскировать, занимаются самобичеванием. К родственникам сохраняют детскую привязанность, подчиняются их опеке, упреки и наказания вызывают угрызения совести, слезы и даже отчаяние. Эти подростки предпочитают близкого друга большой компании, им свойственны романтические влюбленности, однако, свои чувства или скрывают, или выражаю так неудачно, что любовь остается безответной. Это еще больше обостряет чувство собственной неполноценности. Когда сенситивный подросток попадает в полосу неудач, разочарований или когда ему предъявляют серьезные несправедливые обвинения, появляются депрессивные реакции. Бывают попытки самоубийства. Вместе с тем данный тип обладает весьма широким набором черт, благоприятных для развития глубоких, искренних отношений. Это способность к сильным и глубоким чувствам, постоянство привязанностей и увлечений, их широта и многообразие; естественная (внутренняя) склонность к высоким нравственным нормам в оценках и в поведении; легкая, естественная усвояемость социальных ценностей, восприимчивость к интересам, обычаям, вкусам старшего поколения. Важной положительной чертой является склонность к интуитивному восприятию и мышлению. Одновременно сенситивному типу характера свойствен и ряд черт, неблагоприятных для самореализации. К ним относятся повышенная впечатлительность, тревожность и боязливость, трудности с контактностью, склонность к чувству собственной недостаточности, сильное переживание неудач, повышенная утомляемость. Увлечения в основном интеллектуально-эстетические, в них, как отмечает А.Е. Личко, привлекает «сам процесс занятий». Доминирующие мотивы людей данного типа характера связаны с духовно-нравственными ценностями. Главная проблема во взаимодействии с данным типом – повышение их уверенности в себе. Нужно хвалить за малейшее продвижение в деле, не допускать публичной критики (лучше отказаться от нее совсем). Тревожных ребят нужно учить реалистичному планированию дел (через организации соответствующего самовоспитания). Им нельзя давать не по силам сложные задания («вдруг справиться»), не стоит торопить. Уверенность в себе у них появляется в случае накопления маленьких успехов. Важна для них атмосфера – теплая, щадящая. Необходимо пресекать злые шутки, создавать и поддерживать традиции: отмечать дни рождения, успехи и т.д. Обязательные занятия психической саморегуляцией с формулами уверенности в своих способностях, в силе своей личности. 3. Гипертимный тип. Гипертимные подростки с детства общительны, болтливы, шумливы. В школе оказываются не дисциплинированными, неусидчивыми, поэтому, несмотря на свои способности, учатся неровно. В подростковом возрасте их главной чертой становится приподнятое настроение: оптимизм в сочетании с кипучей энергией. В компаниях – это лидеры, «заводилы». У них есть неудержимый интерес ко всему новому – людям, местам, занятиям. Но существует и оборотная сторона этих привлекательных качеств. С энтузиазмом включаясь в новое дело, они не доводят его до конца, постоянно меняют увлечения, не в состоянии выполнить работу, требующую тщательности, аккуратности. Легко общаясь с разными людьми, они не разборчивы в выборе знакомств и могут попасть в асоциальную группу. Они плохо переносят одиночество и жесткий контроль со стороны взрослых, дают вспышки раздражения и гнева. В семье борются за самостоятельность (реакция эмансипации); есть склонность к самовольным отлучкам из дома. У них легко возникают конфликты не только с родителями, но и с учителями в школе. Из острых подростковых проблем им свойственны делинквентность и алкоголизация (в компании сверстников); могут попробовать другие дурманящие средства. Для них характерны ранние сексуальные связи. В этом типе характера также отмечается целый ряд черт, благоприятных для обретения гармоничных связей с миром. Прежде всего, это встречающееся почти исключительно у данного типа оптимистическое отношение к своему будущему, а также постоянно приподнятое настроение, «солнечность». Соответственно, характерно обычно хорошее самочувствие. Следует отметить общительность, стремление быть в компании, уверенность в своих силах, живой интерес ко всему новому, стойкость к неудачам, богатство и разнообразие увлечений. К положительным моментам относятся также целеустремленность, активность и предприимчивость, малая утомляемость, способность рисковать, отходчивость, способность легко прощать обиды. Существенными недостатками, затрудняющими раскрытие личности, являются непостоянство, отвлекаемость (в том числе и в увлечениях), беззаботность, недостаток четкого видения грани между дозволенным и недозволенным, стремление к лидерству, командованию, недостаточная основательность, легкомыслие, непереносимость критических замечаний в свой адрес. Доминирующие мотивы у гипертимов могут быть самыми различными. В благоприятных условиях, способствующих преодолению непостоянства, отвлекаемости и других отрицательных черт, они будут связаны с активной, творческой жизнью. В менее благоприятных условиях развития доминирующими могут стать мотивы первенства (престижная мотивация), карьера, власть и даже гедонистическая установка – удовольствия и развлечения как основной мотив. 4. Астено-невротический («дистимный») тип. Главные черты – повышенная утомляемость, раздражительность и ипохондричность. Утомляемость проявляется особенно сильно при умственных нагрузках, что сказывается на учебе. Раздражение по малейшему поводу тут же изливается на окружающих, но аффективные вспышки несильны и непродолжительны, они легко сменяются раскаянием и слезами. Ипохондричность проявляется в патологической заботе о собственном здоровье. На основе этой акцентуации может начаться невротическое развитие. Ни делинквентность, ни побеги из дома, ни алкоголизация здесь не встречаются. Отличается рядом крайне неблагоприятных черт – склонностью к пессимизму, ощущению непрочности жизненной радости, повышенной утомляемости и раздражительности, к ипохондричности, к пониженному уровню настроения. Характерны недостаток уверенности в себе и напряженность при преодолении трудностей. В то же время отмечаются черты, благоприятствующие развитию сущностных жизненных отношений, – потребность в близких друзьях и в общении с окружающими, отзывчивость (хотя и избирательная), вдумчивость, склонность к творческому мышлению, ответственность в работе. К. Леонгард указывает, что «личности этого типа по натуре серьезны», в связи с чем им свойствены «тонкие, возвышенные чувства, несовместимые с человеческим эгоизмом». Кроме того, «серьезная настроенность ведет к формированию серьезной этической позиции». У личностей данного типа есть все предпосылки для доминирования самореализационных мотивационных отношений и общей ориентации на духовно-нравственные ценности. Однако свойственные им отрицательные черты, прежде всего пессимизм, сильно затрудняют становление гармоничного жизненного мира. 5. Эпилептоидный (частично «возбудимый») тип. Главные черты – склонность к дисфории, напряженность потребностей и вязкость, инертность мышления, эмоциональности, других личностных сфер. Дисфории сильны и продолжительны (до нескольких дней): раздражение приводит к поиску объекту, на котором можно сорвать зло, подросток долго не может остыть. Аффект может возникнуть по любому поводу, но часто бурные эмоциональные реакции вызываются конфликтами с окружающими, неизбежными при властности, неуступчивости и эгоизме таких подростков. Эмансипация от взрослых протекает очень тяжело. Если конфликт приводит к разрыву отношений с родными, проявляется озлобленность и мстительность. Их власть в группе сверстников держится на страхе слабых, но в тоже время они умеют угодить начальству. Влюбленности эпилептоидных подростков всегда окрашены мрачными тонами ревности. Появляется напряженное сексуальное влечение. Возможны сексуальные эксцессы, вплоть до извращения. При ранней алкоголизации возникает потребность пить «до отключения». Несмотря на положительные качества – аккуратность, бережливость, дисциплинированность при жестких условиях воспитания – эпилептоидный тип характера является одним из самых неблагоприятных для социальной адаптации. Резко преобладают черты, неблагоприятные для развития в согласии с окружающим миром. Характерна склонность к властолюбию, к сведению отношений, в основном к выяснению, кто выше, кто важнее. Соответственно склонность подчиняться тем, кто сверху, к лести, к лицемерию и ханжеству. Отмечается злопамятность, мстительность, склонность к дисфориям, к ссорам. Типично грубое преследование личных интересов. Характерны так же ревнивость, мелочность, придирчивость. Эпилептоиды обычно четко проводят грань, делящую мир на «мое» и «не мое». Отмечающиеся положительные черты в связи с вышеуказанной гранью в аспекте развития сущностных мотивов также имеют отрицательный оттенок. Есть основательность, способность всегда найти пользу, но именно свою пользу. Аккуратность, бережливость проявляются по отношению к своему – своим вещам, своим порядкам. В известном смысле к положительной черте можно отнести скрупулезность, если ее очистить от мелочности и тенденции превращаться в самоцель. А.