Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Командный труд

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Команда – группа из двух или более индивидов, которые для достижения определенной цели координируют свои взаимодействия и трудовые усилия. Эффективность работы команды определяется по производительному выпуску (количество и качество результатов труда) и личному удовлетворению (способность команды к насыщению индивидуальных потребностей ее членов, а отсюда к поддержанию в них стремления к командному труду и приверженности ее интересам).

Формальные команды создаются как часть организационной структуры компании. Выделяют три разновидности – горизонтальная, вертикальная и специализированная.

Вертикальная команда включает в себя менеджера и его формальных подчиненных, ее называют функциональной. Может включать три-четыре уровня иерархии. Создается для достижения определенных целей организации посредством совместных усилий ее членов и взаимодействий между ними.

Горизонтальная команда состоит из работников одного и того же уровня, но разных отделов. Они собираются вместе, решают задачу, а потом возвращаются к своим постоянным обязанностям. Обычно формируются в виде специальных групп или комитетов. Специальная группа (межфункциональная команда) по достижении определенной цели распускается. Комитет является более долговечным образованием, нередко становится частью организационной структуры. Членство в нем определяется должностью сотрудника. Горизонтальные команды получают ряд преимуществ – позволяют членам организации обмениваться информацией, генерируют идеи по координации деятельности отделов, находят новы решения организационных проблем, способствуют развитию новых методов организационной политики и практики. Специализированные команды не входят в формальную структуру организации и работают над наиболее важными или уникальными проектами.

Самоуправляемые команды ставят целью объединения в команды работников низших уровней для привлечения их к процессу принятия решений, в том числе относительно собственных заданий, что позволяет добиться значительного роста производительности. Команды по решению проблем и задач состоят из 5-12 сотрудников одного отдела, которые добровольно обсуждают вопросы повышения качества и эффективности труда. Самоуправляемые команды состоят из 5-20 человек различных навыков, в них осуществляется ротация рабочих заданий, они отвечают за весь цикл производства товара или услуги, как правило, характеризуются доступом к необходимым ресурсам, правом самостоятельных решений, члены команды обладают различными навыками и могут выполнять различные функции.

Характеристики команд

Сплоченность команды – степень, в которой команда привлекает к себе участников, уровень их мотивации оставаться в группе, характеризуется командными взаимодействиями, концепцией общих целей, привлекательностью команды для каждого ее члена. Данная характеристика обеспечивает моральные и производственные преимущества.

Командные нормы развиваются в четырех направлениях – перенос поведения, связанный с имеющимся опытом, явное выражение лидером команды или участниками, первенство, критические события в истории команды.

Роли:

 

Активное Направленное на решение задач поведение Пассивное Специалисты по решению задач (инициатива, обмен мнениями, поиск информации, подведение итогов, энергия). Главное - достижение командных целей, человеческие потребности игнорируются. Важная роль, но если она преобладает социальные потребности членов команды будут не удовлетворены. Двойная роль. Главное – и цели и люди. Могут быть лидерами. Важная, но не главная роль, особенно если есть специалисты по решению задач и социально-эмоциональная поддержка.
Сторонний наблюдатель. Не прилагает особых усилий ни к выполнению задач команды, ни к удовлетворению потребностей ее членов. Второстепенная роль, но если ее исполняют слишком много членов, команда разваливается.   Социально-эмоциональная поддержка (воодушевляют, создают гармонию, снижают напряженность, стремятся всегда шагать в ногу, готовы к компромиссам). Главное – потребности людей, задачи не толь важны. Важная роль, но если она преобладает снижается производительность
Пассивное Социально ориентированное поведение Активное
       

 

Размер – чем меньше команда, тем больше удовольствия от совместного труда, неформальные взаимоотношения, не предъявляют к лидерам особых требований, чем команда больше – возрастает возможность конфликтов, образования подгрупп, растут требования к лидерам, не характерны дружеские отношения и пр.

К командным процессам относятся изменяющие во времени динамические силы, на которые может оказывать влияние лидер.

Пять стадий развития команды:

Причинами конфликтов в командах становится недостаток ресурсов, нечеткое разграничение обязанностей, кризис коммуникаций, личностные аспекты, различия во власти и статусе, различия в целях. Под конфликтом понимается столкновение противоречивых или несовместимых сил; противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности. Конфликты бывают нескольких типов – функциональным (полезным) и дисфункциональным, внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт. Действия руководителя по решению конфликта заключаются в изучении причин возникновения, ограничении числа участников конфликта, анализ конфликта и его разрешение. Существует несколько стилей разрешения конфликтов:

– конкурентный стиль должен применяться, когда необходимы быстрые и решительные действия, особенно в важных делах или непопулярных мерах;

– уклонение от конфликта целесообразно, когда решение очевидно и изменить его невозможно, необходима отсрочка или когда последствия обойдутся слишком дорого;

– компромиссный стиль применим, когда цели сторон одинаково важны, оппоненты обладают одинаковой властью и стремятся к устраивающему друг друга решению или когда решение нужно принять как можно быстрее;

– приспособление эффективно, когда индивид осознает ошибочность своей позиции, главное – поддержание гармонии;

– совместная работа адекватен, когда невозможно пренебречь интересами ни одной из сторон.

 

 

 


Рисунок 8. Этапы развития команды

Преимущества работы в команде – уровень интенсивности усилий, удовлетворение, расширение знаний и навыков, организационная гибкость. Издержки – перестройка структуры власти, безбилетники, затраты на координацию.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принятие управленческих решений | Коммуникации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.