Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Другие проблемы общения

Барьеры в общении

Барьеры коммуникативные – различия в однородных особенностях личностей участников контакта, препятствующие полноценному общению между ними.

Можно выделить следующие барьеры:

· смысловой – одно и то же явление (слово, фраза, событие) имеют разный смысл для разных людей. Например, война как трагедия для народа и как средство выражения политических амбиций. Этот барьер также проявляется в неумении учитывать истинные мотивы одинаковых внешне поступков;

· моральный – различия между людьми в усвоенных ими социальных нормах и ограничениях. Сюда относятся также: приличная "упаковка" для неблаговидных поступков, и тот феномен, что очень хороший человек теряет в привлекательности, если у него нет слабостей;

· мотивационный – когда цели (потребности) взаимодействующих людей не совпадают, а также, когда побуждение не связано с потребностями побуждаемого;

· интеллектуальный – различия в уровне интеллекта, глубине предвидения и понимания ситуаций и потребностей, а также мистичность, мифологичность сознания или доминирующая рефлекторность психики против рациональности;

· ригидностный – отсутствие гибкости межличностных установок, затрудненность перестройки восприятия, системы мотивов, эмоциональных откликов в изменяющейся обстановке. Инерция, косность привычных схем; эмоциональный – различия в эмоциональных состояниях, отсутствие эмпатии, а также недоступность разуму доводов логики в связи с тем, что эмоции всегда отключают мышление (прямо пропорционально их силе);

· эстетический – требования к форме: внешний вид объектов (людей, документов и др.), ритуальность поведения, этикет. Такой эффект, как иррадиация красоты или безобразия: человек, имеющий красивую вещь, иногда и сам кажется достойным.

Задача коммуникатора заключается в том, чтобы не носить барьеров в себе и помогать другим преодолевать их барьеры, преодолевая, используя, убирая или затушевывая различия между людьми.

 

Удовольствие от взаимоотношений люди получают при сходстве или дополнении друг друга, проблемы возникают от различий.

Инерция включенности: предыдущие и текущие жизненные обстоятельства, прогнозы и другие факторы, связанные с уже подключенными моделями, могут препятствовать контакту, т. к. они обусловливают избирательность восприятия и частичную предопределенность реагирования.

Сигнальность: планы и прогнозы на беседу могут нарушаться: моделями, подключаемыми в коммуникаторе реальными проявлениями партнера и самим его появлением.

Недостатки при диагностике также могут быть связаны с соотношением фигура-фон при фиксации внимания, например:

· выдергивание знаков (проявлений), подтверждающих прогноз;

· усмотрение того, что характерно для коммуникатора и игнорирование того, что для него чуждо;

· игнорирование явного выражения лица партнера вследствие обычной инерции или психологической защиты и др.

Ряд проблем связан с издержками функционирования механизмов настройки. Так, при идентификации недостойный человек может быть позитивно оценен в силу внешнего совпадения его черт с положительными персонажами из прошлого опыта коммуникатора, или наоборот, к достойному возникнет необъяснимое негативное отношение. Проблема может усилиться из-за того, что коммуникатор будет полусознательно ставить оцененного им человека в такие реальные условия, чтобы подтвердить этот прогноз. При стереотипизации конкретность объекта перечеркивается обобщенными представлениями, что также приводит к предубежденному отношению.

Слабая рефлексия приводит к тому, что человек перестает адекватно оценивать свои поступки, и в результате «зарывается», делает ошибки. Очень сильная рефлексия, что, бесспорно, является позитивным качеством, в сочетании с другими факторами может привести к постоянному самокопанию в тех даже случаях, когда оно является помехой, и вылиться в нерешительность, мнительность и т.д.

Слабая эмпатия приводит к эмоциональной черствости и прямолинейности в отношениях, сильная может означать высокую подверженность заражению и, в результате, повышенную внушаемость.

В процессе каузальной атрибуции человек может поверить правдоподобной лжи или, наоборот, приписать негативные причины действительно доброму побуждению.

Дело не в недостатках механизмов настройки, а в надлежащем управлении ими (или осознании того, как они действуют).

Также влияют следующие факторы:

· высокая скорость умственной деятельности – установлено, что человек думает в среднем в четыре раза быстрее, чем говорит, в результате при слушании голова может быть занята другими вещами;

· неустойчивость внимания – установлено, что продолжительность устойчивого восприятия человеком зрительной и слуховой информации без рассеивания внимания в среднем не превышает трех минут;

· аутокоммуникация – человек любуется звучанием своего голоса, выправкой, одеждой, трещит пальцами – «сам с собою»;

· антипатия к чужим мыслям и, особенно, к негативным оценкам.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эффекты восприятия | Манипулятивное поведение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.