Е. Личко отмечает у эпилептоидов тягу к спортивным занятиям, позволяющим развивать физическую силу, а также возможность увлечений прикладным искусством, ювелирной работой. Он указывает, что многие эпилептоиды любят музыку и пение, получая от занятий ими удовольствие. Доминирующие мотивы эпилептоидов – карьера, власть, мотивы первенства. Кроме того, значимы материальные стороны жизни – достаток, богатство, ценные вещи, все формы владения и собственности. Они также часто становятся доминирующими мотивами. Мотивы к самоактуализации возможны, но их развитие, особенно в сфере отношений между людьми, обычно затруднено свойственными личностям этого типа чертами. При достаточной выраженности данной тенденции характера общая ориентация на духовно-нравственные ценности маловероятна, жизненный мир остается сложным и трудным. Ребят с эпилептоидной тенденцией и гипертимного типов нужно периодически ставить в положение лидеров, ответственными за какое-либо мероприятие. Им полезно создавать соревновательные ситуации с достойными и сильными соперниками. Для таких ребят важно активизировать самовоспитание нравственных качеств, культуры психической саморегуляции (например, через занятия хатха-йогой и аутотренингом) и на самовоспитание выдержки и терпимости в общении, умении работать систематически. 6. Психастенический («осторожный») тип. Становлению психастении способствует воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. Ребенок боится не оправдать слишком высокие ожидания родителей. Так как в основном надежды и обязанности связаны с учением, критическим периодом становятся первые классы школы. В подростковом возрасте появляется нерешительность, склонность к самоанализу и тревожная мнительность. Им труден любой, даже малозначимый выбор. Пытаясь преодолеть свою нерешительность, они иногда действуют скоропалительно и неосмотрительно, а неудачи затем усиливают их сомнения. Они обнаруживают страстную, патологическую привязанность своим близким. Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становится педантизм, точное следование намеченному плану и специально придуманные предметы и ритуалы. Нарушений поведения при этой акцентуации не бывает. Основная проблема – легкость возникновения навязчивых страхов, действий, все более усложняющихся мыслей и представлений. Для данного типа характерно сочетание как благоприятных, так и неблагоприятных для развития мотивов к самораскрытию своей сущности. К положительным относятся сильная привязанность к близким, легкая усваиваемость социально-нравственных норм, широкий круг интеллектуальных интересов и увлечений. Однако указанные благоприятные черты сопровождаются весьма существенными неблагоприятными – тревожной мнительностью и впечатлительностью, склонностью к страхам, пессимизмом, футуристической направленностью мнительности и тревоги, недоверием к себе, к своим собственным решениям и действиям, нерешительностью, склонностью к сомнениям и колебаниям, трудностями с контактностью. Увлечения, как правило, интеллектуально-эстетические. Доминирующие мотивы личностей психастенического типа связаны с глубинными сторонами жизни. Вместе с тем при общей ориентации на духовно-нравственные ценности переход к самореализации затруднен свойственными им отрицательными чертами, в первую очередь пессимизмом и тревожной мнительностью. 7. Лабильный тип. Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения, повышенная эмоциональная лабильность. От сиюминутного настроения зависит самочувствие, сон и аппетит, работоспособность, поиски общения или стремление к одиночеству. Лабильным подросткам свойственны глубокие чувства и привязанности. Они отзывчивы и ценят доброе к себе отношение, участие и заботу. С любящими родственниками их связывает эмоциональная близость, несмотря на мимолетные ссоры. Они становятся преданными друзьями для тех, кто способен им сопереживать. При этом типе акцентуации глубоко переживаются упреки, нотации, осуждение. Утрата близких, вынужденная разлука, отвержение со стороны значимых людей вызывают аффективные реакции, неврозы и депрессии. Этот тип характеризуется многими чертами, благоприятными для самореализации, и в то же время противоречивостью, наличием затрудняющих их развитие отрицательных свойств. Среди благоприятных характеристик отмечается способность к глубоким