КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эффекты восприятия
Механизмы настройки Атрибуция (каузальная) – объяснение человеком причин и мотивов поведения своих и других людей, их личностных качеств и причин событий. При недостатке объективной информации об этих факторах человек додумывает их на основе своего опыта, и это существенно влияет на поведение. Вывод: нужно иметь достаточно информации о партнере и снабжать его соответствующими данными о себе. Идентификация – опознание чего-либо, кого-либо, процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака или свойства, в результате чего происходит установление их сходства или различия. Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, и выяснение того, как другие знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и связанные с познанием представления. Развитая рефлексия позволяет предсказывать реакции партнера по контакту и находить более адекватные решения. Стереотипизация – восприятие, классификация и оценка людей и событий на основе устойчивых и упрощенных образов, возникающих в результате обобщения личного опыта и представлений, принятых в обществе (отнесение к социальной группе). Стереотипы могут быть национальными, этническими, ролевыми, половыми, возрастными, профессиональными, статусными, и др. Стереотипизация и идентификация позволяют часть информации получать в готовом виде из памяти. Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека. Выделяют виды эмпатии: · эмоциональная, основанная на механизмах проекции и подражания двигательным и аффективным реакциям другого человека; · когнитивная, базирующаяся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и др.); · предикативная – способность предсказывать аффективные реакции другого в аффективных ситуациях. Формы эмпатии: - сопереживание – переживание тех же эмоциональных состояний, что и партнер; - сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств партнера. При эмпатии наблюдается снижение рефлексии. Перенос – влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. Это овладение происходит легче и быстрее. Перенос составляет основу развития, обучения, творчества и интуиции (вкупе с комбинаторными способностями).
Отмечены следующие эффекты при восприятии людьми друг друга: 1) первичности – о новом человеке более важна первая в порядке поступления информация. Если представить сначала положительные стороны человека, а затем отрицательные, то отношение к нему будет более благоприятным, чем, если представить информацию в обратном порядке; 2) новизны – о знакомом человеке более значимой оказывается последняя, более новая информация о нем; 3) ореола – распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. Так, если первое впечатление о человеке благоприятного и дальнейшие его поступки, а также черты личности переоцениваются в благоприятную сторону. При первом неблагоприятном впечатлении – наоборот, т.е. даже хорошие качества и поступки недооцениваются, внимание оценивающего приковано к недостаткам. Общий "ореол" распространяется и на неизвестные качества; 4) стереотипизации – возникает относительно принадлежности человека к социальной группе или слою. Связан с распространением в обществе (круге общения, референтной группе) определенных отношений к социальным группам (слоям) – представителям других наций, профессий, власти и др.; 5) края – лучше запоминается информация в начале и в конце эмоционально равномерного ряда стимулов. Эти эффекты можно использовать при представлении кого-либо (себя) другим людям и учитывать при восприятии других.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |