Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни способностей

Виды способностей

Способности

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.

Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях легко, быстро и вместе с тем основательно усваивает способы ее организации и осуществления.

Способности формируются на основе задатков – врожденных физиологических особенностей мозга и нервной системы.

Наличие задатков не означает появления способностей. Для того, чтобы задатки превратились в способности, необходимы соответствующие условия и собственная активность ребенка. Более успешно происходит развитие способностей в сенситивный период – наиболее благоприятный для развития способностей. Для большинства способностей сенситивным периодом развития является дошкольный возраст.


1) Общие – система индивидуально-психических свойств, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями, навыками для осуществления различных видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в познавательных (психических) процессах. Это любознательность, внимательность, последовательность, способность поставить цели и осуществить их. Общие способности тесно связаны с направленностью личности, с устойчивостью интересов.

2) Специальные – это возможности к развитию психических процессов или качеств личности для конкретного вида деятельности.

Специальные способности бывают двух видов:

а) в области психической деятельности (перцептивные, мнемические, логические, сенсорные, коммуникативные и др.);

б) к определенному типу деятельности (музыкальные, организаторские, лингвистические, педагогические, творческие, математические, научные и т.п.).

3) Способность к общению предполагает развитую степень социально-психологической адаптации, т.е. активное приспособление индивида к условиям новой социальной среды. Проявляется в умении оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе.

Выделяют два вида развития способностей: репродуктивный и творческий.

Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, хорошо усваивает знания, алгоритмы решения задач. Второй уровень развития способностей предполагает создание чего-то нового, оригинального. К этому уровню способностей относят талант и гениальность.

Талант – уровень развития способностей, который предполагает исключительное мастерство и, вместе с тем оригинальное, творческое решение задач в определенной области, т.е. талантливым считается человек, овладевший всеми секретами профессии (репродуктивный уровень) и способный не просто к исключительно успешному усвоению знаний и навыков, но и предлагающий новые, нестандартные приемы использования их (творческий уровень).

Гениальность – высшая степень творческой одаренности, способность оригинально, нестандартно воспринимать окружающий мир. Гением обычно называют человека, открытия которого изменили представления человечества в различных сферах жизни (науки).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характер | Направленность на себя
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 990; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.