чувствам, к искренней и постоянной привязанности, преданной дружбе; повышенная синтонность; общительность, тяга к компании, легкая контактность, причем склонность к эмоциональным контактам; способность интуитивно чувствовать отношение окружающих и отвечать открытой и искренней взаимностью. Неблагоприятными чертами являются крайняя изменчивость настроения, непостоянство увлечений, легкая внушаемость, исключительная тяжесть переживания неприятностей и несчастий, зависимость отношения к своему будущему от настроения. В подростковом возрасте увлечения обычно ограничиваются «общением с товарищами, художественной самодеятельностью, да еще некоторыми домашними животными... Ни одно... не длится долго и скоро сменяется другим». В то же время им «свойственны глубокие, стойкие чувства привязанности». Доминирующими обычно являются мотивы, связанные с духовно-нравственными ценностями. Лабильным, как и психастеничным ребятам необходимо вырабатывать более трезвый и эмоционально-умеренный взгляд на мир, т.к. они склонны к преувеличениям в оценке событий. 8. Шизоидный (частично «застревающий») тип. Черты этого типа проявляются особенно рано. С детства ребенка отличает холодность, избегание сверстников, игры в одиночестве. В половом возрасте выступают такие черты, как замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность или нежелание устанавливать эмоциональные контакты. Внутренний мир подростков богат только при высоком интеллекте, но в любом случае он полон фантазий и увлечений, тщательно скрываемых от посторонних. Духовное одиночество их не тяготит, неспособность к общению связана с недостатком интуиции («любят меня или ненавидят?») и отсутствием сопереживания другим. Недоступность их внутреннего мира, сдержанность в проявлении чувств делают их поступки неожиданными и непонятными для окружающих. Алкоголизация здесь встречается редко, так опьянение не вызывает у них подъема настроения. Наиболее острая проблема – использование других дурманящих веществ, усиливающих фантазии, делающих их более красочными и чувственными. Делинквентность нечасто, но встречается, причем правонарушения совершаются в одиночку (хорошо продуманные кражи, сексуальная агрессия и др.). Данному типу свойственны черты, сильно затрудняющие раскрытие себя. К ним относятся замкнутость, отгороженность от окружающего, сниженная потребность в общении, низкая синтонность и низкий эмоциональный контакт с окружающими людьми, отсутствие «внутреннего единства» (А.Е. Личко), холодность и сдержанность. В то же время этому типу свойствен и целый ряд черт, весьма благоприятных для развития духовных сторон жизни. Это богатство внутреннего мира, способность к сильным привязанностям, сила и постоянство увлечений, их широта, богатство и значимость, высокая потребность в самовыражении, способность к творчеству, созиданию нового. Кроме того, характерны целеустремленность и склонность к организаторской деятельности. Доминирующие мотивы этих индивидов нередко связаны с творческими сторонами жизни, особенно в сфере увлечений и глубоких интересов (эстетические и познавательные мотивы). В то же время искренние отношения с людьми весьма затруднены. Даже сильные постоянные привязанности, любовь часто остаются неразделенными (т.е. несущностными) вследствие замкнутости, отгороженности, низких синтонности и контактности. Постоянство отношения обусловлено в таких случаях не сущностностью, а застреваемостью. Шизоидов следует обучать пониманию и уважению других точек зрения, гибкости в подходе к своим и чужим эмоциям и взглядам. Им полезно участие в тренинге общения – сначала в роли слушателя и беспристрастного наблюдателя, затем и в роли участника дискуссии. Болезненные для них темы лучше деликатно обходить – им надо больше, чем другим типам времени, чтобы успокоиться. В беседах желательно прививать толерантность к миру, ориентировать на переживания в делах, в которых они могут добиваться реальных успехов, чтобы не страдало их болезненное самолюбие. В занятиях психорегуляцией им полезно давать формулы самовнушения спокойствия, легкости и гибкости. Важно научить критичнее и с юмором относиться к себе, своим обидам и установкам, т.к. их юмор чаще носит саркастический характер. 9. Циклоидный тип. Эти подростки производят впечатление гипертимов. Но в начале или при завершении полового созревания наступает длительное снижение настроения (субдепрессивная фаза). Появляются апатия, раздражительность, ощущается упадок сил. Учиться ставится труднее, компании сверстников больше не привлекают. Бойкие подростки превращаются в унылых домоседов. Обычно состояние меняется через одну-две недели. Но по мере развития акцентуации периоды подъема случаются все реже. В периоды подъема циклоидные подростки плохо переносят одиночество, однообразную размеренную жизнь, кропотливую работу. Им свойственны проблемы гипертимов. В субдепрессивной фазе тяжело переживают изменение привычного образа жизни, мелкие неприятности и неудачи в учении, неизбежные из-за падения работоспособности. Серьезные неудачи, укоры и упреки могут вызвать острую аффективную реакцию (возможны попытки самоубийства). Циклоидам также необходимо вырабатывать более трезвый и эмоционально-умеренный взгляд на мир, т.к. они склонны к преувеличениям в оценке событий. 10. Неустойчивый тип. Подростки с детства непослушны, непоседливы, но трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Учатся только при постоянном строгом контроле. Главная черта – неустойчивость поведения, слабоволие. Они тянутся к развлечениям, удовольствиям, безделью. Часто забрасывают учебу (никакой труд для них не привлекателен). Любят гулять, включаются в уличные компании, часто – в асоциальные группы. Основная проблема – делинквентность, связанная с желанием развлечься (кража, угон мотоциклов, хулиганство и т.д.). Склонны к алкоголизму, токсикомании или наркомании. Часто убегают из дома. Во время побегов ищут компанию или подходящего спутника, легко попадают под его влияние. К родителям обычно равнодушны. Рассматривают их как источник средств для развлечений. Не способны на преданную дружбу и романтическую влюбленность. 11. Конформный тип. Главная черта – чрезмерная конформность к своему окружению, а, следовательно, не критичность, консерватизм, нелюбовь к новому, отсутствие инициативы. Такие подростки – продукт своей микросреды. В благополучном окружении им несвойственны нарушения поведения. Попав в другую среду, они первоначально тяжело к ней адаптируются, но затем усваивают все ее обычаи, привычки, манеру поведения. Они дорожат своим местом и стабильностью в группе сверстников. Одна из самых тяжелых ситуаций – изгнание из подростковой компании. Попав в асоциальные группы, конформные подростки легко спиваются, втягиваются в групповые правонарушения. Их могут подбить на побег из дома. Следует иметь в виду, что тенденции характера, как и более резко проявленные акцентуации, чаше всего образуют различные сочетания из двух или трех типов. В зависимости от входящих в эти сочетания тенденций благоприятные и неблагоприятные для сущностной мотивации черты последних могут как взаимодополняться, усиливаться, так и компенсировать друг друга. Наиболее удачными для формирования сущностных мотивов можно считать сочетания сенситивного типа с гипертимным, осторожного (психастенического) с гипертимным, вышеназванные сочетания с включением в них застревающего (шизоидного) типа, а также ряд других. При этом имеется в виду, что по своим результирующим характеристикам сочетания тенденций характера будут отличаться от соответствующих сочетаний собственно акцентуации, в которых обычно наиболее резко проявляются отрицательные черты сочетающихся типов (К. Леонгард: «Легкая степень отклонений связана чаще с положительными проявлениями, а высокая – с отрицательными»). В заключение сделанного краткого обзора тенденций характера в аспекте их связей с мотивацией приведем весьма обоснованный, по нашему мнению, взгляд В.К. Вилюнаса на генезис и проявления акцентуаций. В основе всех акцентуаций (тенденций) характера лежат инстинктивные побуждения, выработанные биологической эволюцией для повышения выживаемости вида в изменчивых условиях среды. Предрасположенность к проявлению любой из тенденций в той или иной степени заложена в каждом человеке и может реализоваться в соответствующих условиях. Например, эпилептоидная тенденция в крайне жестких условиях существования (война, криминальная среда и т.п.) проявляется даже у тех, в ком степень расположенности к ней весьма слабая. Таким образом, даже сильно выраженные задатки той или иной тенденции при определенных условиях развития могут быть затушеваны, могут не найти возможностей для проявления, и, наоборот, слабо выраженные – развиться. Краткое описание положительных и негативных черт характера у акцентуированных личностей приводится в таблице 9. Таблица 9 Акцентуации характера (по К. Леонгарду)
Окончание табл. 9
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |